Копия
Дело № 2-204/2023
32RS0008-01-2022-001668-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дятьково 16 мая 2023 г.
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Румянцевой Н.А.
при секретаре Цветковой Л.И.
с участием помощника прокурора Ромбаха А.Ю.
представителя Старской поселковой администрации Черкесовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Старской поселковой администрации муниципального образования «Поселок Старь» Дятьковского района Брянской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с постановкой на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что на реке Теребень в районе населенного пункта Кленовский Дятьковского района Брянской области на озере, находящемся на пересечении квартала 58 выдела 11 и квартала 57 выдела 31 Старского участкового лесничества (бывшее Кленовское) ГКУ БО «Дятьковское лесничество» расположено гидротехническое сооружение, сведения о котором в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Старской поселковой администрацией муниципального образования «Поселок Старь» Дятьковского района Брянской области не проводятся мероприятия по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Брянский природоохранный прокурор просил суд обязать Старскую поселковую администрацию муниципального образования «Поселок Старь» Дятьковского района Брянской области выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, гидротехнического сооружения, расположенного на озере, находящемся на пересечении квартала 58 выдела 11 и квартала 57 выдела 31 Старского участкового лесничества ГКУ БО «Дятьковское лесничество».
Помощник прокурора г. Дятьково иск поддержал.
Представитель Старской поселковой администрации иск не признал.
Представители ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество», Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в судебное заседание явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие
Представитель Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Брянской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором сообщил, что гидротехническое сооружение, находящееся на ручье Теребень в п. Клиновский Дятьковского района Брянской области в перечне бесхозяйных и поднадзорных Управлению гидротехнических сооружений не числится, в Российском реестре гидротехнических сооружений не зарегистрировано.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5 статьи 225).
В соответствии с пунктами 8, 32 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 данного федерального закона при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация в соответствии с предписанием органа государственного надзора разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию гидротехнического сооружения.
При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Обеспечение капитального ремонта, консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений в 3-месячный срок организует обследование выявленного гидротехнического сооружения, разработку плана мероприятий по обеспечению безопасности такого гидротехнического сооружения, а также согласование указанного плана мероприятий с органом государственного надзора в порядке и в сроки, которые установлены им.
Орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к обязанностям собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации относятся: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации; финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечение внесения в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. При этом собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 названного обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
25.05.2022 в Брянскую природоохранную прокуратуру поступило обращение, согласно которому год назад вследствие разрушения дамб в Брянской области, в частности на реке Теребень у п. Кленовский Дятьковского района, исчезли лесные озера.
Из сообщения Старской поселковой администрации МО «п. Старь» следует, что п. Кленовский расположен на расстоянии 18 км. от п. Старь Дятьковского района Брянской области на землях гослесфонда. С 2014 года в поселке никто не проживает, жилые дома, пригодные для проживания отсутствуют. Гидротехнические сооружения на ручье Теребень в поселке Кленовский отсутствуют, для решения местного значения не используются, в реестре муниципальной собственности не состоят.
Единый государственный реестр недвижимости не содержит информации об объекте недвижимости-гидротехническом сооружении на реке Теребень у п. Кленовский Дятьковского района.
Из справки Управления лесами Брянской области следует, что на балансе лесничества не числится гидротехническое сооружение, расположенное на озере, находящемся на пересечении квартала 58 выдела 11 и квартала 51 выдела 31 Старского участкового лесничества ГКУ БО «Дятьковское лесничество», финансирование на содержание данного сооружения лесничеству не выделяется.
Как пояснил в судебном заседании заместитель директора ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» Управления лесами Брянской области Знаменкин Н.В., пруд был создан на реке Теребень в 1980-х годах действующим на тот момент лесозаготовительным комбинатом для жителей поселка Кленовское Дятьковского района Брянской области, являвшихся работниками данного предприятия. Примерно с 2000-х годов в поселке никто не проживает. Плотина разрушена до основания, на указанном месте осталось ложе пруда, поросшее кустарником и камышом, протекает река Теребень, как и ранее, до создания пруда. Противопожарного значения пруд не имел, до размытия плотины подъездного пути к нему для пожарной машины оборудовано не было. Отсутствие пруда какой-либо угрозы не представляет.
Согласно справке от 26.01.2023, комиссия в составе заместителя директора ГКУ БО «Дятьковское лесничество», участкового лесничего Старского участкового лесничества, врио главы Старской поселковой администрации произвели обследование пруда на ручье Теребень в кв. 57, выдел 31, площадь 1,9 га, Старского участкового (бывшего Кленовского) лесничества с координатами. На момент осмотра зеркало пруда отсутствует. Плотина, запирающая пруд, размыта водами пруда до основания. При этом в теле плотины образована промоина на всю ширину плотины длиной 15-17 метров. Вымыта из тела плотины пропускная железобетонная труба с оголовком диаметром около 1 метра. Площадь бывшего пруда покрыта обильной травянистой растительностью, камышом и мелкой древесно-кустарниковой растительностью. В прибрежной зоне имеется буреломно-ветровальная древесина.
Из сообщения Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что в ходе проведенного 26 января 2023 года обследования пруда на ручье Теребень в квартале 57, выделе 31 Старского (бывшего Кленовского) участкового лесничества, расположенного вблизи н.п. Старь Дятьтковского района Брянской области, установлено, что водный объект (пруд) спущен, предположительно в связи с размытием участка его обваловки с северо-западной стороны, через образовавшуюся промоину беспрепятственно проходит водоток. На месте промоины прослеживаются остатки бетонной конструкции неизвестного происхождения, соразмерные толщине прудозапорной обвалки – около 12-15 м. Территория участка, на котором расположен водный объект, обильно покрыта травянистой растительностью и ветровальными деревьями.
Учитывая результаты выездного обследования, по мнению департамента, возникает вопрос о возможности признания обнаруженных остатков бетонной конструкции гидротехническим сооружением.
Согласно ответу Приокского управления Ростехнадзора плотина на реке Теребень в перечне бесхозяйных и поднадзорных Управлению гидротехнических сооружений не числится, в Российском регистре гидротехнических сооружений не зарегистрировано.
Согласно ответу отдела водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов сведения о водном объекте – озере (пруд), находящемся на ручье Теребень (п. Кленовское Дятьковского района Брянской области) в отделе отсутствуют.
Поскольку истцом не представлено достоверных и достаточных данных, позволяющих квалифицировать остатки конструкции как объект недвижимости (гидротехническое сооружение), подлежащий государственной регистрации, и имеющий самостоятельное хозяйственное значение, равно как и данных о том, что фактическое его отсутствие до настоящего времени повлекло либо повлечет в будущем возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозы безопасности людей, их жизни и здоровью, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Брянского природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Старской поселковой администрации муниципального образования «Поселок Старь» Дятьковского района Брянской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с постановкой на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Мотивированное решение составлено 05 июня 2023 года.
Председательствующий /подпись/ Н.А. Румянцева
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |