Дело № 2а-1152/2021
УИД 37RS0005-01-2021-001438-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Галумян А.А.,
с участием:
представителей административного истца Болдыревой И.В., Исаковой Я.В.,
административного ответчика Скрипского М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области к Скрипскому М.А. о взыскании транспортного налога, налога на имущество и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области (далее – МИФНС № 6 по Ивановской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать со Скрипского М.А. транспортный налог за 2018 год в размере 12660 руб., пени в размере 481,45 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 56,76 руб. за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере 110 руб., пени в размере 3,94 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 0,54 руб. за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020. Заявленные требования обоснованы тем, что 09.09.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Ивановского судебного района Ивановской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-1349/2020 о взыскании со Скрипского М.А. задолженности по налогам и пени. Определением от 16.09.2020 указанный судебный приказ отменен. В установленные законодательством сроки налогоплательщик транспортный налог за период с 2014 года по 2018 года не уплатил. В связи с неуплатой в срок административному ответчику направлены требования № 30273 от 10.07.2019 о необходимости уплаты пени до 05.11.2019 на сумму 521,29 руб., № 4540 от 29.01.2020 о необходимости уплаты налога в размере 12770 руб. и пеней в размере 153,03 руб. до 24.03.2020. В настоящий момент задолженность по требованию № 303273 от 10.07.2019 составляет пеня в размере 481,45 руб. за транспортный налог за 2017 год. Транспортный налог в размере 12977 руб. за 2017 год оплачен 20.04.2020 в размере 29,76 руб., 12.05.2020 в размере 12947,24 руб. Налог на имущество в размере 104 руб. за 2017 год оплачен 20.04.2020 в размере 0,24 руб., 12.05.2020 в размере 103,76 руб. Задолженность по требованию № 4540 от 29.01.2020 составляет за транспортный налог за 2018 год в размере 12660 руб., пени в размере 56,76 руб., налог на имущество за 2018 год в размере 110 руб., пени в размере 0,54 руб. В связи с тем, что вышеуказанное требование не исполнено в добровольном порядке административным ответчиком, МИФНС № 6 по Ивановской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Также в суд представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, мотивированное тем, что факт отмены судебного приказа выявлен в ходе проверки работы по взысканию задолженности с физических лиц в феврале 2021 года. Кроме того, срок пропущен в связи с большим объемом работы и большим количеством налогоплательщиков, имеющих задолженность, болезнью сотрудников отраслевых отделов и нахождением сотрудников отраслевых отделов в очередных отпусках. В адрес административного ответчика административное исковое заявление направлено 26.02.2021, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Представитель административного истца МИФНС № 6 по г. Ивановской области Болдырева И.В., действующая на основании надлежащим образом заверенной доверенности (л.д. 55), поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного истца МИФНС № 6 по г. Ивановской области Исакова Я.В., действующая на основании надлежащим образом заверенной доверенности (л.д. 57), поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Скрипский М.А. представил заявление о признании им заявленных административных исковых требований в полном объеме в порядке ст. 157 КАС РФ (л.д. 84). Не возражал против восстановления срока для подачи административного искового заявления.
Изучив административное исковое заявление, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для его подачи, выслушав представителей административного истца, административного ответчика,исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Как следует из содержания ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается и вводится в действие настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.
В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 частью 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с ч. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Законом Ивановской области № 88-ОЗ от 28.11.2002 «О транспортном налоге» на территории Ивановской области установлен и введен в действие транспортный налог. Ставки для уплаты транспортного налога закреплены в статье 2 названного нормативного правового акта.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании ч. 1 ст. 363, ч. 1 ст. 397 НК РФ транспортный налог за налоговый период 2018 подлежат уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В рассматриваемом случае таким сроком являлось 03.12.2019.
Подпунктом 2 статьи 15, абзацем 1 пункта 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 названного Кодекса, п. 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом квартира, комната.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 настоящего Кодекса.
Законом Ивановской области от 18.11.2014 № 90-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1января2015года.
Пунктом 1 указанного решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе в отношении объектов налогообложения – квартир, комнат в размере 0,15 процента при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 2000000 до 3000000 рублей (включительно).
На основании п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 409 НК РФ, в редакции по состоянию на 2015 год транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст. 69, 70 НК РФ.
В соответствии с ч.ч. 1,2, 4 и 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом ч. 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ при уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, на налогоплательщика возложена обязанность по уплате пени, которая в соответствии с п.3 и п.4 той же статьи начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика физического лица в порядке, предусмотренном ст. 48 названного кодекса.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании недоимки принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
На основании п. 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, что предусмотрено ч. 6 ст. 289 КАС РФ.
Судом установлено, что Скрипский М.А. является собственником транспортных средств 2227SK, гос. рег. знак №, и Мерседес Бенц, гос. рег. знак №, а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Из представленного налогового уведомления № 45953796 от 25.07.2019, адресованного административному ответчику об уплате транспортного налога, следует, что Скрипскому М.А. необходимо уплатить транспортный налог за 2018 год в размере 12660 руб., налог на имущество за 2018 год в размере 110 руб. в срок до 02.12.2019 (л.д. 21-22).
