Дело № 2-416/2024
УИД 48RS0015-01-2024-000553-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г. Лебедянь Липецкой области
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Огиенко В.В.,
при секретаре Овсянниковой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Лебедянь гражданское дело по иску Копыловой Ольги Сергеевны к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2022 г.,
У С Т А Н О В И Л
Копылова О.С. обратилась в суд с иском к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2022 год – 4438 руб..
Заявленные требования мотивирует тем, что 25.10.2021 г. она была принята на должность <данные изъяты> администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области. Согласно п. 6.1.4 трудового договора (контракта) заключенного с Ельшаевой О.Н. работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающиеся муниципальному служащему денежное содержание в установленные сроки. П. 3.1.5 также предусмотрены иные выплаты установленные федеральными законами и иными нормативно правовыми актами.
В соответствии с Законом Липецкой области от 02.07.2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области» в 2022 г. на основании ее заявления работодателем администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области ей выплачивалась денежная компенсация за неиспользованную путевку:
- 2022 г. – 34135 руб. 95 коп., данная сумма находится в составе 88343 руб. 42 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 4438 руб.
Полагая, что удержание НДФЛ производится неправомерно, она 23.01.2024 г. обратилась к работодателю с письменным заявлением по вопросу возврата указанных сумм НДФЛ, на что ею был получен ответ, в котором администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области разъясняет, что в бюджете Лебедянского муниципального района Липецкой области на 2024 год и плановый период 2025-2026 г.г. денежные средства на возврат излишне удержанного и перечисленного НДФЛ не предусмотрен, в связи с чем, не представляется возможным возвратить излишне удержанный и перечисленный НДФЛ.
Считает указанный отказ неправомерным и, ссылаясь на ст.ст.217, 422 НК РФ, ст.ст.164, 165 ТК РФ, п.7.1 Закона Липецкой области от 02.07.2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области», просит в судебном порядке взыскать с администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области излишне удержанный и перечисленный НДФЛ за указанный период.
В судебное заседание истец Копылова О.С., будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явилась. В адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился. В адресованном суду письменном заявлении представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области по доверенности Ельшаева О.Н. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования признает в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления ФНС России по Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился.
В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из приказа № 234- р от 25.10.2021 г. о приеме работника на работу, приказа о переводе работника на другую работу 65-р от 14.03.2022 года, трудового договора (контракта), заключенного 25.10.2021 г. между администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области и Копыловой О.С., справки № 3084120, выданной 22.05.2024 г. администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области, что истец замещает должность муниципальной службы.
Из справки, выданной администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области, следует, что Копыловой О.С. в соответствии с Законом Липецкой области от 02.07.2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области» 2022 г. на основании личного заявления работодателем – администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области была выплачена денежная компенсация за неиспользованную путевку:
- 2022 г. – 34135 руб. 95 коп., данная сумма находится в составе 88343 руб. 42 коп., проходит по коду «2000», сумма НДФЛ 4438 руб.
Указанное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела справками о доходах и суммами налога физического лица Копыловой О.С. за 2022 г.
Из ответа УФНС России по Липецкой области № 14-08/08614 от 05.07.2024 г. следует, что Копыловой О.С. возврат НДФЛ за 2022 год не производился.
В соответствии с п.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.7.1 Закона Липецкой области от 02.07.2007 г. № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области», муниципальному служащему один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку, а также осуществляется оплата проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации при наличии проездных документов в размерах и порядке, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст.5 Положения об оплате труда и социальных гарантиях муниципальных служащих Лебедянского муниципального района Липецкой области, утвержденного решением совета депутатов Лебедянского муниципального района Липецкой области № 118 от 27.09.2016 г., муниципальному служащему один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку в размере должностного оклада с установленными надбавками, окладом за классный чин и ежемесячным денежным поощрением. В случае если ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему по частям, указанная денежная компенсация выплачивается при предоставлении одной из частей отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней по выбору муниципального служащего.
Согласно ст.164 ТК РФ, гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Второй вид компенсационных выплат установлен в статье 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, выплаты за вредные условия труда, и другие). При этом, компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно ст.165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с получением образования;
при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
в некоторых случаях прекращения трудового договора;
в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) при увольнении работника;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
Согласно абз.11 п.1 ст.217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
- исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).
Согласно п. 9 ст.217 НК РФ, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:
за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно);
за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.
В целях настоящей главы к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.
Согласно подп.2 п.1 ст.422 НК РФ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса:
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
с возмещением расходов на оплату жилого помещения, питания и продуктов, топлива, или их оплатой, или их бесплатным предоставлением, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг или их оплатой;
с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса, российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, а также компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Судом установлено, что 23.01.2024 г. истец Копылова О.С. обратилась к работодателю с письменным заявлением о возврате излишне удержанного и перечисленного НДФЛ при выплатах компенсации на санаторно-курортное лечение за 2022 г.
Из ответа от 02.05.2024 г. администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области следует, что в бюджете Лебедянского муниципального района на 2024 год и плановый 2025-2026 годы денежные средства на возврат излишне удержанного и перечисленного НДФЛ не предусмотрены, в связи с чем, вернуть излишне удержанный и перечисленный НДФЛ не представляется возможным.
Из письма Министерства Финансов РФ от 18.12.2019 г. № 03-15-05/99174 следует, что суммы компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок для физических лиц, на основании которых им оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п.9 ст.217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом.
Таким образом, компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Выплаты за санаторно-курортное лечение являются компенсационными, поскольку направлены на восполнение муниципальному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. Компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку является выплатой денежных средств взамен предоставления (в натуре) санаторно-курортной путевки, данная выплата связана с исполнением ими трудовых обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей) и предусмотрена законодательным актом субъекта Российской Федерации, и не подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами, а следовательно заявленные истцом Копыловой О.С. исковые требования являются состоятельные и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд принимает признание иска ответчиком – представителем администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, поскольку оно заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Копыловой Ольги Сергеевны к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области о взыскании излишне удержанного и перечисленного НДФЛ за 2022 г., удовлетворить.
Взыскать с администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области (ИНН 4811002246) в пользу Копыловой Ольги Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (СНИЛС №), проживающей по адресу: <адрес> сумму налога на доходы физического лица, удержанную с компенсационных выплат за неиспользованную санаторно-курортную путевку за 2022 год в размере 4438 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области.
Судья В.В. Огиенко
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2024 года