Решение по делу № 2-1042/2017 от 07.11.2017

Дело № 2-1042/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Корткерос 18 декабря 2017 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Сивкове Д.Н., с участием истца Фроленкова В.Н, его представителя Фроленковой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Фроленкова В.Н. к Управлению

Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе (межрайонное) о признании решения незаконным и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию

УСТАНОВИЛ:

Фроленков В.Н. обратился в суд с иском к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе Республики Коми (межрайонное) с требованием признать незаконным решение ответчика от <дата> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в <дата> года и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование требований указал, что обратился к ответчику <дата> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку <дата> ему исполнялось <дата> года. Однако решением от <дата> ответчик в назначении пенсии отказал, с чем истец не согласен, поскольку с учетом суммирования его специальный стаж составил <...>., что является достаточным для назначения пенсии со снижением возраста.

В судебном заседании истец и его представитель требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Ответчик надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания, своего представителя не направил. В отзыве указал на несогласие с заявленными требованиями.

Заслушав истца и его представителя, изучив представленные документы и материалы отказного пенсионного дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2, 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (п. 2) и (или) в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (п. 7) (далее по тексту - работа на лесозаготовках, льготный (специальный) стаж) не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом, в случае, если граждане проработали на тяжелых работах (абз. 2 п. 2 ч. 1 данной статьи) не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Согласно чч. 2, 3, 4 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665), в целях реализации стст. 30 и 31 Закона № 400-ФЗ установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются по п. «б»- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список № 2 от 1991 года) и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее- Список № 2 от 1956 года); по п. «д»- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, - Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "ж" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список № 273).

Постановлением № 665 (п. 3) также предусмотрено исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со стст. 30 и 31 Закона № 400-ФЗ с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со стст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со стст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ», которым закреплена возможность суммирования к периодам работ с тяжелыми условиями труда (список № 2) периодов работ в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования. Однако в данном случае суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется путем прибавления к периодам работ, указанных в подп. 2 (тяжелые условия труда), - периодов работ, в т.ч. указанных в подп. 7 (непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, далее по тексту «лесозаготовка»), лишь при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, т.е. при наличии с учетом суммирования полного требуемого льготного стажа - 12 лет 6мес.

Список № 273 был введен в действие с 24.04.1992 и отличается от Списка № 2 от 1956 года, как перечнем профессий и должностей, так и условиями труда.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Закона № 173 уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Вместе с тем, Закон № 173-ФЗ вступил в действие с 01.01.2002. До указанной даты действовал Закон РФ № 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым в ст. 13 предусматривалась возможность при исчислении трудовой деятельности с особыми условиями труда суммирование к работе, перечисленной в п. "б" (работы с тяжелыми условиями труда), работы, указанной в п. "ж" (на лесозаготовках), а также назначение пенсии по п. «б» ст. 12 настоящего закона гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, с уменьшением возраста, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

В правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, указано, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Пленум Верховного Суда РФ в абз. 7 п. 14 постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.06.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из представленного ответчиком отказного электронного пенсионного дела следует, что Фроленков В.Н. <дата> обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости за работу в качестве рабочего, мастера на лесозаготовках, лесосплаве (п. 7 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ). Решением от <дата> ХХХ ответчиком отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. В оспариваемом решении со ссылками на п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ, Правила ХХХ, указано, что в соответствии с протоколом от <дата> ХХХ истцу был установлен специальный стаж работы истца на лесозаготовках с учетом льготного полуторного исчисления – <...>., в том числе до <дата><...>.; стаж работы с тяжелыми условиями труда не установлен, однако периоды работы на лесозаготовках до <дата> (<...>.) могут быть засчитаны в стаж работы с тяжелыми условиями труда согласно Списку № 2 от 1956 года. Право на досрочную пенсию с уменьшением возраста при условии суммирования стажа работы с различными условиями труда было предусмотрено нормами ранее действовавшего Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», а учитывая, что данный закон утратил силу с <дата>, требуемый специальный стаж для определения права на пенсию с применением норм указанного закона должен быть выработан до указанной даты. В связи с чем, поскольку суммирование со стажем работы на лесозаготовках при неполном стаже не производится, стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составляет <...>. (по действующему законодательству), что не дает права на досрочную пенсию. А по ранее действовавшему законодательству (до <дата>) такой специальный стаж истца составил – <...>. (при требуемых <...>.), что также не дает права на назначение пенсии в <...> года.

Указанный расчет стажа подтверждается данными о стаже Фроленкова, содержащимися в отказном пенсионном деле, и последним не оспаривается.

Истец в тяжелых условиях и на работах, связанных с лесозаготовкой, работал с <дата> (с исключениями).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Так, решением Корткеросского районного суда от <дата> по делу ХХХ, вступившим в законную силу, исковые требования Фроленкова В.Н. о признании незаконным решения ГУ- Управления Пенсионного фонда в <адрес> РК от <дата> об отказе в назначение досрочной трудовой пенсии по старости и об обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем досрочного назначения трудовой пенсии с <дата> оставлены без удовлетворения. Судом был признан верным расчет специального стажа истца работы на лесозаготовках, с учетом наличия у него специального стажа работы с тяжелыми условиями (до <дата>) и правил суммирования стажа – <...>., а также отсутствие оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости на момент первоначального обращения к ответчику – <дата>.

Рассматривая настоящие требования истца, судом установлено, что специальный стаж работы последнего на момент принятия ответчиком оспариваемого решения от <дата> не изменился, страховой стаж его составляет более 25 лет.

Истец и его представитель полагают, что поскольку при суммировании периодов работы истца с тяжелыми условиями труда и работы на лесозаготовках стаж работы его составляет более половины установленного срока (<...>.), а именно <...>., то он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, то есть в <дата> года.

Ст. 133.1 Закона «О государственных пенсиях в РФ», действовавшей до <дата>., было определено, что время выполнения до <дата> подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до <дата> право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в п. «б»- работами с тяжелыми условиями труда ст. 12 данного Закона.

С учетом вышеизложенного, по состоянию на <дата> специальный стаж с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 (на лесозаготовках по Списку № 2 от 1956 года до <дата> и по Списку № 273, с учетом суммирования) составил (в льготном исчислении <...> (при требуемом <...>

Однако, ни п. 7 ч. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, ни п. 7 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста при неполном льготном стаже на лесозаготовках, а п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ и п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ допускают такую возможность, но лишь при наличии не менее половины установленной продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренной соответствующим списком.

Несмотря на то, что истец имеет специальный стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 173, п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, более половины, с учетом правил снижения пенсионного возраста, указанный стаж не дает ему право на назначение пенсии в <...> года, поскольку в таком случае необходим стаж <...>., что на момент принятия ответчиком оспариваемого решения не усматривается.

Учитывая изложенное, требования Фроленкова В.Н. о признании незаконным решения ответчика от <дата> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в <...> года и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ подлежат отклонению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях Фроленкову В.Н. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Корткеросском районе Республики Коми (межрайонное) от <дата> ХХХ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в <...> года и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья М. В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 25 декабря 2017 года.

2-1042/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фроленков В.Н.
Ответчики
ГУ Управление ПФР в Корткеросском районе РК
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2017Передача материалов судье
10.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее