Дело № 2а-1405/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Угрюмова А.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, отделу судебных приставов по г. Горно-Алтайску УФССП по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора, рассрочке по уплате, приостановлении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Угрюмов А.А. обратился в суд с административным иском к отделу судебных приставов по г. Горно-Алтайску, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора до 3750 рублей, предоставлении рассрочки по уплате по 750 рублей и приостановлении исполнительного производства № до рассмотрения данного заявления, мотивируя тем, что не имеет возможности оплатить сразу всю сумму, поскольку <данные изъяты>, работает только он.
В судебном заседании административный истец не принимал участия при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Алтай Тулинов Д.В., судебный пристав-исполнитель Ананьева Н.С. возражали относительно удовлетворения исковых требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств в подтверждение обстоятельств на которых он основывает свои требования.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Материалами дела подтверждено, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 января 2015 года удовлетворены исковые требования Акционерного банка «ГПБ-Ипотека» ( открытое акционерное общество) к Угрюмову А.А. и Угрюмовой Л.С. о выселении из жилого дома по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ года выдан исполнительный лист №.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Горно-Алтайску ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N № в отношении Угрюмова А.А.. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Горно-Алтайску УФССП России по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ с должника Угрюмова А.А. взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей, на том основании, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с приведенными нормами материального закона и их разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора, отнес к усмотрению суда определение суммы, на которую размер исполнительского сбора может быть уменьшен, ограничив его лишь максимальным пределом.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, однако, должником- административным истцом Угрюмовым А.А. указанные доказательства суду не представлены, доказательств, подтверждающих обстоятельства для уменьшения размера исполнительского сбора, административным истцом не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Принятие к производству рассматриваемого административного иска не является основанием для приостановления исполнительного производства в судебном порядке в соответствии со ст. ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Угрюмова А.А. об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении рассрочки по уплате исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 28 мая 2018 года