Дело № 2-2918/2021
55RS0026-01-2021-004334-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степанова Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., при помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 9 декабря 2021 года дело по исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, провести инвентаризацию источников выбросов веществ,
УСТАНОВИЛ:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Омский районный суд Омской области с вышеназванными требования, в обоснование указав, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой при выходе на проверку соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (далее - Общество) выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, выразившиеся в следующем.
Общество эксплуатирует источники выбросов вредных на производственных площадках, расположенных по адресам: производственные площадки, расположенные по адресам: 1 площадка - <адрес>; 2 площадка - <адрес>; 3 площадка - <адрес>; 4 площадка - <адрес>; 5 площадка - <адрес>; 6 площадка - <адрес>; 7, 8, 9, 10 площадки - <адрес>, с.<адрес>: 11, 16 площадки - <адрес>; 12, 13, 15 площадки - <адрес>.
Основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых культур, разведение крупного рогатого скота.
Производственные площадки ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» ранее эксплуатировались ООО «Аграрно-промышленная компания «Титан», 04.04.2017 поставлены на учет в Управлении Росприроднадзора по Омской области в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Путем реорганизации в 2018 году ООО «Аграрно-промышленная компания «Титан» прекратило существование. Правопреемником данной организации является ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур», запись о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ внесена 24.01.2018.
Таким образом, с 2018 года по настоящее время хозяйственную деятельность на данных производственных площадках осуществляет ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур».
При этом в нарушение требований вышеуказанного законодательства ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» в органы Росприроднадзора для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не обращалось, свидетельств о постановке на государственный учет производственных площадок не имеет.
Данные факты свидетельствуют о том, что должностными лицами ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» не принимаются своевременные меры по исполнению требований федерального законодательства.
По вышеуказанным фактам Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя Общества 23.09.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако выявленные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного с учетом уточненного искового заявления, истец просит обязать ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» осуществить постановку на государственный учет оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объекты - производственные площадки, расположенные по адресам: 1 площадка - <адрес>; 3 площадка - <адрес>; 5 площадка - <адрес>; 6 площадка - <адрес>; 8, 9, 10 площадки - <адрес>, с.<адрес>; 11,16 площадки - <адрес>; 13, 15 площадки - <адрес>. Обязать ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать нормативы допустимых выбросов для источников выбросов загрязняющих веществ, эксплуатируемых на производственных площадках, расположенных по адресам: 1 площадка - <адрес>; 3 площадка - <адрес>; 5 площадка - <адрес>; 6 площадка - <адрес>; 8, 9, 10 площадки - <адрес>, с.<адрес>; 11, 16 площадки - <адрес>; 13, 15 площадки - <адрес>.
В судебном заседании помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддерживал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что на спорных площадках расположены разные объекты: АЗС, зерносушки, ферма крупнорогатого скота, гаражи и другое, которые оказывают неготивное воздействие на окружающую среду. Просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» Палаткина И.Н., Кузьмина Т.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании просила установить срок для исполнения требований истца не менее 6 месяцев, так как срок выполнения работ по расчету и оформлению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составит 5 месяцев (до 28.04.2022), а после получения инвентаризации Обществу потребуется от 10 до 20 рабочих дней для внесения данных в учет объектов НВОС.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ), в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.
В силу п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Пункт 11 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 69.2 данного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В судебном заседании установлено, что согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов ООО «АПК «Титан», все производство ООО «АПК «Титан» располагается на шестнадцати площадках, одна из них ликвидирована (площадка 14). К указанным площадкам относятся в том числе, площадка № 1 (СП «Богдановское) расположена по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-востока, востока, юга, юга-запада, запада – располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с юго-востока – на удалении в 825 м. от данной площадки располагается селитебная зона. Площадка № 3 (СП «Сибирь), расположена по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-востока, востока, юго-востока, юга, располагаются земли сельскохозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с юга-запада, запада, северо-запада – на удалении в 160 м. от данной площадки располагается селитебная зона. Площадка № 5 (СП «Соловецкое»), расположена по адресу: <адрес>. Все источники загрязнения атмосферного воздуха СП «Соловецкое», располагаются в северном направлении от населенного пункта. Источники загрязнения СП «Соловецкое» находятся на удалении друг от друга: источник № 6036 характеризуется следующим: с севера, северо-востока, востока, юго-востока, юга-запада, запада, северо-запада располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с юга – на расстоянии около 140 м. от данной площадки располагается селитебная зона; источники № 0033, 6034 характеризуются следующим: с севера, северо-востока, юга-запада, запада, северо-запада располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с востока – на расстоянии около 180 м. от данной площадки располагается селитебная зона; с юго-востока – на расстоянии около 120 м. от данной площадки располагается селитебная зона; с юга, на расстоянии около 50 м. от данной площадки располагается селитебная зона; источники № 0038, 0039, 0040, 6037 характеризуются следующим: с севера, северо-востока, востока, юго-востока, юга, юга-запада, северо-запада располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с запада, на расстоянии около 150 м. от данной площадки располагается селитебная зона. Площадка № 6 (СП «Иртыш») расположена по адресу: <адрес>В. