Решение по делу № 2-325/2017 от 13.03.2017

Дело № 2-325/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

при секретаре    Кривобоковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 25 мая 2017 года гражданское дело по иску Администрации сельского поселения «Мещура» о признании право муниципальной собственности на земельные участки,

установил:

Администрация сельского поселения «Мещура» обратилась в суд с иском о признании право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 11:10:2401001:1, 11:10:2201005:21, на которых размещаются кладбища, в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ», которое необходимо для исполнения решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 19 июля 2012 года по гражданскому делу <№>.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены: ТУ Росимущества в Республике Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Администрация муниципального района «Княжпогостский», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.

Истец не обеспечил явку своего представителя, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации.

ТУ Росимущества в Республике Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Администрация муниципального района «Княжпогостский», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание, в материалах дела имеются отзывы относительно заявленного требования, в которых заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

ТУ Росимущества в Республике Коми в отзыве указывает, что рассматриваемые земельные участки как объект федерального имущества в реестре федерального имущества в Республике Коми не учитывается, вместе с тем отсутствие записи об объекте в Реестре не означает, что объект не находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 правообладатель предоставляет сведения об имуществе для внесения в реестр.

Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений в отзыве, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 18 Земельного кодекса, пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», пункт «и» части 2 статьи 2, пункт «а» части 2 статьи 6 Закона Республики Коми от 04.12.2000 № 76-РЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми», указывает, что рассматриваемые земельные участки государственной собственностью Республики Коми не являются, и оставляет разрешение дела на усмотрение суда.

Администрация муниципального района «Княжпогостский» в отзыве указывает, что рассматриваемые земельные участки числятся как незарегистрированные, Администрация самостоятельного требования о признании права собственности на данные земельные участки не заявляет, оставляет решение дела на усмотрение суда.

Управление Росреестра по Республике Коми в отзыве указывает, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования рассматриваемыми земельными участками за Администрацией сельского поселения «Мещура», сведения о регистрации права собственности на указанные земельные участки в Управлении отсутствуют, также на отсутствие возможности предоставления сведений о том, имеются ли у истца препятствия в оформлении в административном порядке права муниципальной собственности сельского поселения «Мещура» на земельные участки. В компетенцию органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости, не входит проведение предварительной правовой экспертизы документов. Решение о наличии правовых оснований для государственной регистрации прав принимается государственным регистратором после проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию в порядке, установленном Законом о регистрации. Для подачи документов на государственную регистрацию заявителю необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, действующий в соответствующем регистрационном округе, либо центр государственных и муниципальных услуг «Мои документы» с заявлением о государственной регистрации права и приложением всех документов, необходимых для государственной регистрации. Право на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, при имеющихся в деле доказательствах.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (часть 1). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации (часть 3).

На основании части 2 и 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

В соответствии с частью 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В силу статьи 3 настоящего Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (часть 1); к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3).

В соответствии со статей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Как следует из материалов дела, постановлениями главы сельского поселения «Мещура» № 3 и № 4 от 14 января 2016 года Администрации сельского поселения «Мещура» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами:

-<№> из земель населенных пунктов сельского поселения «Мещура», вид разрешенного использования – для размещения кладбищ, с местом расположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м;

-<№> из земель населенных пунктов сельского поселения «Мещура», вид разрешенного использования – для размещения кладбищ, с местом расположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Данное право зарегистрировано в Едином государственной реестре недвижимости 17 февраля 2016 года за <№>, <№>. В сведениях о характеристиках объекта недвижимости указано об отсутствии данных о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Право собственности на указанные земельные участки в Едином государственной реестре недвижимости не зарегистрировано.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (часть 1).

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (часть 3).

Доказательств обращения за государственной регистрацией муниципального права собственности сельского поселения «Мещура» на рассматриваемые земельные участки Администрацией сельского поселения «Мещура» суду не представлены, как и доказательства того, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление в административном порядке. При этом суд не вправе наделить орган местного самоуправления правом собственности на земельные участки, подменяя функции уполномоченного органа осуществлять государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.

На основании изложенного, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Администрации сельского поселения «Мещура» о признании права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:

-<№> из земель населенных пунктов сельского поселения «Мещура», вид разрешенного использования – для размещения кладбищ, с местом расположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м;

-<№> из земель населенных пунктов сельского поселения «Мещура», вид разрешенного использования – для размещения кладбищ, с местом расположения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                    О.В. Черникова

2-325/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация СП "Мещура"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Администрация муниципального района "Княжпогостский"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2017Судебное заседание
25.05.2017Судебное заседание
25.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее