Дело № 2-2542\23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2023 года г.Симферополь Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи : Родькиной Л.А.
при секретаре: Шустове Д.П.
с участием прокурора : Панько В.В.
представителя ответчика: Белозор И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов Голицыной Ирины Владимировны к Администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Голицыной И.В. к Администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно которому просит признать бездействие администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым незаконным; обязать администрацию Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым принять меры по регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за муниципальным образованием Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым; обязать администрацию Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обеспечить проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, используемых ими для постоянного проживания, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, и общего имущества в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 12 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649, в случае невозможности приспособления жилого помещения, занимаемого Голицыной И.В. и (или) общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта вынести решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и обеспечить ее проведение в соответствии с Приказом Минстроя России от 28.02.2017 N 583/пр.
Требования мотивированы тем, что квартира <адрес> числится на балансе администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, при этом право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием в Едином государственном реестре прав недвижимости не зарегистрировано.
Распоряжением администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30.04.2021 № 39 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, используемых ими для постоянного проживания, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно справке <данные изъяты> № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Голицына И.В. имеет 1 группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
По результатам обследования Комиссией сделан вывод о невозможности адаптации помещения с установкой подъемника, указано на необходимость установки нормативного пандуса, произвести подлив дверного порога при входе в подъезд.
В свою очередь, акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не содержит конкретных требований, предусмотренных разделами III и IV Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида; не содержит перечня мероприятий, в результате которых жилое помещение инвалида может быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV и III Правил, проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Голицына И.В., для последующего вынесения заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в соответствии с п. 20 Правил и возможности признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида Комиссией не инициировано.
Более того, заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
Несоблюдение администрацией Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым требований к проведению обследования жилого помещения Голицыной И.В. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Голицына И.В., при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции влечет нарушение прав последней на получение другого жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем заместитель прокурора обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании 13.11.2023 года прокурор иск поддержал в полном объеме по изложенным доводам, просил удовлетворить.
Представителем ответчика представлены письменные возражения, которые поддержала в полном объеме и согласно которых администрация просит в части первого требования Заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым производство по делу прекратить в связи с его добровольным исполнением Администрацией, в остальной части требований Заместителю прокурора Симферопольского района Республики Крым отказать. В обоснование возражений указывает, что нормативный правовой акт Министерством не разработан и не утвержден, а также не опубликован в установленном действующим законодательством порядке, соответственно не вступил в силу. Кроме того в настоящее время Голицына И.В. не занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По имеющейся в Администрации информации она проживает в квартире № <адрес> в муниципальном образовании Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
Администрацией в адрес Голицыной И.В. был направлен проект договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако по данному факту от гражданки Голицыной И.В. в адрес Администрации поступил официальный отказ в заключении данного договора.
Кроме того, в период проживания Голицыной И.В. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по причине неосторожного обращения с тлеющими табачными изделиями произошёл пожар, чем муниципальному образованию Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым причинён значительный ущерб в виде порчи муниципального имущества, в настоящее время по данному вопросу идёт разбирательство. Из вышеизложенного следует, что к рассматриваемым в рамках настоящего дела обстоятельствам нормы Правил № 649 применены быть не могут.
Голицына И.В. в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении судебного разбирательств от последней в суд не поступало.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Судом установлено, что право собственности на квартиру <адрес>, кадастровый номер №, зарегистрировано за Муниципальным образованием Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым; дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, требования прокурора о признании бездействия администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым незаконным и возложении обязанности принять меры по регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, удовлетворению не подлежат.
Судом так же установлено, что Голицына И.В. с 22.07.2003 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.68).
Голицына И.В. является инвалидом первой группы бессрочно (л.д.15). Последней выдан ордер на право проживания в спорной квартире ( л.д. 16, 23).
Судом так же установлено, что Распоряжением Администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30.04.2021 № 39 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, используемых ими для постоянного проживания, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (л.д.28).
Судом так же установлено, что в связи с поступившим запросом по вопросу определения возможности адаптации общего имущества МКД в соответствии с потребностями заявителя Голициной И.В., вышеуказанной муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное помещение невозможно адаптировать с установкой подъемника по причине проходящей газовой трубы, канализационной трубы. Необходима установка нормативного пандуса, а также при входе в подъезд необходимо произвести подлив дверного порога. С учетом того, что бюджет администрации Первомайского сельского поселения является дотационным, установить пандус не предоставляется возможным. С учетом изложенного, рекомендовано администрации Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым определить нормативную стоимость работ по планированию в установке нормативного пандуса и осуществить поиск спонсоров на его обустройство, согласно действующего законодательства Российской Федерации (л.д. 40-41).
В соответствии с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.
Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя, в том числе, проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания; оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Приказом Минстроя России от 28.02.2017 N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2017 N 47563) утверждены правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Указанные Правила устанавливают порядок проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с п. п. 3,9 Правил, проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями пунктов 12 и 13 Правил N 649 (далее - акт обследования жилого помещения) комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной согласно требованиям пунктов 6 - 10 Правил N 649 (далее - комиссия), содержащего: вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и общего имущества без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта; решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения и общего имущества.
По результатам проведения проверки экономической целесообразности комиссия принимает одно из следующих решений: об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта составляет менее объема потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения; об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта превышает объем потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения.
В соответствии с п.п.15-17 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649, в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение: а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
С учетом изложенного, а так же учитывая, что в Акте от ДД.ММ.ГГГГ отражено о проведении осмотра жилого помещения, сделан вывод о невозможности приспособления жилого помещения с учетом потребностей Голицыной И.В., однако сведения (решение) о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в акте не изложено, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска и защите прав Голицыной И.В. путем возложения на Администрацию Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обязанности обеспечить проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), по адресу: <адрес>, и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Голицына И.В., с учетом потребностей Голициной И.В. и обеспечения условий их доступности.
Руководствуясь ст.ст. 3,9,55-56, 59-61, 67, 88, 98, 167, 173, 194-195 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Симферопольского района Республики Крым удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обеспечить проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), по адресу: <адрес>, и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Голицына И.В., с учетом потребностей Голициной И.В. и обеспечения условий их доступности.
В удовлетворении иной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение одного месяца в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-321 ГПК Российской Федерации.
Судья:
Мотивированное решение суда составлено 17 ноября 2023 года.
Судья: