Дело № 2-655/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 02 октября 2018 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,
при секретаре Богатырёвой О.А.,
с участием представителя ГКУ «УКС» Мазина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» к Горину М. С., Морозову И. С. о возмещении материального ущерба за вред причинённый имуществу в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Управление капитального строительства» ( далее ГКУ «УКС») обратилось в Иловлинский районный суд Волгоградской области с иском к Горину М.С, Морозову И.С о возмещении материального ущерба за вред причинённый имуществу в жилом помещении.
В обоснование иска указано, что 27 ноября 2015 года между ГКУ «УКС» и Морозовым И.С на основании приказа комитета строительства Волгоградской области от 16 ноября 2015 года №767-ОД «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма» и 20 ноября 2015 года между ГКУ «УКС» и Гориным М.С на основании приказа комитета строительства Волгоградской области от 23 ноября 2015 года №799-ОД «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма» были заключены договоры найма жилого помещения №101/2015 МФ и 86/2015 МФ для временного проживания в нем на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма.
Указанное жилое помещение представляет собой комнату №2, жилой площадью 13,5 кв.м и комнату №1, жилой площадью 18,2 кв.м в квартире общей площадью 56,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, находящейся на праве оперативного управления у ГКУ «УКС».
Согласно п.п.2.2.3-2.2.5 договора наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать совершения действий, приводящих к его порче; поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии; проводить текущий ремонт жилого помещения.
Однако, 29 мая 2018 года при визуальном осмотре квартиры работниками ГКУ «УКС», являющегося наймодателем по договору, было установлено: - в комнате №2 – отслоение обоев после затопления, дверь комнаты деформирована; в помещениях общего пользования (кухня, коридор, ванная комната) – отслоение обоев, присутствуют следы грибка, на потолке ванной комнаты и кухни имеются затечные пятна, газовый котел находится в нерабочем состоянии, наблюдаются повреждения дверного полотна. Кроме того, при визуальном осмотре нижерасположенной квартиры по адресу: <адрес>, также принадлежащей на праве оперативного управления ГКУ «УКС», установлены многочисленные повреждения жилого помещения в результате затопления, допущенного по вине ответчиков. Солидарно причиненный ущерб в отношении общего имущества ( помещения общего пользования и установленное в них оборудование) и нижерасположенной <адрес> по сметному расчету на 28.05.2018 года для Горина М.С и Морозова И.С составляет 171 608 рублей 58 копеек. Ущерб, причиненный Морозовым И.С комнате №2 <адрес> составляет 17 036 рублей 84 копейки.
29 мая 2018 года в адрес ответчиков было направлено письмо №2030 с требованием устранить выявленные повреждения жилого помещения. Указанное письмо оставлено без ответа. Истец просит взыскать солидарно с ответчиков денежные средства в размере 171 608 рублей 58 копеек в качестве возмещения материального ущерба за вред причиненный общему имуществу в жилом помещении по адресу: <адрес> нижерасположенной квартире по адресу: <адрес>. Кроме того взыскать с ответчика Морозова И.С денежные средства в размере 17 036 рублей 84 копейки в качестве возмещения материального ущерба за вред причиненный комнате №2 в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ГКУ «УКС» Мазин А.В на заявленных требованиях настаивает в полном объёме, просит их удовлетворить.
Ответчик Горин М.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина не явки не известна.
Ответчик Морозов И.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина не явки не известна.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся ответчиков участвующих в деле, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца ГКУ «УКС» Мазина А.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое
помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ.
Согласно ст.65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В соответствии с ч.3 ст.67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
обеспечивать сохранность жилого помещения;
поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
проводить текущий ремонт жилого помещения;
своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Согласно ч.4 ст.67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Согласно ч.1 ст.109 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии со ст.1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Лицо, неправомерно завладевшее чужим имуществом, которое в дальнейшем было повреждено или утрачено вследствие действий другого лица, действовавшего независимо от первого лица, отвечает за причиненный вред. Указанное правило не освобождает непосредственного причинителя вреда от возмещения вреда.
Согласно ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В судебном заседании установлено, что 27 ноября 2015 года между ГКУ «УКС» и Морозовым И.С на основании приказа комитета строительства Волгоградской области от 16 ноября 2015 года №767-ОД «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма» и 20 ноября 2015 года между ГКУ «УКС» и Гориным М.С на основании приказа комитета строительства Волгоградской области от 23 ноября 2015 года №799-ОД «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма» были заключены договоры найма жилого помещения №101/2015 МФ и 86/2015 МФ для временного проживания в нем на период до предоставления в установленном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма (л.д.7-9, 11-15).
Согласно акту приема – передачи жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 27 ноября 2015 года ГКУ «УКС» сдал, а Горин М.С принял жилое помещение в виде комнаты №1, жилой площадью 18,2 кв.м в квартире общей площадью 56,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, ул.им.Грибанова,<адрес> (л.д.10).
Согласно акту приема – передачи жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 20 ноября 2015 года ГКУ «УКС» сдал, а Морозов И.С принял жилое помещение в виде комнаты №2, жилой площадью 13,5 кв.м в квартире общей площадью 56,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, ул.им.Грибанова,<адрес> (л.д.16).
Указанное жилое помещение представляет собой комнату №2, жилой площадью 13,5 кв.м и комнату №1, жилой площадью 18,2 кв.м в квартире общей площадью 56,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, находящейся на праве оперативного управления у ГКУ «УКС» (л.д.17-18).
Согласно п.п.2.2.3-2.2.5 договоров наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать совершения действий, приводящих к его порче; поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии; проводить текущий ремонт жилого помещения (л.д.7-9, 11-15).
29 мая 2018 года при визуальном осмотре квартиры работниками ГКУ «УКС», являющегося наймодателем по договору, было установлено: - в комнате №2 – отслоение обоев после затопления, дверь комнаты деформирована; в помещениях общего пользования (кухня, коридор, ванная комната) – отслоение обоев, присутствуют следы грибка, на потолке ванной комнаты и кухни имеются затечные пятна, газовый котел находится в нерабочем состоянии, наблюдаются повреждения дверного полотна. Кроме того, при визуальном осмотре нижерасположенной квартиры по адресу: <адрес>, также принадлежащей на праве оперативного управления ГКУ «УКС», установлены многочисленные повреждения жилого помещения в результате затопления, допущенного по вине ответчиков (л.д.19). Вышеуказанный причиненный ущерб также подтверждается актом технического обследования от 04 апреля 2016 года, актами визуального обследования жилого помещения от 18 мая 2016 года, от 15 июня 2016 года, от 16 июня 2016 года, от 16 сентября 2016 года, от 03 апреля 2017 года, от 14 мая 2018 года.
Кроме того вина в причинении ущерба подтверждается объяснительной Морозова И.С от 22 июля 2016 года.
Солидарно причиненный ущерб в отношении общего имущества ( помещения общего пользования и установленное в них оборудование) и нижерасположенной <адрес> по сметному расчету на 28.05.2018 года для Горина М.С и Морозова И.С составляет 171 608 рублей 58 копеек. Ущерб, причиненный Морозовым И.С комнате №2 <адрес> составляет 17 036 рублей 84 копейки, что подтверждается локально сметными расчетами на ремонт квартиры №№1,7 <адрес>.
ГКУ «УКС» 05 декабря 2017 года обратилось в отдел полиции №6 УМВД России по г.Волгограду по факту хищения и повреждения вышеуказанного имущества. Согласно постановления УУП ОУУП и ПДН ОП №6 УМВД России по г.Волгограду от 14 декабря 2017 года ГКУ «УКС» отказано в возбуждении уголовного дела.
29 мая 2018 года в адрес ответчиков было направлено письмо №2030 с требованием устранить выявленные повреждения жилого помещения. Указанное письмо оставлено без ответа (л.д.26-29).
Представленный истцом расчёт причинённого материального ущерба соответствует нормам действующего законодательства, является математически верным и правильным.
Согласно положениям статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данный расчёт и сумма ответчиками не оспорены, что в силу ст. 56 ГПК РФ освобождает истца от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств, на которых он основывает свои требования.
На основании изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения заявления, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчикам о возмещении материального ущерба за вред причинённый имуществу в жилом помещении являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Поскольку суд на основании ч.2 ст. 333.20 НК РФ при подаче иска отсрочил истцу уплату государственной пошлины, государственная пошлина в доход бюджета Иловлинского муниципального района Волгоградской области подлежит взысканию с ответчиков Горина М.С, Морозова И.С в размере 2 486 рублей 45 копеек с каждого, что соответствует положениям ст.333.18 НК РФ и ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
иск Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» к Горину М. С., Морозову И. С. о возмещении материального ущерба за вред причинённый имуществу в жилом помещении, удовлетворить.
Взыскать солидарно с Горина М. С., Морозова И. С. в пользу Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» денежные средства в размере 171 608 рублей 58 копеек в качестве возмещения материального ущерба за вред причиненный общему имуществу в жилом помещении по адресу: <адрес> нижерасположенное квартире по адресу: <адрес>.
Взыскать с Морозова И. С. в пользу Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства» денежные средства в размере 17 036 рублей 84 копейки в качестве возмещения материального ущерба за вред причиненный комнате №2 в жилом помещении по адресу: <адрес>
Взыскать с Горина М. С., Морозова И. С. в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 2 486 рублей 45 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 октября 2018 года.
Судья В.И. Пичугин