Решение по делу № 2а-6013/2018 от 06.09.2018

<***>

Дело № 2а-6013/2018

УИД № 66RS0003-01-2018-005719-80

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 10 октября 2018 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при секретаре Неустроевой К. А.,

при участии административного истца, представителя административного ответчика Токманцевой Е. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романенко А,В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности зарегистрировать право собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Романенко А. В. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности зарегистрировать право собственности.

В обоснование своих требований административным истцом указано, что *** между административным истцом и Гариповой С. И. был заключен договор купли-продажи серии *** жилого дома, расположенного по адресу: ***, общая площадь - <***>., жилая -<***> с хозяйственными и бытовыми строениями: колодный пристрой, три навеса, два сарая, баня с предбанником, ворота, два забора, уборная (справка филиала Березовского БТИ и *** от ***), расположенного на земельном участке площадью <***>, инвентарный номер объекта права ***,кадастровый ***.

Договор зарегистрирован *** нотариусом города Березовского Свердловской области Т

Передача отчуждаемого дома состоялась до заключения договора купли-продажи без составления передаточного акта. Отчуждаемое имущество продано административному истцу 35 000 руб., которые переданы продавцу в наличной форме полностью при подписании договора купли-продажи, что подтверждается условиями нотариально удостоверенного договора, расписка составлена не была, деньги передавались в присутствии нотариуса в нотариальной конторе при подписании договора, что подтверждено нотариусом.

*** административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области через ГБУ СО «МФЦ» в г. Березовском было подано заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от *** ***.

*** административным ответчиком в адрес административного истца было направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до *** на основании п.5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности:

- заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А. В.

- правоустанавливающий документ Г на вышеуказанный жилой дом.

В целях устранения причин приостановления *** административный истец предоставил административному ответчику через ГБУ СО «МФЦ» в Ленинском филиале г. Екатеринбурга правоустанавливающий документ Г на вышеуказанный жилой дом, в частности: справку из Березовского БТИ от *** ***; техническую информации по объекту недвижимости и план объекта от специализированного областного государственного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от *** ***.

Кроме того, административному ответчику также был направлен ответ на уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности от ***, в котором административный истец пояснял, что заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А. В. не может быть предоставлено, так как сделка состоялась в ***, отношений с продавцом административный истец не поддерживает, в настоящее время место жительства продавца неизвестно. Также были приведены доводы об отсутствии необходимости представления заявления продавца, так как административный истец является представителем Г, письменное уполномочие на совершение регистрационных действий административному истцу дано в договоре купли-продажи дома от ***, которое действительно по настоящее время.

Вместе с тем *** административным ответчиком в адрес административного истца было направлено Уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, с указанием следующих оснований:

«В результате проведения повторной правовой экспертизы установлено, что дополнительно представленные документы не могут являться документами-основаниями для регистрации права собственности Г на вышеуказанный объект, так как не соответствуют требованиям вышеуказанных норм. Из представленной технической информации установлено, что документом- основанием права собственности Г на вышеуказанный дом является договор дарения от ***, однако, данный договор на регистрацию представлен не был».

Кроме того, указано, что срок полномочий представителя продавца (Г), Романенко А.В. истек ***, так как договор купли-продажи дома заключен ***, в связи с чем, необходимо предоставить заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А.В.

Административный истец считает решение от ***. *** об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца по следующим основаниям.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение административного ответчика от *** *** об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.

Возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости – дом, расположенный по адресу: ***, общей площадью <***>, жилая площадь – <***> с хозяйственными и бытовыми строениями: холодный пристрой, три навеса, два сарая, баня с предбанником, ворота, два забора, уборная.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный регистратор Черниченко Е. А.

Административный истец в судебном заседании поддержал доводы и требования административного искового заявления по заявленному предмету и основаниям, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика Токманцева Е. К., действующая на основании доверенности от ***, представившая диплом о высшем юридическом образовании Уральского народного центра Главного управления по подготовке кадров от *** серии ***, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, поддержала доводы представленных суду письменных возражений. В обоснование своей позиции указала, что действия административного ответчика полностью соответствуют требованиям законодательства, поскольку право собственности продавца на объект недвижимого имущества не было зарегистрировано, а также не представлено заявление от имени продавца о переходе права собственности. Поскольку в настоящее время Г умерла, спорный объект недвижимого имущества включен в наследственную массу, а значит, право собственности административного истца не может быть зарегистрировано.

Административный ответчик государственный регистратор Черниченко Е. А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств не поступило, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 62 Кодекса административного производства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.

В силу ч. 2 ст. 176 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, *** между административным истцом и Г был заключен договор купли-продажи серии *** жилого дома, расположенного по адресу: ***, общая площадь - <***>., жилая -<***> м. с хозяйственными и бытовыми строениями: колодный пристрой, три навеса, два сарая, баня с предбанником, ворота, два забора, уборная (справка филиала Березовского БТИ и РН *** от ***), расположенного на земельном участке площадью <***>., инвентарный номер объекта права ***,кадастровый ***.

Договор зарегистрирован *** нотариусом города Березовского Свердловской области Т

Передача отчуждаемого дома состоялась до заключения договора купли-продажи без составления передаточного акта. Отчуждаемое имущество продано административному истцу 35 000 руб., которые переданы продавцу в наличной форме полностью при подписании договора купли-продажи, что подтверждается условиями нотариально удостоверенного договора, расписка составлена не была, деньги передавались в присутствии нотариуса в нотариальной конторе при подписании договора, что подтверждено нотариусом.

*** административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области через ГБУ СО «МФЦ» в г. Березовском было подано заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от *** ***.

*** административным ответчиком в адрес административного истца было направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до *** на основании п.5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности:

- заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А. В.

- правоустанавливающий документ Г на вышеуказанный жилой дом.

В целях устранения причин приостановления *** административный истец предоставил административному ответчику через ГБУ СО «МФЦ» в Ленинском филиале г. Екатеринбурга правоустанавливающий документ Г на вышеуказанный жилой дом, в частности: справку из Березовского БТИ от *** ***; техническую информации по объекту недвижимости и план объекта от специализированного областного государственного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от *** ***.

Кроме того административному ответчику также был направлен ответ на уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности от ***, в котором административный истец пояснял, что заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А. В. не может быть предоставлено, так как сделка состоялась в ***, отношений с продавцом административный истец не поддерживает, в настоящее время место жительства продавца неизвестно. Также были приведены доводы об отсутствии необходимости представления заявления продавца, так как административный истец является представителем Г, письменное уполномочие на совершение регистрационных действий административному истцу дано в договоре купли-продажи дома от ***, которое действительно по настоящее время.

Вместе с тем *** административным ответчиком в адрес административного истца было направлено Уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, с указанием следующих оснований:

«В результате проведения повторной правовой экспертизы установлено, что дополнительно представленные документы не могут являться документами-основаниями для регистрации права собственности Г на вышеуказанный объект, так как не соответствуют требованиям вышеуказанных норм. Из представленной технической информации установлено, что документом- основанием права собственности Г на вышеуказанный дом является договор дарения от ***, однако, данный договор на регистрацию представлен не был».

Кроме того, указано, что срок полномочий представителя продавца (Г), Романенко А.В. истек ***, так как договор купли-продажи дома заключен ***, в связи с чем, необходимо предоставить заявление продавца Г о регистрации права собственности и переходе права собственности к Романенко А.В.

Также согласно копии записи акта о смерти от *** ***, судом установлено, что Г, *** года рождения, умерла ***.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон о регистрации), государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

-иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 1 ст. 69 Закона о регистрации государственная права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Одновременно согласно ч. 3 ст. 69 Закона о регистрации государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено и сторонами не опровергается тот факт, что право собственности Г на объект недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: ***, на момент заключения договора купли-продажи от *** в установленном порядке зарегистрировано не было.

Также при предоставлении заявления о государственной регистрации административным истцом не было приложено заявление продавца на осуществление перехода права собственности.

Указанные действия заявителя нарушают установленный законом порядок осуществления регистрации права собственности, в связи с чем, государственный регистратор при проведении правовой проверки законно и обоснованно указала на необходимость предоставления документов, подтверждающих факт регистрации права собственности за продавцом либо предоставления заявления продавца на регистрацию ранее возникшего права и документ-основание и заявление продавца о переходе права собственности.

Более того, в настоящее время установлено, что Г умерла ***, а значит, ее правоспособность в силу ч. 2 ст.17 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращена с даты смерти. Таким образом, действия по регистрации перехода права собственности в соответствии с выбранным административным истцом порядке невозможны.

Более того, суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что полномочия покупателя на представление прав продавца при осуществлении регистрационных действий, которыми он был наделен в соответствии с договором от ***, действовали только до ***, в соответствии с положением ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако данный факт не является значимым, поскольку на дату обращения административного истца с заявлением (***) Г уже умерла.

Таким образом, по мнению суда, действия административного ответчика полностью соответствуют требованиям законодательства, а значит, требования административного истца ничем не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 3 пунктом 1 данной статьи закреплено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных правовых норм, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Романенко А,В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности зарегистрировать право собственности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья <***> К. В. Исакова

<***>

<***>

<***>

2а-6013/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Романенко Алексей Васильевич
Романенко А.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Государственный регистратор Управления Росреестра по Свердловской области Черниченко Елена Александровна
Другие
Гарипова Сакина Идиатовна
Гарипова С.И.
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
06.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.10.2018[Адм.] Судебное заседание
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2020Предварительное судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Дело оформлено
06.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее