Решение по делу № 8а-18986/2021 [88а-18147/2021] от 14.09.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а–18147/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                 16 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                       Кулешовой Е.А.

судей                                                       Жидковой О.В., Мальцевой Е.Г.,

с участием прокурора                Поповой Е.В.

        рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреева В. Р. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года по административному делу № 2а-5198/2021 по административному исковому заявлению Андреева В.Р. и Скоробогатого В. А. (далее – Скоробогатый В.А.) к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным решения о регистрации кандидата в депутаты.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Андреева В.Р.Пахомовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия

установила:

30 июня 2021 года решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово № 12 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва на 19 сентября 2021 года.

Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово) от 5 июля 2021 года № 3-2 полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов №№ 1, 2, 3, 4 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Автово шестого созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово.

13 августа 2021 года ИКМО Автово принято решение № 18-15 о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 3 Скоробогатого В.А., выдвинутого избирательным объединением – местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Оспаривая правомерность данного решения, 19 августа 2021 года Андреев В.Р., также зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 3 (в порядке самовыдвижения) на основании решения ИКМО Автово № 11-7 от 28 июля 2021 года, обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на пункт 11 статьи 20, пункты 1, 5 и 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В обоснование заявленных требований Андреев В.Р. указал, что вопреки требованиям вышеназванного закона оспариваемое решение было принято ИКМО Автово в отсутствие необходимого большинства для голосования, а кроме того полагал, что Скоробогатый В.А. в нарушение требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не представил в ИКМО Автово все документы, необходимые в соответствии с законом для регистрации кандидата, в частности решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово и документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Скоробогатого В.А. Указал также на несоблюдение избирательным объединением порядка выдвижения кандидата, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ), выразившееся в извещении избирательной комиссии о проведении Конференции местного отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов, с нарушением сроков, установленных статьёй 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

26 августа 2021 года в суд с административным иском к ИКМО Автово обратился и сам Скоробогатый В.А., оспаривая правомерность названного решения ввиду допущенных избирательной комиссией нарушений при голосовании, ссылаясь на то, что в связи с непринятием законного решения о его регистрации 13 августа 2021 года ИКМО Автово совершила бездействие, которое нарушает принцип равенства кандидатов по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, создает препятствия в реализации ему избирательных прав.

При этом Скоробогатый В.А. просил не только признать указанное решение незаконным, но и:

- признать незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии решения в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ порядке, а именно, путем голосования не менее чем пятью голосами членов ИКМО Автово с правом решающего голоса от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса «за» решение о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва;

- обязать ИКМО Автово зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 в срок, не позднее чем в три дня со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.

Указанные административные иски объедены судом в одно производство, делу присвоен номер № 2а-5198/2021.

В качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Санкт-Петербургская избирательная комиссия, Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» муниципального образования муниципальный округ Автово.

Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года, административные иски Андреева В.Р. и Скоробогатого В.А. удовлетворены.

- признано незаконным и отменено решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-15 о регистрации Скоробогатого В.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

- признано незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ порядке решения о регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

- на ИКМО Автово возложена обязанность зарегистрировать Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе, поданной через Кировский районный суд Санкт-Петербурга 8 сентября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 14 сентября 2021 года, Андреев В.Р. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов в части признания незаконным бездействия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово и возложения на последнюю обязанности по регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу, полагая, что выводы судов о представлении кандидатом Скоробогатым В.А. всех документов, необходимых для регистрации кандидата в установленный законом срок и соблюдении порядка выдвижения кандидата не основаны на материалах дела, которые не содержат допустимых и достоверных доказательств:

- представления в соответствии с подпунктом «а» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подпункта «а» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 г. № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее Закон Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 г. № 340-46) решения о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово;

- представления в порядке, установленном подпунктом «г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подпункта «г» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Скоробоготого В.А., выдвигаемого в качестве кандидата в депутаты на вышеобозначенных выборах;

- направления избирательным объединением в порядке, установленном подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ уведомления о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов в депутаты в указанный представительный орган местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня его проведения, поскольку извещение избирательной комиссии 19 июля 2021 года о проведении 20 июля 2021 года Конференции местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово о соблюдении указанного порядка не свидетельствует ввиду того, что в силу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ ИКМО Автово должна была быть извещена о проведении вышеназванного мероприятия не позднее 18 июля 2021 года.

Указывает, что непредставление вышеназванных документов и несоблюдение порядка выдвижения кандидата Скоробогатого В.А. исключает возможность его регистрации в качестве такового.

Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением ИКМО Автово от 1 августа 2021 года № 15-15 Скоробогатому В.А., выдвинутому избирательным объединением - местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва на основании статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, ввиду отсутствия среди представленных документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата: нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, равно как и решения о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово; документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, а также по мотиву несоблюдения порядка выдвижения кандидата избирательным объединением, выразившимся в нарушении срока представления в избирательную комиссию извещения о проведении конференции местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на котором подлежит разрешению вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах. Кроме того, указано на неправильное наименование в представленных документах образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (дважды указана часть организационно-правовой формы учреждения).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года № 256-19, принятым по жалобе Скоробогатого В.А. от 4 августа 2021 г. на вышеназванное решение, решение ИКМО Автово от 1 августа 2021 года № 15-15 «Об отказе в регистрации В.А. Скоробогатого в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва» признано незаконным и отменено, на ИКМО Автово возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального округа Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 не позднее чем через 5 дней со дня принятия данного решения; ИКМО Автово указано при повторном рассмотрении руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в настоящем решении.

Указанное решение вступило в законную силу и послужило основанием для принятия 13 августа 2021 года избирательной комиссией внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово оспариваемого в настоящем деле решения о регистрации кандидатом в депутаты Скоробогатого В.А.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», правовой позицией, выраженной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что из присутствовавших шести членов избирательной комиссии на заседании, на котором решался вопрос о регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты, лишь четверо проголосовали за его регистрацию, что меньше половины от установленного численного состава избирательной комиссии (8 человек), при том, что два члена комиссии проголосовали «против», пришел к выводу, что указанное обстоятельство является основанием к признанию незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-15 о регистрации Скоробогатого В.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

В то же время, исходя из того, что ИКМО Автово в результате допущенного нарушения фактически не исполнила решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года о регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу № 3 в порядке, установленном в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд первой инстанции признал незаконным допущенное ИКМО Автово бездействие и удовлетворил иск Скоробогатого В.А. в указанной части.

При этом установив, что Скоробогатым В.А. были представлены все необходимые документы для выдвижения и регистрации кандидатом на выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3, предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Санкт-Петербурга № 303-46, равно как и соблюдены все требования законодательства о выборах, предъявляемые к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, приняв во внимание выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенные в решении от 9 августа 2021 года в связи с рассмотрением жалобы Скоробогатого В.А. на решение ИКМО Автово от 1 августа 2021 года №15-15 «Об отказе в регистрации Скоробогатого В.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва», суд первой инстанции возложил на ИКМО Автово обязанность по регистрации кандидатом в депутаты Скоробогатого В.А., не установив, иных оснований для отказа в его регистрации в качестве кандидата в депутаты при рассмотрении настоящего спора.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась.

Поскольку выводы судов о незаконности оспариваемого решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-15 о регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 3 по мотиву отсутствия большинства голосов для принятия положительного решения (большинства голосов членов избирательной комиссии от установленной численности) не оспариваются, проверке в кассационном порядке, они не подлежат.

В остальной части нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в частности, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, пунктом 3 статьи 24 Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 № 303-46 выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Пункт 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Также, в силу части 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.

Как следует из материалов дела, согласно листа подтверждения о получении документов (л.д.60-61, т.1,), 23 июля 2021 года Скоробогатым В.А. в ИКМО Автово среди прочего представлено:

- пункт 11 «в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, которое не является юридическим лицом, решение о его создании» - «получено 1 лист»;

- пункт 12 «решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата» - «получено 14 листов»;

- пункт 13 «документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата» - «получено 11 листов»;

- пункт 14 «документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата (в случае если это предусмотрено уставом избирательного объединения) - «получено 1 лист» (л.д.60-61 т. 1).

Несмотря на это, 28 июля 2021 года ИКМО Автово было принято решение № 10-30 об извещении Скоробогатого В.А. о выявленных недостатках в документах, представленных для выдвижения и регистрации, в соответствии с которым, ему предложено дополнительно представить:

- нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово;

- решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово;

-документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата.

При этом в указанном извещении ИКМО Автово подтверждено получение от кандидата нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и свидетельства о внесении сведений в отношении данного избирательного объединения в ЕГРЮЛ, остальные документы предложено представить в срок не позднее 30 июля 2021 года.

Во исполнение требований указанного извещения 30 июля 2021 года Скоробогатый В.А. представил в ИКМО «Автово»:

- заверенную копию решения регионального политсовета Санкт- Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 4 апреля 2003 г. «О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга» со ссылкой на то, что представление нотариально удостоверенной копии свидетельства о регистрации местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» невозможно, так как местное отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом партии без образования юридического лица;

- заверенную копию решения Президиума регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 6 июля 2021 года «Об участии местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово в выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 года»;

-заверенную копию решения Президиума регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 12 июля 2021 года «О согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва».

Проанализировав изложенное, приняв во внимание выводы изложенными во вступившем в законную силу и не оспоренном сторонами решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года № 256-17, суды пришли к выводу, что все необходимые документы для регистрации Скоробогатого В.А. в избирательную комиссию были представлены в установленный законом срок.

При этом судами было обоснованно отмечено, что ненадлежащее принятие рабочей группой документов у Скоробогатого В.А. 23 июля 2021 года, их возможная утрата в какой-либо части, а как следствие непредставление полного личного дела кандидата суду, не может быть поставлено в вину кандидату в депутаты, при наличии листка подтверждения от 23 июля 2021 года, представленного в суд, обстоятельств установленных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии в решении от 9 августа 2021 года, которые в своей совокупности и взаимосвязи не противоречат друг другу.

Также, вопреки доводам кассационной жалобы о непредставлении кандидатом Скоробогатым В.А. нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, суды правомерно учли невозможность представления указанного документа по причине осуществления местным отделением своей деятельности без образования юридического лица, что в силу подпункта «а» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подпункта «а» части 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 предполагает представление кандидатом решения о его создании, которое в избирательную комиссию было представлено 23 июля 2021 года кандидатом Галимовой К.И. от избирательного объединения местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в ИКМО Автово, в том числе нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», являющегося структурным подразделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и заверенную копию решения регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 4 апреля 2003 г. «О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга», в связи с чем повторного представления данных документов иным кандидатом от того же избирательного объедения не требовалось, что не противоречит положениям пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ, согласно которым в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

Доводы кассационной жалобы о несоблюдении избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, выразившихся в неизвещении избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о проведении Конференции местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово также не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, из которых следует, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово извещалась о проведении Конференции местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой подлежал разрешению вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут, посредством телефонограммы 12 июля 2021 года в 16 час. 03 мин., в подтверждение чего в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию был представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и детализация услуг связи ПАО «Вымпелком», что не противоречит закону и пункту 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6.

Судами обоснованно отвергнуты доводы кассационной жалобы об извещении ИКМО Автово о проведении Конференции письменным уведомлением лишь 19 июля 2021 года, т.е. менее, чем за один день до ее проведения, поскольку из материалов дела следует, что указанное письменное уведомление было направлено избирательным объединением дополнительно к ранее поданной телефонограмме от 12 июля 2021 года. При этом судами правомерно учтено, что участия в Конференции ИКМО Автово не принимало и о переносе заседания Конференции по мотиву несвоевременного извещения не ходатайствовало.

Таким образом, поскольку суды установили, что все документы, необходимые для выдвижения кандидата Скоробогатого В.А. в избирательную комиссию были представлены, порядок его выдвижения избирательным объединением был соблюден, оснований полагать ошибочными их выводы о возложении на ИКМО Автово обязанности по регистрации Скоробогатого В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3, не имеется.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Следует при этом отметить, что оспариваемые в данном деле нарушения избирательного законодательства в части соблюдения кандидатом Скоробогатым В.А. требований к представлению необходимых документов для регистрации, в любом случае не могли повлечь отказ в таковой в силу следующего.

В соответствии с абз.1 подпункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, выраженную в Постановлении от 12 марта 2021 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова, с учетом которой федеральный законодатель дополнил статью 76 Федерального закона № 67-ФЗ пунктом 6.1, в соответствии с которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).

В данном деле судами установлено, что заседание избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, было назначено на 1 августа 2021 года, извещение избирательной комиссии о выявленных недостатках, неполноте представленных документов (которых впоследствии не установили ни суд, ни Санкт-Петербургская избирательная комиссия) было оформлено и доведено до Скоробогатого В.А. только 28 июля 2021 года, с предоставлением срока для исправления недостатков до 30 июля 2021 года, то есть за пределами установленного законом трехдневного срока, что не может считаться надлежащим извещением кандидата и, соответственно, не может повлечь отмену его регистрации по мотиву несвоевременного представления документов, тем более, что в рассматриваемом случае Скоробогатый В.А. устранил указанные в извещении недостатки в указанный в нем срок, представив по состоянию 30 июля 2021 года в ИКМО Автово истребуемые документы.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 года № 11/87-8 голосование на выборах, назначенных в 2021 году на 19 сентября, определено провести в течение нескольких дней подряд – 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 42 постановления Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.

Учитывая, что названные сроки ко дню рассмотрения настоящего административного дела судом кассационной инстанции истекли, кассационная жалоба, направленная на отмену постановленных по делу судебных актов и принятие нового решения, сводящегося к отмене регистрации кандидата, не может быть удовлетворена также и по приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации основаниям.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

    решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреева В.Р. – без удовлетворения.

    Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Председательствующий:

    Судьи:

    Кассационное определение в полном

    объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.

8а-18986/2021 [88а-18147/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Санкт-Петербурга Литвиненко С.И.
Андреев Всеволод Романович
Ответчики
ИКМО СПб МО Автово
Другие
Пахомова Елена Васильевна
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской Политической Партии «Единая Россия»
Скоробогатов Валентин Анатольевич
Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» МО МО Автово
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жидкова Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
16.09.2021Судебное заседание
16.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее