Дело № 2а-3071/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года г.Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.,
при секретаре Васильевой С.А.,
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области – Лысовой В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Благотворительному фонду социальной помощи «Право на улыбку» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации Благотворительного фонда социальной помощи «Право на улыбку», указав, что решением Управления от 24.02.2011 была произведена государственная регистрация Благотворительного фонда социальной помощи «Право на улыбку», 18.02.2011 внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Административный ответчик в нарушение требований пунктов 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в срок до 15.04.2016 не разместила в сети Интернет либо не предоставила в уполномоченный орган отчеты за 2016: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организации денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
В связи с выявленным нарушением, 28.04.2016 в адрес административного ответчика направлено предупреждение с требованием до 22.06.2016 предоставить в Управление отчеты о деятельности Организации по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности, которое Организацией исполнено не было, поскольку предупреждение административный ответчик не получал, что подтверждается сведениями, представленными сайтом «Почта России».
Повторно предупреждение направлено в адрес административного ответчика 24.06.2016 с требованием устранить выявленные нарушения до 25.07.2016, однако повторное предупреждение не получено и не исполнено.
До настоящего времени, предусмотренные законом сведения административным ответчиком в уполномоченный орган не предоставлены и не размещены на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет.
Кроме того, административным ответчиком нарушены требования п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях",а именно не представлен в Управление до 30.03.2016 отчет деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления организации, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности организации, нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
В связи с выявленным нарушением 28.04.2016 в адрес Организации направлено предупреждение с требованием в срок до 22.06.2016 предоставить в Управление отчеты о деятельности Организации по форме ОН0001 и ОН002 либо сообщение о продолжении деятельности, которое организацией исполнено не было.
24.06.2016 в адрес организации направлено повторное предупреждение, с указанием существа выявленного правонарушения и требованием в срок до 25.07.2016 предоставить в управление отчет либо сообщение о продолжении деятельности. Повторное предупреждение не исполнено. Оба предупреждения возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.
Административный истец просит суд ликвидировать Благотворительный фонд социальной помощи «Право на улыбку» и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца в судебном заседании, подержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительной причине неявки суду не предоставили.
Суд, выслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Согласно ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствие со ст. 61 ГК РФ, - 3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", -орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
На основании п. 3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", - в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктов 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», - некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как указано в п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 30.05.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», - некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении. Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.
В судебном заседании установлено, что Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области 24.02.2011 была произведена государственная регистрация Благотворительного фонда социальной помощи «Право на улыбку», 18.02.2011 внесены сведения в ЕГРЮЛ за ОГРН 1113400000746, адрес местонахождения указан: Волгоград, ....
В нарушение требований пунктов 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в срок до 15.04.2016 не разместила в сети Интернет либо не предоставила в уполномоченный орган отчеты за 2016: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организации денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», - в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
В нарушение требований п.2 ст.19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Организация не представила в Управление до 30.03.2016 отчет о своей деятельности, содержащей сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления организации, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности организации, нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Согласно п.2 ст.20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.
В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ относится обращение суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
В связи с выявленными нарушениями 28.04.2016 в адрес административного ответчика (Волгоград, ...) Управлением направлено предупреждение с требованием до 22.06.2016 предоставить в Управление отчеты о деятельности Организации по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности за 2015, которое Организацией исполнено не было. Также в адрес Организации направлено предупреждение с требованием до 22.06.2016 предоставить в Управление отчет о финансово-хозяйственной деятельности организации за 2015, которое также административным ответчиком не исполнено.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», - предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 10.03.2017 № ЮЭ9965-17-3141498 адрес (место нахождения) Благотворительного фонда социальной помощи «Право на улыбку»: ...
Указанные предупреждения направлены по адресу нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ.
Повторные предупреждения направлены в адрес Организации (по адресу Волгоград, ...) 24.06.2016 с требованием устранить выявленные нарушения до 25.07.2016.
Указанные почтовые отправления возвращены в адрес Управления как невостребованные, Организация об уважительности причины неполучения предупреждений от 28.04.2016 и от 24.06.2016, а так же о своем фактическом месте нахождения Управление не уведомляла.
По правилам п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно предоставленным стороной административного истца доказательствам, предупреждения об устранении нарушения требований п.п. 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", направлялись в адрес административного ответчика в установленном законом порядке. Однако, возвращены в связи с отказом адресата от получения и в связи с истечением срока хранения. Таким образом, административный ответчик надлежащим образом уведомлен о необходимости устранения нарушений законодательства и о наступлении возможным последствий.
Кроме того, в обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в нарушение действующего законодательства меры к исполнению предупреждений от 28.04.2016 и от 24.06.2016 Организацией не предпринимались.
Неоднократность неисполнения предупреждений Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области само по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Однако в совокупности с установленными нарушениями в части непредоставления сведений, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неисполнение предупреждений Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области является основанием для ликвидации юридического лица в соответствии с пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ.
Поскольку судом установлен факт неоднократного непредставления Благотворительным фондом социальной помощи «Право на улыбку» в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", требования Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации благотворительного фонда и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Благотворительному фонду «социальной помощи «Право на улыбку» о ликвидации некоммерческой организации – удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд социальной помощи «Право на улыбку» (ОГРН 1113400000746) и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
...
... Лемякина В.М.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...