Решение по делу № 33-4033/2023 от 08.11.2023

Судья Ермишина Е.С.

№ 33-4033/2023

10RS0011-01-2023-007142-68

№ 2-5250/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 декабря 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2023 года по иску прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах Поляковой Н. А., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Поляковой Н.А. по следующим основаниям. В ходе проведения проверки по обращению заявителя установлено, что Полякова Н.А. является инвалидом группы по общему заболеванию бессрочно. На основании заявления от 28.12.2022 и Индивидуальной программы реабилитации инвалида от 01.08.2022 Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. по обеспечению (...). Вместе с тем, пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг (...) в тубе не менее 60 г., в количестве 2 штуки; кремом защитным в тубе в количестве не менее 60 мл, в количестве 1 штуки; очистителем для кожи во флаконе в количестве не менее 180 мл в количестве 6 штук; пудрой (порошком абсорбирующим) в тубе не менее 25 г, в количестве 2 штуки, Полякова Н.А. была обеспечена только 07.03.2023. Направление на получение (...) направлено Поляковой Н.А. 12.05.2023. Защитная пленка в форме салфеток Поляковой Н.А. до настоящего времени не предоставлена. Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 16.05.2023 действующих контрактов на закупку защитной пленки в форме салфеток в количестве не менее 30 штук в месяц в настоящий момент не имеется. Согласно объяснениям Поляковой Н.А. в связи непредставлением ей технических средств реабилитации она испытывала неудобства, выходя на улицу, чувствовала себя неуверенно, ей приходилось приобретать средства реабилитации самостоятельно и использовать экономично, что привело к появлению язв вокруг (...) и возникновению болевых ощущений. На основании вышеизложенного, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Полякову Н.А. защитной пленкой в форме салфеток в количестве не менее 30 штук; взыскать с ответчика в пользу Поляковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. в пользу Поляковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

С принятым судебным постановлением в части взыскания компенсации морального вреда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе в данной части просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом не установлена причинно-следственная связь между непредоставлением ответчиком технических средств реабилитации и ухудшением состояния здоровья истца. Полагает неправильными выводы суда о том, что основанием для взыскания компенсации морального вреда является нарушение прав инвалида на своевременно обеспечение техническими средствами реабилитации, поскольку в силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действами (бездействиями), нарушающими имущественные права граждан, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом. Более того, расходование иных средств бюджета Фонда, помимо средств из федерального бюджета, предоставленных Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Одновременно указывает, что судом не полно исследованы материалы дела, не дана оценка доводам ответчика о том, что на момент рассмотрения обращения Поляковой Н.А. государственные контракты на поставку инвалидам защитных пленок в форме салфеток в 2022 г. не были заключены ввиду отсутствия коммерческих предложений от потенциальных поставщиков. При этом Полякова Н.А. была проинформирована об альтернативных способах обеспечения техническими средствами реабилитации, один из которых был реализован Поляковой Н.А. в ходе рассмотрения дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ряппиева О.Г., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, полагала размер присужденной компенсации чрезмерно завышенным.

Прокурор Плохова Д.С. по доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обозрев материалы медицинского дела МСЭ в отношении Поляковой Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Полякова Н.А. с 01.08.2022 является инвалидом группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой от 01.08.2022.

На основании заявления от 22.12.2022 и Индивидуальной программы реабилитации инвалида от 01.08.2022 Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению (...).

07.03.2023 Полякова Н.А. была обеспечена пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг (...) в тубе не менее 60 г., в количестве 2 штуки; кремом защитным в тубе в количестве не менее 60 мл, в количестве 1 штуки; очистителем для кожи во флаконе в количестве не менее 180 мл в количестве 6 штук; пудрой (порошком абсорбирующим) в тубе не менее 25 г, в количестве 2 штуки.

Направление на получение (...) направлено Поляковой Н.А. 12.05.2023.

Государственные контракты на поставку инвалидам защитных пленок в форме салфеток в 2022 г. ответчиком не заключались ввиду отсутствия коммерческих предложений от потенциальных поставщиков.

01.06.2023 ответчиком размещен запрос коммерческих предложений на поставку инвалидам защитной пленки. На дату окончания подачи коммерческих предложений (08.06.2023) заявок от потенциальных поставщиков на защитную пленку в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия не поступило.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что Поляковой Н.А. в настоящее время способ обеспечения техническими средствами реабилитации изменен, ответчиком инвалиду произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, и поскольку в силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ правовые основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период отсутствуют, отказал в исковых требованиях о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Поляковой Н.А. защитной пленкой в форме салфеток в количестве не менее 30 штук.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и предметом проверки судом апелляционной инстанции не является.

Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу Поляковой Н.А. компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из доказанности несвоевременного обеспечения Поляковой Н.А. техническими средствами реабилитации, учел, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), обеспечение достоинства их личности, в связи с чем пришел к выводу о праве Поляковой Н.А. на получение соответствующей компенсации, поскольку действиями ответчика затронуты личные неимущественные права инвалида. Определяя размер компенсации, суд исходил из длительности нарушения прав Поляковой Н.А. и последствий такого нарушения для истца.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела, нормах действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены имущественные права инвалида, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в силу чего не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного постановления.

По смыслу ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абз. 3).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда")

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Принимая во внимание, что предоставление средств реабилитации, абилитации, а также компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.

Размер присужденной компенсации отвечает требованиям разумности, справедливости, определен судом, исходя из всех обстоятельств дела, особенностей состояния здоровья Поляковой Н.А. Оснований для уменьшения размера компенсации суд апелляционной инстанции не находит.

Ссылки ответчика в жалобе на нецелевое расходование бюджетных денежных средств в связи с выплатой истцу компенсации основанием для отказа в иске при установленных нарушениях прав инвалида быть признаны не могут.

Давая оценку всем доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Ермишина Е.С.

№ 33-4033/2023

10RS0011-01-2023-007142-68

№ 2-5250/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 декабря 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2023 года по иску прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах Поляковой Н. А., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Поляковой Н.А. по следующим основаниям. В ходе проведения проверки по обращению заявителя установлено, что Полякова Н.А. является инвалидом группы по общему заболеванию бессрочно. На основании заявления от 28.12.2022 и Индивидуальной программы реабилитации инвалида от 01.08.2022 Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. по обеспечению (...). Вместе с тем, пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг (...) в тубе не менее 60 г., в количестве 2 штуки; кремом защитным в тубе в количестве не менее 60 мл, в количестве 1 штуки; очистителем для кожи во флаконе в количестве не менее 180 мл в количестве 6 штук; пудрой (порошком абсорбирующим) в тубе не менее 25 г, в количестве 2 штуки, Полякова Н.А. была обеспечена только 07.03.2023. Направление на получение (...) направлено Поляковой Н.А. 12.05.2023. Защитная пленка в форме салфеток Поляковой Н.А. до настоящего времени не предоставлена. Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 16.05.2023 действующих контрактов на закупку защитной пленки в форме салфеток в количестве не менее 30 штук в месяц в настоящий момент не имеется. Согласно объяснениям Поляковой Н.А. в связи непредставлением ей технических средств реабилитации она испытывала неудобства, выходя на улицу, чувствовала себя неуверенно, ей приходилось приобретать средства реабилитации самостоятельно и использовать экономично, что привело к появлению язв вокруг (...) и возникновению болевых ощущений. На основании вышеизложенного, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Полякову Н.А. защитной пленкой в форме салфеток в количестве не менее 30 штук; взыскать с ответчика в пользу Поляковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике К.. в пользу Поляковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

С принятым судебным постановлением в части взыскания компенсации морального вреда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе в данной части просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом не установлена причинно-следственная связь между непредоставлением ответчиком технических средств реабилитации и ухудшением состояния здоровья истца. Полагает неправильными выводы суда о том, что основанием для взыскания компенсации морального вреда является нарушение прав инвалида на своевременно обеспечение техническими средствами реабилитации, поскольку в силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действами (бездействиями), нарушающими имущественные права граждан, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом. Более того, расходование иных средств бюджета Фонда, помимо средств из федерального бюджета, предоставленных Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Одновременно указывает, что судом не полно исследованы материалы дела, не дана оценка доводам ответчика о том, что на момент рассмотрения обращения Поляковой Н.А. государственные контракты на поставку инвалидам защитных пленок в форме салфеток в 2022 г. не были заключены ввиду отсутствия коммерческих предложений от потенциальных поставщиков. При этом Полякова Н.А. была проинформирована об альтернативных способах обеспечения техническими средствами реабилитации, один из которых был реализован Поляковой Н.А. в ходе рассмотрения дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ряппиева О.Г., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, полагала размер присужденной компенсации чрезмерно завышенным.

Прокурор Плохова Д.С. по доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обозрев материалы медицинского дела МСЭ в отношении Поляковой Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Полякова Н.А. с 01.08.2022 является инвалидом группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой от 01.08.2022.

На основании заявления от 22.12.2022 и Индивидуальной программы реабилитации инвалида от 01.08.2022 Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению (...).

07.03.2023 Полякова Н.А. была обеспечена пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг (...) в тубе не менее 60 г., в количестве 2 штуки; кремом защитным в тубе в количестве не менее 60 мл, в количестве 1 штуки; очистителем для кожи во флаконе в количестве не менее 180 мл в количестве 6 штук; пудрой (порошком абсорбирующим) в тубе не менее 25 г, в количестве 2 штуки.

Направление на получение (...) направлено Поляковой Н.А. 12.05.2023.

Государственные контракты на поставку инвалидам защитных пленок в форме салфеток в 2022 г. ответчиком не заключались ввиду отсутствия коммерческих предложений от потенциальных поставщиков.

01.06.2023 ответчиком размещен запрос коммерческих предложений на поставку инвалидам защитной пленки. На дату окончания подачи коммерческих предложений (08.06.2023) заявок от потенциальных поставщиков на защитную пленку в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия не поступило.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что Поляковой Н.А. в настоящее время способ обеспечения техническими средствами реабилитации изменен, ответчиком инвалиду произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, и поскольку в силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ правовые основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период отсутствуют, отказал в исковых требованиях о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Поляковой Н.А. защитной пленкой в форме салфеток в количестве не менее 30 штук.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и предметом проверки судом апелляционной инстанции не является.

Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу Поляковой Н.А. компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из доказанности несвоевременного обеспечения Поляковой Н.А. техническими средствами реабилитации, учел, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), обеспечение достоинства их личности, в связи с чем пришел к выводу о праве Поляковой Н.А. на получение соответствующей компенсации, поскольку действиями ответчика затронуты личные неимущественные права инвалида. Определяя размер компенсации, суд исходил из длительности нарушения прав Поляковой Н.А. и последствий такого нарушения для истца.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела, нормах действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены имущественные права инвалида, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в силу чего не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного постановления.

По смыслу ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абз. 3).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда")

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Принимая во внимание, что предоставление средств реабилитации, абилитации, а также компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.

Размер присужденной компенсации отвечает требованиям разумности, справедливости, определен судом, исходя из всех обстоятельств дела, особенностей состояния здоровья Поляковой Н.А. Оснований для уменьшения размера компенсации суд апелляционной инстанции не находит.

Ссылки ответчика в жалобе на нецелевое расходование бюджетных денежных средств в связи с выплатой истцу компенсации основанием для отказа в иске при установленных нарушениях прав инвалида быть признаны не могут.

Давая оценку всем доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-4033/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Полякова Наталья Алексеевна
Прокурор г.Петрозаводска
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Касянчук Елена Станиславовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
08.11.2023Передача дела судье
04.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
04.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее