16RS0046-01-2023-009887-13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2023 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Кадучевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хворова ФИО10 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекао взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Хворов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекао взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указано, что Хворов Д.В. является инвалидом ..., что подтверждается, справкой об инвалидности.
17 мая 2023 года Хворов Д.В. со своим представителем прибыл в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан по адресу Большая Красная 30А, для дачи объяснений.
При попытке зайти в здание, было обнаружено, что данное государственное учреждение в нарушение СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не оборудовано специальным пандусом для беспрепятственного доступа внутрь инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Работниками Роспотребнадзора для взятия объяснений было предпринято решение взять объяснения у Хворова Д.В. прямо на улице, конкретнее на служебной парковке Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, что не является и не может являться безопасным и подходящим местом для данной процедуры ввиду движения транспортных средств и прочих внешних факторов, что подтверждается фото и видео материалами. Сотрудниками не было предпринято никаких мер, для оказания помощи Хворову Д.В. и взятия объяснений в здании Управления Роспотребнадзора.
Действиями ответчика, а именно: взятием объяснений на не оснащённой и непригодной для этого территории, истцу были причинены нравственные страдания, которые оказали сильное негативное влияние на его психику, в силу состояния здоровья ...). Хворов Д.В. перенестревогу и беспокойство, которые выразились в длительном нарушении сна, душевное волнение,в силу неразрешенности ситуации сотрудника Роспотребнадзора, падение собственного достоинства, поскольку данная ситуация вызвала у истца чувствофизической и личностной неполноценности.
Как итог, данная ситуация крайне негативно сказалась, как на ментальном состоянии истца, так и на физическом, что повлекло за собой серьезное ухудшение качества жизни.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Расходы, понесенные при рассмотрении дела об административном правонарушении в размере 3000 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил, что заявленные расходы, понесенные при рассмотрении дела об административном правонарушении в размере 3000 рублей являются опиской.
Протокольным определением от 12.10.2023г. по делу в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации.
Истец в суд не явился.
Представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по РТ иск не признал.
Представитель ответчика –Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в суд не явился, извещен.
Выслушав явившихся участников процесса, свидетелей Сафину А.И., Миргалимова Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно пп.12.1 п.1 ст.158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что Хворов Д.В. .... рождения является инвалидом ..., что подтверждается справкой ....
В здании №... ... располагается Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, которое находится в их собственности и собственности Российской Федерации, согласно выписке из ЕГРН от 09.11.2023г.
Истец в обосновании доводов иска указала, что 17 мая 2023 года Хворов Д.В. со своим представителем прибыл в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан по адресу ..., для дачи объяснений.Работниками Роспотребнадзора для взятия объяснений было предпринято решение взять объяснения у Хворова Д.В. прямо на улице, конкретнее на служебной парковке Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, что не является и не может являться безопасным и подходящим местом для данной процедуры ввиду движения транспортных средств и прочих внешних факторов. Сотрудниками не было предпринято никаких мер, для оказания помощи Хворову Д.В. и взятия объяснений в здании Управления Роспотребнадзора.При попытке зайти в здание, было обнаружено, что данное государственное учреждение не оборудовано специальным пандусом для беспрепятственного доступа внутрь инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Из материалов дела следует, что дом ... является объектом культурного наследия регионального значения «....
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.07.1991г. №337 «.... по ... включен в список памятников архитектур местного значения архитектурных сооружений г.Казани и районов Республики Татарстан.
Приказом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия №48 от 26.03.2020 имеются ограничения прав и обременений объекта недвижимости.
Дом по красной линии застройки на территории домовладения по адресу: ..., лит.Б, Б1,б,б1 является объектом обладающим признаками объекта культурного наследия «Здание административное», согласно списку объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, утвержденному Министерством культуры Республики Татарстан.
Земельный участок домовладения ... является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения «Культурный слой исторического центра города Казани XI–XVIII веков», согласно постановлению Кабинета Министерством Республики Татарстан от 15.02.2010г. №79.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан №583 от 29.12.2006г. из оперативного управления федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» изъято имущество и закреплено на праве оперативного управления за Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе и благополучия человека в Республике Татарстан.
29.12.2006г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан подписан акт приема-передачи федерального имущества Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе и благополучия человека в Республике Татарстан.
Приказом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия №48-П от 26.03.2020г. утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «....», расположенного по адресу: РТ, ....
Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1906 от 02.07.2015г. утвержден паспорт объекта культурного наследия «....» по ....
В соответствии с положениями части 1 части 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее- Закон), Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
Требования при разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N605 и введенных в действие с 1 января 2013 года.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами,предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам.
Как следует из материалов дела, выполнения работ на объекте по адресу: ..., с учетом того, что объект является объектом культурного наследия и все работы производятся на основании разрешения на проведения работ и утвержденного проекта по проведению работ, с представителем органом охраны –Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия.
Статьей 15 Федерального закона N181-ФЗ предусмотрено, что Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2009г. N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч.1,3 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения). К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.52 ГК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сводом Правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр, определены требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях и сооружениях, в том числе к зданиям, сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данным СП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся в том числе лестницы и пандусы.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, поскольку истцу не был обеспечен беспрепятственный удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры со стороны ответчика, суд с учетом пояснения свидетелей, а также, что здание является объектом культурного наследия и проведения каких-либо работ по реконструкции, с учетом сохранения объекта производится с согласия органа охраны объектов культурного наследия, и руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и считает возможным взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за счет казны Российской Федерации в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Размер данной компенсации суд считает соответствующим фактическим обстоятельствам дела, степени вины представителей государственного органа, характеру понесенных истцом физических и нравственных страданий, принципам разумности и справедливости.
Доводы ответной стороны о том, что здание является объектом культурного наследия, и все работы по реконструкции проводится с учетом сохранения объекта культурного наследия, а также, что истец сам отказался проезжать в здание Управление, и об отсутствии доказательств, подтверждающих факт причинения истцу морального вреда не могут быть приняты во внимание, поскольку истцу со стороны ответчика не созданы надлежащие условия, что лишает инвалидов-колясочников, а также инвалидов с иными ограничениями жизнедеятельности возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права. Обратного суду в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Компенсация морального вреда является частью установленного законом механизма восстановления нарушенного права гражданина.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за счет казны Российской Федерации, ИНН ..., ОГРН ..., в пользу Хворова ФИО9, паспорт гражданина РФ серии ..., в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.