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с северо-востока, востока, юга-востока, с юга-запада располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, прилегающие к территории предприятия; с севера, запада, северо-запада – на удалении от 20 м. от данной площадки располагается селитебная зона. Площадка № 8 (производственная база СП «Юбилейное»), расположена по адресу: <адрес>, с.<адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-запада – располагаются земли сельско-хозяйственного назначения; с северо-востока, востока – граничит с фермой СП «Юбилейная», с юго-востока, юга – на удалении в 80 м. располагается селитебная зона, с юга-запада, запада – граничит с АЗС СП «Юбилейное». Площадка № 9 (АЗС СП «Юбилейное»), расположена по адресу: <адрес>, с.<адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-запада – располагаются земли сельско-хозяйственного назначения; с северо-востока, востока граничит с производственной базой «Юбилейное», с юго-востока, юга – на удалении в 140 м. располагается селитебная зона, с юга-запада, запада – граничит с зернотоком СП «Юбилейное». Площадка № 19 (зерноток СП «Юбилейное»), расположена по адресу: <адрес>, с.<адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, запада, северо-запада – располагаются земли сельско-хозяйственного назначения, с северо-востока, востока граничит с АЗС СП «Юбилейное», с юго-востока, юга, юга-запада – на удалении в 140 м. располагается селитебная зона. Площадка № 11 (зерноток СП «Новоцарицыно»), расположено по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-востока, востока, юго-востока, запада, северо-запада – располагается резервная территория с естественным ландшафтом, с юга – на расстоянии 240 м. располагается селитебная зона, с юга-запада – на удалении в 300 м. распложена территория животноводческой фермы. Площадка № 16 (производственная база СП «Новоцарицыно»), расположена по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера – на удалении 540 м. находятся административные здания, северо-востока, востока на удалении 100 м. располагается селитебная зона, с юго-востока, юга, юга-запада, запада – резервная территория с естественным ландшафтом, с северо-запада – на расстоянии от в 4 00 м. находится стадион (спортивная площадка). Площадка № 13 (производственная база СП «Дружба), расположена по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-востока, востока, запада, северо-запада – на удалении от 12 м. располагается селитебная зона, с юго-востока располагается АЗС СП «Дружба», с юга, юга-запада – располагается резервная территория с естественным ландшафтом. Площадка № 15 (АЗС СП «Дружба»), расположена по адресу: <адрес>. По отношению к прилегающей территории данная площадка характеризуется следующим: с севера, северо-запада располагается производственная база СП «Дружба», с северо-востока, востока располагаются животноводческие фермы, которые находятся на консервации, с юга-востока, востока располагаются животноводческие фермы, которые находятся на консервации, с юго-востока, юга, юго-запада располагается резервная территория с естественным ландшафтом, с запада расположены здания нежилого назначения.
ООО «Аграрио – промышленная компания «Титан» получило разрешение в период с 13.10.2015 по 07.05.2020 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно решения единственного участка ООО «Аграрно-промышленная компания «Титан» от 09.01.2018 изменено наименование Общества с ограниченной ответственностью «Аграрно-промышленная компания «Титан» на Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур», запись о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ внесена 24.01.2018.
Решением единственного участника Общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» № 5 от 22.05.2020 было изменено местонахождение Общества с <адрес>, указанные изменения были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур».
В ходе проверки установлено, что ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» эксплуатирует источники выбросов вредных веществ на 12 производственных площадках, расположенных в <адрес>, с <адрес> и др.
Основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых культур, разведение крупного рогатого скота.
При этом в нарушение требований природоохранного законодательства ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» в органы Росприроднадзора для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не обращались, свидетельств о постановке на государственный учет производственных площадок не имеет.
По результатам проверки вынесено представление № 7-06-2021 от 23.09.2021 об устранении выявленных нарушений.
В ходе судебного заседания представители ответчика не оспаривали выявленные нарушения
Доказательств подтверждающих, что ООО «Агропромышленный холдинг «Алтаур» в органы Росприроднадзора представил актуализированные сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в материалах дела не представлено, свидетельств о постановке на государственный учет производственных площадок не получено, в связи с чем требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, продолжительность времени получения разрешительных документов, таких как проект ПНООЛР, а также инвентаризацию источников выбросов (проект ПДВ), суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей до 1 июля 2022 года. По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, провести инвентаризацию источников выбросов веществ удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» осуществить постановку на государственный учет оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объекты - производственные площадки, расположенные по адресам: 1 площадка - <адрес>; 3 площадка - <адрес>; 5 площадка - <адрес>; 6 площадка - <адрес>; 8, 9, 10 площадки - <адрес>; 11,16 площадки - <адрес>; 13, 15 площадки - <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать нормативы допустимых выбросов для источников выбросов загрязняющих веществ, эксплуатируемых на производственных площадках, расположенных по адресам: 1 площадка - <адрес>; 3 площадка - <адрес>; 5 площадка - <адрес>; 6 площадка - <адрес>; 8, 9, 10 площадки - <адрес>; 11, 16 площадки - <адрес>; 13, 15 площадки - <адрес> в срок до 1 июля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2021 года