Дело № 2-1727/2022
УИД 91RS0003-01-2022-000119-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 19 мая 2022 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Коноплянниковой А.А. с участием представителя истца Пищенков Д.А., представителя ответчика Татаринцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондючной Ольги Федоровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Бондючная О.Ф. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения от 3 декабря 2021 г. № 336 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности осуществить расчет минимального страхового стажа, индивидуального пенсионного коэффициента истца с учетом периодов работы с 1 января 1991 г. по 15 ноября 1994 г., с 15 ноября 1994 г. по 28 апреля 1995 г., с 3 мая 1995 г. по 23 апреля 2002 г., назначить к выплате страховую пенсию по старости с 17 августа 2021 г.
Исковые требования мотивированы тем, 17 августа 2021 г. истцом подано заявление о назначении страховой пенсии по старости, предоставлены необходимые документы: копия трудовой книжки, диплом об образовании, вид на жительство иностранного гражданина. 15 ноября 2021 г. истцом дополнительно предоставлены оригиналы документов, необходимых для назначения пенсии по старости: справка о заработной плате от 2 ноября 2021 г. №587/10/19-00-10-33, справка работодателя о периоде работы от 22 октября 2021 г. № 1021, справка о реорганизации учреждения от 22 октября 2021 г. №15542/6/19-00-01-01-25, индивидуальные ведомости о застрахованном лице. 3 декабря 2021 г. истцом получено решение ответчика об отказе в установлении в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием минимального страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. В отказе сообщается, что истцу учтены период работы с 1 сентября 1982 г. по 31 декабря 1990 г., рассчитанная продолжительность страхового стажа составила 8 лет 1 месяц 15 дней, а рассчитанный индивидуальный пенсионный коэффициент составил 8,818. В стаж не были включены периоды работы с 1 января 1991 г. по 15 ноября 1994 г., с 15 ноября 1994 г. по 28 апреля 1995 г., с 3 мая 1995 г. по 23 апрелю 2002 г., несмотря на то, что истец предоставила ответчику оригиналы документов, подтверждающие работу в указанные периоды.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2022 г. дело по иску Бондючной О.Ф. направлено по подсудности в Ялтинский городской суд Республики Крым.
При рассмотрении дела истец уточнила исковые требования, просила обязать ответчика при назначении страховой пенсии по старости учесть периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а также выданную Главным Управлением Государственной налоговой службы в Тернопольской области справку от 2 ноября 2021 г. № 587/10/19-00-10-33 о заработной плате с сентября 1996 г. по декабрь 2001 г.
В судебном заседании представитель истца Пищенков Д.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Татаринцев Д.В. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с законодательством. В спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность на территории Украины. Поскольку не был учтен страховой стаж, то и не были учтены и сведения о заработной плате. На момент вынесения решения ответчику не были предоставлены документы для включения в стаж периодов отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Бондючной О.Ф., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Бондючная О.Ф., <дата> года рождения, являясь гражданкой Украины, имею вид на жительство в Российской Федерации, обратилась 17 августа 2021 г. в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, к которому приложены: вид на жительство от 1 июля 2021 г. серии <данные изъяты> №<номер>; трудовая книжка от 20 февраля 1985 г. серии БТ-И № 0445977; диплом от 26 декабря 1984 г. серии ВТ-1 № 35572.
15 ноября 2021г. Бондючной О.Ф. дополнительно нарочно предоставлены копии документов: справки о заработной плате от 2 ноября 2021 г. № 587/10/19-00-33, выданной Главным Управлением Государственной налоговой службы в Тернопольской области; справки работодателя о периоде работы от 22 октября 2021 г. № 1021; справки о реорганизации учреждения от 22 октября 2021 г. № 15542/6/19-00-01-01-25; свидетельства о рождении ФИО-3 от <дата> серии II №<номер>; повторного свидетельства о рождении ФИО-4 от <дата> серии I-ГЮ №<номер> с переводом с украинского языка на русский язык; индивидуальной ведомости о застрахованном лице (Пенсионный фонд Украины).
Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 3 декабря 2021 г. Бондючной О.Ф отказано в установлении пенсии страховой пенсии по старости в связи с отсутствием минимального страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, так указано что для назначения страховой пенсии по старости в 2020 г. продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 11 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18.6. С учетом учебы в период с 1 сентября 1982 г. по 26 декабря 1984 г., а также периодов работы с 15 февраля 1985 г. по 25 декабря 1986 г., с 26 декабря 1986 г. по 13 января 1987 г., с 12 февраля 1987 г. по 16 мая 1989 г. и с 17 мая 1989 г. по 31 декабря 1990 г. общая продолжительность страхового (трудового) стажа составила 8 лет 1 месяц 15 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 8,818.
При этом не был учтен стаж в период с 1 января 1991 г. по 15 ноября 1994 г., с 15 ноября 1994 г. по 28 апреля 1995 г., с 3 мая 1995 г. по 23 апреля 2002 г.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), согласно которому страховые пенсии гражданам рассчитываются на основании пенсионных коэффициентов (баллов).
Ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ установлен порядок исчисления пенсионного коэффициента граждан по стажу за период до вступления в силу указанного закона, то есть до 1 января 2015 г. При этом размер пенсии лица рассчитывается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), после чего размер пенсии переводится в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривает несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии, при которых учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица.
