Дело №2-429/2021
УИД:91RS0021-01-2018-000892-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Акопджанян С.С.,
с участием:
старшего помощника
прокурора г. Судака – Дувадах Э.Р.,
истца – Кривошеевой Р.В.,
представителя ответчика
по доверенности – Николаенко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Судака Республики Крым старшего советника юстиции Беленцова В.Г. в интересах Кривошеевой Раисы Васильевны, Кривошеевой Анны Анатольевны к Администрации города Судака Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о признании незаконным бездействия в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Судака Республики Крым Беленцов В.Г. обратился в суд в интересах Кривошеевой Р.В., Кривошеевой А.А. с иском, уточенным в порядке ст.39 ГПК РФ к Администрации города Судака Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о признании незаконным бездействия в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проведения проверочных мероприятий соблюдения органами местного самоуправления жилищного законодательства установлено следующее.
Истцы Кривошеева Р.В., Кривошеева А.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, принадлежащей им на праве собственности.
Постановлением Администрации города Судака от 31 августа 2017 года №1008 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно письму Администрации города Судака от 19 сентября 2018 года №4964/01.01.-29 с целью расселения жителей вышеуказанных многоквартирных домов Администрацией направлен пакет документов по признанию дома аварийным в Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым.
Вместе с тем, не смотря на то, что проживание в доме представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, Администрацией города Судака меры по расселению Кривошеевой Р.В., Кривошеевой А.А. не принимаются, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Истец Кривошеева А.А., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не предоставил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, направил в суд письменные пояснения по делу.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Судака – Дувадах Э.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, по изложенным в нем основаниям с учетом уточнения, просила признать незаконным бездействие Администрации города Судака в части не проведения мероприятий по расселению Кривошеевой Р.В., Кривошеевой А.А., возложить на Администрацию города Судака обязанность предоставить Кривошеевой Р.В., Кривошеева А.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому ими жилому помещению и отвечающее установленным требованиям.
Истец Кривошеева Р.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации города Судака Республики Крым по доверенности Николаенко Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что какого – либо бездействия со стороны Администрации города Судака не допущено. Согласно Региональной адресной программе срок окончания переселения из многоквартирного дома установлен до декабря 2024 года.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой средой обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека. Жилищные права граждан охраняются законом. Действия, препятствующие осуществлению этих прав, запрещаются.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года N 376-О-П отмечено, что конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности, с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, истцам на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жилье от 08 апреля 2002 года (л.д.27-28).
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым №192 от 19 мая 2015 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее единый порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявлений (л.д.8-18).
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым №1008 от 31 августа 2017 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д.6-7).
Согласно акта №4 от 21 июля 2017 года в результате обследования выявлено, что в жилом доме эксплуатируются все квартиры. Здание ветхое, ответственные несущие и ограждающие конструкции разрушаются. Веранда имеет выраженный перекос, с наклоном перекрытия и пола первого этажа к главному фасаду (л.д.31-32).
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение, в котором проживают Кривошеева Р.В., Кривошеева А.А. признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, следовательно, представляет реальную опасность для жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния. В связи с чем, бездействие Администрации города Судака в части не проведения мероприятий по расселению граждан, проживающих в <адрес>, является незаконным.
Факт направления Администрацией города Судака пакета документов по признанию домов аварийными в Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, а также то обстоятельство, что данный дом включен в соответствующую Региональную программу, являются недостаточными и в полной мере не обеспечивающими право граждан на жилище.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, не может служить основанием для отказа им в реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
С учетом вышеприведенных норм закона и правовых позиций, установив, что дом в котором проживают Кривошеева Р.В., Кривошеева А.А. признан непригодным для проживания, суд приходит к выводу о том, что у Администрации города Судака возникла обязанность по предоставлению Кривошеевой Р.В., Кривошеевой А.А. благоустроенного жилого помещения взамен принадлежащего им жилого помещения, которое компетентным органом признано непригодным для проживания.
Суд также обращает внимание на то, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть представлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть представлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В указанном случае суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Судака Республики Крым старшего советника юстиции Беленцова В.Г. в интересах Кривошеевой Раисы Васильевны, Кривошеевой Анны Анатольевны к Администрации города Судака Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о признании незаконным бездействия в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Судака Республики Крым в части не проведения мероприятий по расселению Кривошеевой Раисы Васильевны, Кривошеевой Анны Анатольевны, проживающих по адресу: <адрес> <адрес>.
Обязать Администрацию города Судака Республики Крым предоставить Кривошеевой Раисе Васильевне, Кривошеевой Анне Анатольевне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому ими жилому помещению и отвечающее установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 03 сентября 2021 года.