28 ноября 2012 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Ельницкой Н.Н., Павлуцкой С.В.
при секретаре Кружилиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (ИНН №, поставлено на учет 23.09.2003 года) о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе филиала ОАО «РЖД»
на решение Находкинского городского суда Приморского края от 7 сентября 2012 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не обеспечении здания железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская ОАО «Российские железные дороги», расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № медицинским пунктом. Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать медицинский пункт в здании железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская, расположенном по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, 39. Установить ОАО «Российские железные дороги» срок для оборудования здания железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская, расположенного по адресу: г. №, до 01.07.2013 года. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в бюджет Находкинского городского округа, получатель - Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по г.Находка), ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, г.Владивосток, БИК №, р/с №, ИНН №, КПП №, КБК №, ОКАТО № государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., судебная коллегия
установила:
В обосновании своих требований Находкинский транспортный прокурор ссылается на то обстоятельство, что ими в результате проверки соблюдения действующего законодательства РФ о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте - железнодорожном вокзале станции Тихоокеанская ОАО «РЖД», расположенном по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, 39, установлено следующее. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. В здании вокзала должен находиться медицинский пункт, имеющий связь с залом ожидания. Медицинский пункт на железнодорожном вокзале Тихоокеанская отсутствует. Непринятие мер по оборудованию вокзала Тихоокеанская медицинским пунктом делает влечет нарушения прав неопределенного круга пассажиров - потребителей услуг железнодорожного транспорта.
Просил суд признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не обеспечении здания железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская ОАО «РЖД», расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № медицинским пунктом. Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать медицинский пункт в здании железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская, расположенном по адресу: <адрес>. Установить ответчику срок для оборудования здания железнодорожного вокзала станции Тихоокеанская, расположенного по адресу: <адрес>, до 01.07.2013 года.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» пояснила, что заявленные требования не признают по следующим основаниям. Ссылка транспортного прокурора на Отраслевые нормы технологического проектирования необоснованна, поскольку распространяется на проектирование строящихся зданий. Вокзал Тихоокеанская был построен в 1967 году и в настоящее время не находится в стадии реконструкции. Согласно приказу начальника Дирекции железнодорожных вокзалов С.Б Абрамова №ДЖВ-51 от 17 мая 2012 вокзал Тихоокеанская отнесен к 3 классу вокзалов. На основании Корпоративного стандарта услуг на вокзалах п.7.1 на вокзалах 3 класса медицинские пункты не предусмотрены. В соответствии с Распоряжением Президента ОАО «РЖД» В.И Якунина от 30 июля 2009 № 1608 р О медицинском обслуживании на железнодорожных вокзалах утверждено Положение о медицинском пункте на железнодорожном вокзале, который является структурным подразделением негосударственного подразделения здравоохранения ОАО «РЖД». Деятельность вокзалов не предусматривает оказание медицинских услуг. Кроме того, помещение по медицинский пункт должно соответствовать санитарно- эпидемиологическим нормам, в частности вход в медицинский пункт и выход должны осуществляться на перрон и в состав помещения медицинского пункта должны входить и манипуляционные (стерилизация) и другие помещения. Истцом не определено место и помещение для оборудования медицинского пункта. В соответствии с поэтажным планом расположения помещений на вокзале Тихоокеанская нет помещений пригодных для оборудования медицинского пункта соответствующего санитарным нормам и правилам. Таким образом бездействия ОАО «РЖД» по оборудованию медицинского пункта на вокзале Тихоокеанская нет, поскольку существуют объективные причины, предусмотренные действующими локальными актами.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился филиал ОАО «РЖД», его представителем подана апелляционная жалоба, в котором просил решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Находкинским транспортным прокурором в результате проверки соблюдения действующего законодательства РФ о защите прав потребителя на железнодорожном транспорте – железнодорожном вокзале станции Тихоокеанская ОАО «РЖД», расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в здании вокзала отсутствует медицинский пункт.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", перевозчики и владельцы инфраструктур" должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать требованиям градостроительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.4 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от - 04.03.2003 г. N 12, залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на платформы, медицинским пунктом.
В соответствии с п. 3.1.11 вышеуказанных Санитарных правил, медицинский пункт должен располагаться на 1-ом этаже вокзала и иметь выходы на перрон, привокзальную площадь и в зал ожидания пассажиров. Расположение, ширина дверей и проходов должны обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками. Ответственность за санитарно-техническое состояние помещения медицинского пункта несет администрация вокзала. В силу п. 2.1 указанных Правил, они являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
Пунктом 6.13 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, введенных в действие 01.07.1998 г., указанием МПС России N 0-1 у от 31.12.1997 г. предусмотрено, что помещения медпунктов должны быть легко доступны как со стороны платформ, так и со стороны города; их планировка, расположение входов, дверей, ширина коридоров (не менее 2 метров) должны обеспечивать проход с носилками. В силу обязательного приложения к ОНТП железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, к медицинскому пункту на железнодорожных вокзалах малой вместимости не устанавливаются требования по площади.
В соответствии со ст. 80 ФЗ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операции по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочное бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 июля 2009 г. № 1608р «О медицинском обслуживании на железнодорожных вокзалах (станциях) в целях своевременного оказания медицинской помощи пассажирам железнодорожного транспорта, лицам, работающим и (или) находящимся в здании и на территории железнодорожного вокзала (станции), участия работников медицинских пунктов в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также в целях проведения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий утверждено «Положение о медицинском пункте на железнодорожном вокзале (станции)».
В силу п. 1 указанного Положения медицинский пункт на железнодорожном вокзале (станции), именуемый далее - медицинский пункт, является структурным подразделением негосударственного учреждения здравоохранения ОАО «РЖД».
Пунктом 7 указанного Положения определены основные задачи медицинского пункта: оказание первой медицинской, доврачебной, врачебной неотложной помощи гражданам, находящимся в медицинском пункте, здании железнодорожного вокзала и в пределах станционных путей (платформ), в пассажирских (грузовых) поездах дальнего следования и пригородного сообщения; участие работников медицинского пункта в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Удовлетворяя исковые требования, суд с учетом приведенных норм права, пришел к правильному выводу о необходимости наличия медицинского пункта на вокзале.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, в этой связи в целях своевременного оказания медицинской помощи пассажирам железнодорожного транспорта, а также работающим и находящимся в здании и на территории вокзала, участия работников медпунктов в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также в целях проведения комплекса санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, необходимо функционирование на вокзале медицинского пункта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с постановленным судом решением, однако ссылок на обстоятельства, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда и не были учтены при разрешении спора, не содержат.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на недостаточность времени для исполнения решения суда, указывая на то, что исполнить решение суда до 01.07.2013 года не представляется возможным.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, удовлетворяя требования о возложении обязанности на ответчика совершать определенные действия, суд вправе установить конкретные сроки для их осуществления, чего не было сделано судом первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что для исполнения решения суда судом первой инстанции назначен разумный срок (10 месяцев).
Кроме того, по мнению ответчика судом не дана правовая оценка действия Отраслевых норм технологического проектирования, применяемых к строящимся зданиям.
Вместе с тем, согласно п. 1.1 Отраслевых норм их действие распространяется на проектирование новых, реконструкцию и (или) техническое перевооружение (модернизацию) действующих железнодорожных вокзалов.
В судебном заседании ответчиком доказательств того, что при реконструкции здания вокзала, будет учтено помещения для медицинского пункта, не представлено.
В связи с чем, требования прокурора подлежали удовлетворению.
Кроме того, одним из доводов апелляционной жалобы является отсутствие необходимости оборудования медицинского пункта на вокзале станции Тихоокеанская по причине отнесения вокзала к 3 классу.
Однако, приказы начальника Дирекции ж/д вокзалов, корпоративный стандарт услуг, на которые ссылается ответчик, не являются нормативными правовыми актами, подлежащими применению.
Необоснованны ссылки представителя ОАО «РЖД» и на отсутствие обязанностей вокзалов оказывать медицинские услуги согласно Распоряжения ОАО «РЖД» от 30 июля 2009 г. № 1608р «О медицинском обслуживании на железнодорожных вокзалах (станциях)», поскольку такие требования, прокурором не заявлялись. При этом, Положение о Дальневосточной региональной дирекции ж/д вокзалов является локальным актом и не подлежит применению в случае противоречия с нормативными правовыми актами.
Медицинский пункт согласно норм указанного Распоряжения предназначается для своевременного оказания медицинской помощи пассажирам железнодорожного транспорта, лицам, работающим и (или) находящимся в здании и на территории железнодорожного вокзала (станции), участия работников медицинских пунктов в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также в целях проведения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Оказание медицинских услуг Распоряжение не предусматривает.
Также, согласно доводов апелляционной жалобы, помещений, пригодных для оборудования медицинского пункта в здании вокзала не имеется.
Вместе с тем, в связи с проводимой в здании вокзала станции Тихоокеанская ОАО «РЖД» реконструкцией необходимо приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства уже имеющихся зданий вокзалов.
Таким образом, утверждения ответчика о действии локальных актов, разработанных и утвержденных Дирекцией ж/д вокзалов, отрицающих обязанность оборудования медицинских пунктов, равно как и утверждение о существующих объективных причинах, препятствующих возможности оборудования медицинского пункта в здании вокзала станции Тихоокеанская по причине непригодности имеющихся помещений для этого, не соответствуют нормам действующего законодательства РФ, регламентирующего оборудование медицинских пунктов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе, указанных в апелляционной жалобе, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 7 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи