Дело № 2-94/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 16 января 2018 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Давыдовой А.А.,
с участием представителя ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области по доверенности Смирнова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Дарьи Александровны к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение пенсии по потере кормильца,
установил:
Гришина Д.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение пенсии по потере кормильца.
В обоснование заявленных требований указала, что является дочерью ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением Шатурского городского суда родители были лишены в отношении нее родительских прав, опекуном назначена ФИО4 После принятого решения родители добровольно ежемесячно передавали деньги на ее содержание, мать оплачивала обучение и проезд до института и обратно. В настоящее время истица обучается в образовательном учреждении. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для назначения пенсии по потере кормильца.
В судебное заседание истица Гришина Д.А. не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской по доверенности Смирнов В.Д. просил в удовлетворении требований отказать, поскольку стороной истца не доказан факт нахождения на иждивении.
Свидетель ФИО4, бабушка истицы, в судебном заседании 18.12.2017 пояснила, что ФИО1 ежемесячно материально помогала Гришиной Д.А., оплачивала обучение, приобретала необходимые вещи.
Свидетель ФИО6, социальный педагог <данные изъяты> государственного университета, в судебном заседании 18.12.2017 пояснила, что несколько раз встречала ФИО1, которая приезжала оплачивать обучение дочери.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителя ответчика, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Решением Шатурского городского суда от 25.04.2007 ФИО1 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Гришиной Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании постановления главы городского округа Рошаль от 25.05.2007 опекуном несовершеннолетней была назначена ФИО4
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 20.09.2017 № Гришиной Д.А. отказано в назначении страховой пенсии по потере кормильца в связи с невозможностью подтверждения иждивения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) и установил, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 пункта 1).
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (часть третья статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 ГК Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом учитывается, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ принятым в действующем законодательстве смыслом понятия «иждивение» является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года № 407-О).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе показания допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу о доказанности факта нахождения Гришиной Д.А. на иждивении у матери ФИО1, о наличии основания для признания за истицей права на получение пенсии по потере кормильца, поскольку Гришина Д.А. является студентом образовательного учреждения на очной форме обучения, собственных доходов не имеет, что свидетельствует о ее нахождении на полном иждивении, как опекуна, так и матери, от которой она регулярно получала материальную помощь, которая являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Доводы стороны ответчика о том, что из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что Гришина Д.А. находилась на иждивении у своей матери, является несостоятельным, поскольку опровергается показаниями свидетелей, данными в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гришиной Дарьи Александровны удовлетворить.
Установить факт нахождения Гришиной Дарьи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Гришиной Дарьей Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение пенсии по потере кормильца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева