№ 3а-66/2021
10OS0000-01-2021-000069-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
присекретаре Сафоновой М.В.
с участием представителя административного истца Яковлевой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-66/2021по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Механика» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ ООО «Механика» является собственником нежилого здания, наименование – «Реконструкция нежилого здания с кадастровым номером № под магазин», общей площадью 1491,9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (.....). По состоянию на 10.10.2020 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена в размере73259184,90 руб. По мнению административного истца, кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по отношению к ее рыночной стоимости завышена, что влечет за собой увеличение налоговой базы по налогу на имущество. В соответствии сотчетом №№ от ХХ.ХХ.ХХ об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, выполненным независимым оценщиком ИП (...)., рыночная стоимость объекта с кадастровым номером № состоянию на 10.10.2020 составляет 19518 000 руб. Административный истец, ссылаясь на положения ст.ст.24.18Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просил установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Административный ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия – в отзыве по административное исковое заявление указал, что изложенные административным истцом доводы не свидетельствуют о нарушении процедуры проведения государственной кадастровой оценки, требований Методических указаний, недостоверного отнесения объекта недвижимости к сегменту, к функциональной группе, к коду расчета вида использования объекта недвижимости, о применении недостоверных ценообразующих факторов, использованных при расчете кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. Доказательств недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не представлено.В соответствии с решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 1 от 17.03.2021 кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости уточнена, по состоянию на 01.01.2020 составляет 33 210 281,47 руб. Отчет об оценки № от ХХ.ХХ.ХХ выполнен без нарушения положенийФедерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и требований Федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющих на стоимость оценки.
Соответчиком – Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» – в отзыве на иск изложены аналогичные доводы.
Заинтересованные лица - администрация Петрозаводского городского округа, филиал ФГУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Управление Росреестра по Республике Карелия - в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Яковлева О.Л. доводы административного иска поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Судом установлено, что ООО «Механика» является собственником объекта недвижимости – нежилого зданияс кадастровым номером №, наименование – «Реконструкция нежилого здания с кадастровым номером № под магазин», расположенного по адресу: (.....),общей площадью 1491,9 кв.м. Право собственности зарегистрировано ХХ.ХХ.ХХ.
В силу 30 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество.
Согласно п.2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.
Тем самым, административный истец несет обязанность по уплате налога на имущество в отношении спорного объекта, исходя из его кадастровой стоимости по ставкам, определенным Законом Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».
В силу п.15 ст.378 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером № был осуществлен 09.10.2020в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.09.2020, технического плана здания от 17.09.2020, заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 25.09.2020.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была определена ГБУ РК «Центр ГКО» в рамках Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ст. 16), в соответствии с актом определения кадастровой стоимости № 172 от 20.10.2020 и составила 73259184,90 руб. по состоянию на 10.10.2020. Сведения в ЕГРН о кадастровой стоимости внесены 22.10.2020, дата начала применения кадастровой стоимости – 10.10.2020.
29.03.2021 в ЕГРН в отношении спорного объекта на основании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 1 от 17.03.2021 внесены изменения, согласно которым его кадастровая стоимость уточнена, по состоянию на 10.10.2020 составила 33 210 281,47 руб.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
В силу Федерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон №237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3).
Применительно к вопросам имущественного налогообложения Конституционный Суд Российской Федерации указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости объекта недвижимости, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований (Постановление от 28 февраля 2019 г. № 13-П; определения от 03 июля 2014 г. № 1555-О, от 16 июля 2015 г. № 1769-О и № 1790-О, от 25 октября 2016 г. № 2207-О и др.).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
В силу статьи 22 Закона № 237-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 09 марта 2021г. №72-П установлена дата перехода к применению на территории Республики Карелия положений ст.22.1 Закона №237-ФЗ, регулирующей порядокустановления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – 01 апреля 2021 года.
Принимая во внимание, что с настоящим административным иском ООО «Механика» обратилось 06.03.2021, положения статьи 22.1 Закона №237-ФЗ при рассмотрении настоящего спора применению не подлежат.
Рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 10.10.2020 определена на основании отчета об оценке № от ХХ.ХХ.ХХ, выполненного ИП (...), и составляет 19518 000 руб.
Частью 5 ст. 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст.64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами замечаний к отчету об оценке № от 10.12.2020 не представлено.
Проанализировав отчет об оценке, исходя из положений ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенную рыночную стоимость признает достоверной.
Отчет об оценке содержит подробное описание проведенных оценщиком исследований. В отчете указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи ее проведения, содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки, указаны источники информации. Выводы отчета мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Механика» удовлетворить.
Установить по состоянию на 10 октября 2020 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого зданияс кадастровым номером №, наименование – «Реконструкция нежилого здания с кадастровым номером № под магазин», расположенного по адресу: (.....),общей площадью 1491,9 кв.м. в размере его рыночной стоимости, равной 19518 000 руб. на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 марта 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикциичерез Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено 02.04.2021.