Указанное налоговое уведомление в адрес Скрипского М.А. направлено 06.08.2019, то есть с соблюдением срока, установленного положениями ст. 52 НК РФ, – не менее чем за 30 дней до наступления установленного законом срока уплаты налога.
Скрипский М.А. обязанность по уплате налога в срок до 02.12.2019 не исполнил, соответственно, датой выявления недоимки в данном случае являлось 03.12.2019, а требование об уплате налога должно было быть направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика не позднее 02.03.2020, тогда как в рассматриваемом случае направленное в адрес административного ответчика требование датировано 29.01.2020, что следует из его содержания (л.д. 17). Скрипскому М.А. установлен срок его исполнения не позднее 24.03.2020, то есть в срок 1 месяц 24 дня.
В пределах трехмесячного срока указанное требование направлено в адрес административного ответчика 10.02.2020, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 18).
При исследовании вопроса о праве административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке гл. 32 КАС РФ, необходимо учитывать факт первоначального обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по вышеуказанным требованиям и последующей отмены судебного приказа по заявлению должника.
Срок исполнения требования, с учетом установленного административным истцом срока для его исполнения, в требовании от 29.01.2020 – 1 месяц и 24 дня, который принимается судом в данном случае в качестве подлежащего установлению при своевременном направлении требования, наступил 24.03.2020, что не противоречит положениям абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. Соответственно, за принудительным взысканием суммы задолженности по налогу и пени административный истец должен был обратиться к мировому судьей не позднее 24.09.2020.
До обращения в суд с настоящим административным иском административный истец 09.09.2020 направил в адрес мирового судьи судебного участка № 2 Ивановского судебного района Ивановской области, что подтверждается копией заявления о выдаче судебного приказа (л.д. 40-41), что свидетельствует о соблюдении срока для обращения к мировому судье с соответствующим заявлением о выдаче судебного приказа.
09.09.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Ивановского судебного района Ивановской области вынесен судебный приказ, которым со Скрипского М.С. в пользу МИФНС № 6 по Ивановской области взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 12 660 руб., пени в размере 56,76 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2020, пени в размере 481,45 руб. за период с 04.12.2018 по 09.07.2019, налог на имущество за 2018 год в размере 110 руб., пени в размере 3,94 руб. за период с 04.12.2018 по 09.07.2019 (л.д. 42).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ивановского судебного района в Ивановской области от 16.09.2020 названный судебный приказ отменен ввиду поступления заявления Скрипского М.А. об отмене судебного приказа (л.д. 45).
После отмены судебного приказа с настоящим иском МИФНС № 6 по Ивановской области должна была обратиться в районный суд не позднее 16.03.2021.
Рассматриваемое административное исковое заявление МИФНС № 6 по Ивановской области направлено в адрес Ивановского районного суда Ивановской области 30.04.2021, что подтверждается имеющемся на конверте штампом (л.д. 32).
Административным ответчиком заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, которое обосновано тем, что факт отмены судебного приказа выявлен в ходе проверки работы по взысканию задолженности с физических лиц в феврале 2021 года. Кроме того, срок пропущен в связи с большим объемом работы и большим количеством налогоплательщиков, имеющих задолженность, болезнью сотрудников отраслевых отделов и нахождением сотрудников отраслевых отделов в очередных отпусках.
Административное законодательство не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, исходя из конкретных обстоятельств дела.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным признать пропуск срока для обращения административного истца с настоящим административным исковым заявлением уважительным, тем самым восстановить срок для подачи названного заявления.
В силу ч.ч. 3,5 ст.46КАСРФадминистративный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административныйискполностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административногоиска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст.157КАСРФзаявление административного истца, его представителя об отказе от административногоиска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административногоиска или опризнанииадминистративногоискаи условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Таким образом, со Скрипского М.А. в пользу МИФНС № 6 по Ивановской области подлежат взысканию задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 12660 руб., пени в размере 481,45 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 56,76 за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020, задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 110 руб., пени в размере 3,94 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 0,54 руб. за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020, расчет которых суд признает верным.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходит из признания административным ответчиком, а также из того, что на дату разрешения спора, заявленные к взысканию суммы задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений и пени в бюджет не поступили, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с тем, что административный истец на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, государственная пошлина, которая составляет 533 руб., подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет Ивановского муниципального района Ивановской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области к Скрипскому М.А. о взыскании транспортного налога, налога на имущество и пеней.
Взыскать со Скрипского М.А. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ивановской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 12660 руб., пени в размере 481,45 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 56,76 за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере 110 руб., пени в размере 3,94 руб. за 2017 год за период с 05.02.2019 по 09.07.2019, пени в размере 0,54 руб. за 2018 год за период с 03.12.2019 по 28.01.2020.
Взыскать со Скрипского М.А. в бюджет Ивановского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 533 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательной форме составлено 09.06.2021.