Указанием Министерства социальной защиты Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. При этом в рекомендуемой данным Указанием форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Указание применяется на всей территории Российской Федерации и установление каких-либо правил подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера страховых пенсий, в частности, принятие к производству в целях исчисления страховых пенсий архивных документов, содержащих сведения о суммах заработка без указания денежных единиц измерения, при отсутствии сведений о расшифровке шифров заработной платы, использованных в лицевых счетах по организации, не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 8, ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, - на день установления этой страховой пенсии.
Соответственно для назначения страховой пенсии по старости в 2020 г. продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 11 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6. При этом возраст согласно ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ должен быть достигнут 55 лет и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
Согласно трудовой книжке серии БТ-II №<номер> Бондючная О.Ф., <дата> года рождения работала, в том числе:
в период с 16 мая 1989 г. по 15 ноября 1994 г. работала в Кременецкой торгово-закупочной базе «ОБЛКООП продторг» на должности секретаря – машинистки;
с 15 ноября 1994 г. по 28 апреля 1995 г. в СП Кременецкой межрайонной по Тернопольской ОСС на должности секретаря-машинистки;
с 3 мая 1995 г. по 26 ноября 1996 г. в Государственной налоговой инспекции по Кременецкому району в должности секретаря-машинистки;
с 26 ноября 1996 г. по 16 октября 1997 г. в Государственной налоговой администрации в Кременецком районе на должности секретаря-машинистки, с 16 октября 1997 г. переведена на должность инспектора по контролю, 12 февраля 1998 г. Государственная налоговая администрация в Кременецком районе переименована в Государственную налоговую инспекцию в Кременецком районе, с 10 апреля 1998 г. переведена на должность секретаря- машинистки, с 6 ноября 1998 г. переведена на должность государственного налогового инспектора сектора обеспечения функционирования автоматизированной информационно-аналитической инспекции и учета плательщиков отдела информатизации, с 27 июня переведена на должность государственного налогового инспектора отдела автоматизированного администрирования налогов, а 23 апреля 2002 г. уволена по соглашению сторон.
Ст. 1 Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. п. 2, 3 ст. 6 указанного Соглашения, подписанного, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украиной, для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99-104 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР». В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г. введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком РФ на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валют публикуется в «Российской газете».
Таким образом, ответчиком не правомерно не учтены указанные в трудовой книжке периоды работы истца на территории Украины с 1 января 1991 г. по 15 ноября 1994 г., с 15 ноября 1994 г. по 28 апреля 1995 г., с 3 мая 1995 г. по 23 апреля 2002 г. Также при расчете размера пенсии необходимо учесть выданную Главным Управлением Государственной налоговой службы в Тернопольской области справку от 2 ноября 2021 г. № 587/10/19-00-10-33 о заработной плате с сентября 1996 г. по декабрь 2001 г.
С учетом изложенного, исковые требования о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж истца периоды трудовой деятельности и учесть сведения о заработной плате обоснованы и подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что при включении в страховой стаж истца спорных периодов ее работы, необходимые условия для установления истцу страховой пенсии по старости будут выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела расчетами.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истец обратилась 17 августа 2021 г., учитывая достаточные количество необходимого стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, суд приходит к выводу о назначении ей страховой пенсии по старости с указанной даты.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали на момент рассмотрения заявления истца об установлении страховой пенсии (далее – Правила).
Согласно п. 31 данных Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
В соответствии с п. 121 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н и действовавшего на момент рассмотрения заявления истца об установлении страховой пенсии, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе, представленном для установления пенсии, не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанным в документе, удостоверяющем личность, принадлежность этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, свидетельства о расторжении брака, справок о браке, о перемене имени, о расторжении брака, выдаваемых органами записей актов гражданского состояния, документов компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.
П. 40 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренный п. 31 настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного п. 31 настоящих Правил.
Судом установлено, что истцом представлены копии свидетельств о рождении детей, истцу отказано в установлении страховой пенсии, при этом также не были учтены периоды ухода за детьми до достижения им возраста полутора лет, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что истцом не были представлены документы, подтверждающие достижение детьми совершеннолетия. Вместе с тем такой отказ возможен только после разъяснения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю обязанности по представлению недостающих документов.
При рассмотрении дела истцом представлены оригиналы свидетельств о рождении <дата> ФИО-3, о заключении ею <дата> брака с ФИО-1 с изменением фамилии на <данные изъяты>, <дата> расторжения брака с ним, <дата> заключении брака с ФИО-2 с изменением фамилии на Митяева, а также паспорт гражданина Российской Федерации Митяевой Н.В., <дата> года рождения.
Оригиналы документов второго ребенка истца – ФИО-4, <дата> года рождения суду не представлены, в связи с чем исковые требования о назначении страховой пенсии по старости с учетом рождения 2 детей не обоснованы.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в связи с частичным удовлетворением исковых требований ответчиком подлежат возмещению понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Бондючной Ольги Федоровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 3 декабря 2021 г. № 336 об отказе Бондючной Ольге Федоровне в установлении страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанность включить в страховой стаж Бондючной Ольги Федоровны периоды трудовой деятельности: с 1 января 1991 г. по 28 апреля 1995 г., с 3 мая 1995 г. по 23 апреля 2002 г. и назначить Бондючной Ольге Федоровне страховую пенсию по старости с 17 августа 2021 г., учесть данные о рождении <дата> ребенка ФИО-3, при расчете размера пенсии учесть выданную Главным Управлением Государственной налоговой службы в Тернопольской области справку от 2 ноября 2021 г. № 587/10/19-00-10-33 о заработной плате с сентября 1996 г. по декабрь 2001 г.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в пользу Бондючной Ольги Федоровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева