Судья Шваб Л.В.
Дело № 2-797/2023
74RS0002-01-2022-007983-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-13291/2023
24 октября 2023 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Манкевич Н.И., Подрябинкиной Ю.В.,
при помощнике ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цехмистрова ЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика ФИО11., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цехмистров ЮВ обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР) о признании незаконным решения от 04 октября 2021 года об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения с 01 сентября 1975 года по 21 февраля 1978 года в Челябинском индустриальном техникуме, назначить страховую пенсию по старости с 09 июля 2021 года с учетом справок о фактически выплаченной заработной плате за период с января 1980 по декабрь 1988 года, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что 05 июля 2021 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Однако ему было в этом отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Полагал, что пенсионным органом необоснованно не включен в стаж для назначения страховой пенсии период обучения в Челябинском индустриальном техникуме.
Истец Цехмистров Ю.В. и его представитель ФИО13 действующий по устному ходатайству, в судебном заседании суда первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика ФИО14 действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением суда исковые требования Цехмистрова Ю.В. с учетом дополнительного решения суда от 28 июля 2023 года удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ответчика от 04 октября 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложил обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 09 июля 2021 года с учетом справок о заработной плате за период с января 1980 года по декабрь 1988 года, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом не были установлены нарушения, которые допустил территориальный орган ПФР. После регистрации заявления истца о назначении пенсии он был уведомлен о необходимости предоставления дополнительных документов: военного билета, справки о заработной плате, документа об образовании, трудовой книжки. Однако им были представлены только трудовая книжка и документ об образовании. Таким образом, на основании представленных им документов было принято решение об отказе в установлении страховой пенсии. Справки о заработной плате он представил только в суд, в связи с чем они не были предметом рассмотрения пенсионным органом, в том числе не проводилась проверка сведений, указанных в справках, поэтому считает, что его вина при принятии решения об отказе в установлении пенсии отсутствует.
Согласно мотивировочной части решения суда справки о заработной плате признаны судом допустимым доказательством, которые должны быть учтены при расчете страховой пенсии, однако в резолютивной части решения данных выводов не содержится, в связи с чем у него отсутствуют основания для назначения Цехмистрову Ю.В. страховой пенсии по старости.
Поскольку решение суда не содержит выводов о нарушениях, допущенных ОСФР при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, и не представлены иные доказательства, подтверждающие совершение им неправомерных действий, а также причинение истцу физических или нравственных страданий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие другие нематериальные блага, взыскание морального вреда является необоснованным.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в его отсутствие.
Согласно частям 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда обжалуется только ответчиком в той части, которой требования истца были удовлетворены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ОСФР.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 июля 2021 года Цехмистров Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ, обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 47-49).
Решением ответчика от 04 октября 2021 года Цехмистрову Ю.В. отказано в установлении пенсии по старости по причине отсутствия величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 21. По расчетам ответчика продолжительность страхового стажа истца составила 16 лет 9 месяцев 13 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 17,346 (л.д. 12-13).
Из материалов гражданского дела следует, что ответчиком для определения права на пенсию в страховой стаж включены периоды: с 22 февраля 1978 года по 30 июня 1978 года – период работы <данные изъяты> на Челябинском тракторном заводе в прессовом цехе (00 л. 04 мес. 09 дн.),
с 01 июля 1978 года по 26 февраля 1979 года - период обучения (00 л. 07 мес. 25 дн.);
с 03 мая 1979 года по 02 июня 1980 года - работа в качестве <данные изъяты> цеха Новосинеглазовского комбината строительных конструкций (01 год 01 мес.00 дн.);
с 31 июля 1980 года по 23 сентября 1982 года - работа в должности <данные изъяты> Союзного треста «Уралнефтегазстрой» (02 г. 01 мес. 23 дн.);
с 27 сентября 1982 года по 28 февраля 1984 года - работа <данные изъяты> в УПТК треста «Уралнефтегазстрой» (01 г. 05 мес. 02 дн.);
с 12 марта 1984 года по 05 декабря 1986 года - работа <данные изъяты> Управления механизации Треста «Уралнефтегазстрой» (02 г. 08 мес. 24дн.);
с 18 декабря 1986 года по 29 мая 1987 года - работа <данные изъяты> Учреждении ЯВ-48/1 УВД Челябинского облисполкома (00 л. 05 мес. 12 дн.).
с 01 июня 1987 года по 22 декабря 1988 года — работа <данные изъяты> Управления механизации треста «Уралнефтегазстрой» (01 г. 06 мес. 22дн.);
с 23 декабря 1988 года по 23 марта 1990 года - работа <данные изъяты> «Трасса» (01 г. 03 мес. 01 дн.);
с 12 января 1993 года по 25 ноября 1997 года - работа <данные изъяты> в АОЗТ «Эвелин» (04 г. 10 мес. 14 дн.)
с 30 сентября 2020 года по 29 декабря 2020 года - период получения пособия по безработице (00 л. 03 мес. 00 дн.).
Период обучения с 01 сентября 1975 года по 21 февраля 1978 года в Челябинском индустриальном техникуме не был включен в подсчет страхового стажа истца в связи с тем, что перед обучением отсутствовал период работы либо службы (л.д. 71-74).
Разрешая исковые требования в части включения в страховой стаж периода обучения в Челябинском индустриальном техникуме с 01 сентября 1975 года по 21 февраля 1978 года и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходил из того, что период обучения истца в Челябинском индустриальном техникуме не может быть включен в страховой стаж, поскольку периоду обучения не предшествовала работа либо военная служба, либо иная служба.
Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая, что представленные истцом в материалы дела справки о заработной плате за период с января 1980 по декабрь 1988 года являются допустимым доказательством, поскольку в них содержатся все необходимые сведения (период выплаты, размер заработной платы), они должны быть учтены при расчете страховой пенсии, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 09 июля 2021 года. При этом признал незаконным решение ответчика от 04 октября 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости.
Установив, что истцу было необоснованно отказано в назначении страховой пенсии по старости, суд взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., при этом оценил степень морально-нравственных страданий, причиненных ответчиком Цехмистрову Ю.В.
Судебная коллегия считает вывод суда об отказе во включении в страховой стаж истца периода его обучения в Челябинском индустриальном техникуме с 01 сентября 1975 года по 21 февраля 1978 года правильным, основанным на верном толковании норм материального права и соответствующим представленным сторонами доказательствам. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части признания незаконным решения ответчика от 04 октября 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда, исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01 января 2015 года и действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).
Приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» установлено, что в 2020 году возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, для мужчин составляет 60 лет + 24 месяца.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды после такой регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 (действовавшим на момент обращения истца за установлением пенсии), при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункты 4, 18, 26, 43). В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом. В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», значатся возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Понятие страхового стажа содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Понятие ИПК дается в пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому ИПК – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В частях 9, 10 и 11 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены формулы, на основании которых определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, в том числе за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления названного закона в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абз. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 указанного Федерального закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 этой же статьи Федерального закона закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией, действовавшие на момент обращения истца за установлением пенсии).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Как усматривается, из материалов дела, к заявлению о назначении страховой пенсии истцом не были приложены документы о заработной плате, в связи с чем истец был уведомлен через ЕПГУ о необходимости предоставления дополнительных документов для назначения пенсии по старости не позднее 05 октября 2021 года: военного билета, справки о заработной плате, документа об образовании, трудовой книжки образца 1974 года (л.д. 54).
20 июля 2021 года Цехмистровым Ю.В. в пенсионный орган были представлены военный билет, документ об образовании и трудовая книжка образца 1974 года. Справка о заработной плате истцом не была предоставлена (л.д. 66).
Справку о заработной плате, выданную АО «Трест Уралнефтегазстрой» от 17 февраля 2022 года № 9 за период с 1980 года по 1985 года и с 1986 года по 1988 года (л.д. 9, 11), и справку, выданную Учреждением ЯВ 48/1, от 16 марта 2022 года № 22 (л.д. 10) за период с 1986 года по 1987 год, Цехмистров Ю.В. представил в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
На момент принятия ответчиком решения он сведениями о заработной плате истца, содержащимися в данных справках, не располагал.
При этом в ходе судебного заседания суда первой инстанции истец не отрицал, что был уведомлен ответчиком о необходимости предоставления дополнительных документов для начисления страховой пенсии по старости, поскольку им были представлены дополнительные документы, однако не в полном объеме, им не была представлена справка о заработной плате.
Из представленного ОСФР ответа на запрос суда первой инстанции следует, что в случае расчета размера пенсии Цехмистрова Ю.В. с учетом справок о его заработной плате, выданных АО «Трест Уралнефтегазстрой» от 17 февраля 2022 года № 9 за период с 1980 года по 1985 года и с 1986 года по 1988 года и Учреждения ЯВ 48/1 от 16 марта 2022 года № 22 за период с 1986 года по 1987 год, общий трудовой стаж для определения расчетного размера пенсии, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составит 15 лет 10 месяцев 17 дней, величина ИПК для расчета размера пенсии составит 39,624 (л.д. 95-96).
Поскольку документы о заработной плате в силу положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим истцом, назначение пенсии и ее выплата осуществляются на основе представленных заявителем документов.
При таких обстоятельствах, поскольку право на пенсию граждан Российской Федерации носит индивидуальный характер, зависит не только от стажа, но и заработной платы до 1 января 2002 года, отчисляемых страховых взносов на формирование страховой пенсии после 1 января 2002 года, факта работы, наличия иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», при отсутствии соответствующих документов, которые подлежат представлению лицами, обратившимися за реализацией права на получение пенсии, пенсионный орган произвел оценку пенсионных прав истца исходя из представленных документов, что соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Поскольку оспариваемым решением не были нарушены пенсионные права истца, то и оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции о признании решения от 04 октября 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Вместе с тем, учитывая, что справки о заработной плате за период до 1991 года истцом были предоставлены, они соответствуют требованиям о порядке их заполнения, их содержание влияет на его пенсионные права, в частности, с учетом содержания справок о размере заработной платы увеличится величина ИПК и явится достаточной для установления пенсии, судебная коллегия считает возможным решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с 09 июля 2021 года по достижению возраста 61 год 06 месяцев оставить без изменения.
Довод ответчика о том, что в своем решении суд указал, что справки о заработной плате должны быть учтены при расчете страховой пенсии, однако в резолютивной части решения данных выводов не содержится, в связи с чем отсутствуют основания для назначения Цехмистрову Ю.В. страховой пенсии по старости, судебной коллегией отклоняются.
Указанный пробел в своем решении суд первой инстанции устранил путем принятия дополнительного решения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 11 апреля 2023 года в части признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 04 октября 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости Цехмистрову ЮВ и взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Цехмистрова ЮВ.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 31 октября 2023 года.