Дело № 5-139/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Южа Ивановской области 08 апреля 2021 года
Судья Палехского районного суда Ивановской области Соболев А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Макарова В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, не привлекавшегося к административной ответственности за однородное правонарушение,
установил:
06 февраля 2021 года в 13 часов 04 минуты в период режима повышенной готовности, установленного на территории Ивановской области в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в нарушение п. 9 Указа Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года №23-уг, Макаров В.В. находился в помещении торгового зала магазина «Высшая лига», расположенного по адресу: <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респиратора или иных изделий, их замещающих), то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суду сообщил, что с протоколом согласен, просил о рассмотрении протокола об административном правонарушении без его участия.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
в соответствии с ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно подпунктам «м, у, ф» статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.), органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, пп. «в, г» п. 4 Правил).
В соответствии с п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 28 апреля 2020 г. №294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» период с 30 марта по 8 мая 2020 г. был объявлен нерабочими днями.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)» постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить, в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно указу Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года №23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) на территории Ивановской области с 18 марта 2020 года введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа); Ивановская область определена территорией, в границах которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 Указа).
Граждане обязаны при нахождении в нежилых зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), подъездах жилых домов, на улице при контакте с другими людьми (за исключением лиц, совместно проживающих в одном помещении) использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие), закрывающие рот и нос таким образом, чтобы данные средства индивидуальной защиты органов дыхания были надежно закреплены для минимизации промежутков между лицом и средствами индивидуальной защиты органов дыхания, и рук (перчатки или средства для обработки рук (кожные антисептики)) (п. 9 Указа).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела об административном правонарушении, а именно: протокола об административном правонарушении от 06 февраля 2021 года серии №, составленного в присутствии Макарова В.В.; письменных объяснений Макарова В.В., ФИО4, ФИО5, рапорта участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Южский» Смирнова А.С. от 06 февраля 2021 года, следует, что 06 февраля 2021 года в 13 часов 04 минуты Макаров В.В. находился в торговом зале магазина «Высшая Лига» по адресу: Ивановская <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Изложенное свидетельствует о нарушении Макаровым В.В. положений п. 9 Указа Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года №23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) об обязании граждан при нахождении в нежилых зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие).
Суд признает представленные доказательства допустимыми, так как оснований оговора Макарова В.В., а также самооговора не установлено, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям действующего законодательства. Лицу, привлекаемому к административной ответственности, были разъясненные его права, в том числе, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ.
Невыполнение Макаровым В.В. установленных Указом Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Ивановской области, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает необходимым исключить из описания события вменяемого правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, ссылку на нарушение указа Губернатора Ивановской области от 21 декабря 2020 года № 169-уг, поскольку данным указом внесены изменения в указ Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года N 23-уг "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности".
Также суд считает необходимым исключить ссылку на период установленного Указам Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года №23-уг (с учётом последующих изменений), режима повышенной готовности «с 00 часов 02.04.2020 года», как ошибочную, поскольку согласно п.1 данного Указа, режим повышенной готовности введён на территории Ивановской области с 18 марта 2020 года.
Данные уточнения не являются обстоятельствами, препятствующими рассмотрению настоящего дела и исключающим административную ответственность Макарова В.В. по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает общие правила назначения наказания, предусмотренные ст. 4.1 КоАП РФ: характер и степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновного, его семейное положение (проживает с матерью), официально не трудоустроенного.
Принимая во внимание письменные объяснения Макарова В.В., где он не отрицал события вменяемого правонарушения, и выразил согласие с ним, судья считает возможным признать в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность признание вины и раскаяние в содеянном. Кроме этого, обстоятельством, смягчающим ответственность Макарова В.В., суд признаёт состояние его здоровья. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, учитывая объём выявленных нарушений, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а также назначения наказания в виде административного предупреждения отсутствуют. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства и возможности их наступления. Совершённое Макаровым В.В. административное правонарушение создаёт угрозу причинения вреда здоровью людей.
Учитывая характер совершённого правонарушения, в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции, степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, создающего условия для распространения заболевания и угрозу общественной безопасности, личность виновного, его возраст и семейное положение, установленное судом смягчающее его ответственность обстоятельство, отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность, для обеспечения достижения целей наказания, установленных ст.3.1 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить Макарову В.В. наказание в виде штрафа и не находит оснований для применения наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Макарова В. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Предупредить Макарова В.В., что данный штраф должен быть уплачен им добровольно в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (по истечении 10 дней со дня получения постановления) по следующим реквизитам: Получатель платежа УМВД России по Ивановской области, <данные изъяты>
Предупредить Макарова В.В. об административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, влекущей в качестве наказания штраф в двойном размере, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию постановления направить в МО МВД РФ «Южский», Макарову В.В.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления
Судья подпись Соболев А.А.