Дело № 2-2293/2023 Председательствующий Белхароев Т.А.
Апелляционное определение № 33-1008/2024
08 августа 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.
судей Оздоева А.И. и Горокаевой Х.А.
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олигова Лахана Абукаровича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 25 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
Олигов Л.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, в котором просил обязать ответчика восстановить его с учетом членов его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что с 1998 года по 2007 год он проходил службу на различных должностях в системе МВД по <адрес>.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося жилищных условий с учетом состава семьи с ДД.ММ.ГГГГ
Однако решением ЖБК МВД по РИ он снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с отсутствием учетного дела и протокола принятия на данный учет.
На протяжении 16 лет с момента признания нуждающегося в улучшении жилищных условий ответчик не ставил под сомнение нахождение его с членами семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Поскольку решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ нарушает его жилищные права, он обратился в суд.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца ФИО7, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу статьи 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ);является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел (далее – Правила).
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.
В силу пункта 15 и пункта 17 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.
Отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт (пункт 16 Правил).
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий.
Разрешая спор, дав оценку письменным доказательствам, установив факт нарушения условий хранения документов сотрудников МВД по <адрес>, обратившихся с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку материалами дела подтверждается, что истец проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 1998 года по 2007 год проходил службу на различных должностях в системе МВД по <адрес>.
Согласно протоколу заседания ЖБК МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе из четырех человек с ДД.ММ.ГГГГ.
В протоколе также указано, что истец состоит на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы с семьей в составе из четырех человек с ДД.ММ.ГГГГ. Учетное дело №.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
В качестве основания принятия такого решения жилищно-бытовая комиссия ссылается на то, что в архивах жилищно-бытовой комиссии отсутствуют учетные дела и протоколы принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что отсутствие оснований для отказа в постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд обосновано пришел к выводу о правомерности исковых требований.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены и изменения обжалуемого решения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 25 сентября 2023 г., которым удовлетворены исковые требования Олигова Лахана Абукаровича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения
Мотивированное определение изготовлено 15 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Коригова М.М.