Решение по делу № 2-106/2024 (2-1306/2023;) от 21.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2024 года                            село Большая Черниговка

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,

при секретаре Трубниковой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-106/2024 по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Управляющий центр занятости населения» к Романову А.Б. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратился в суд с иском к Романову А.Б. о взыскании неосновательного обогащения мотивируя свои требования тем, что между ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Большечерниговский» и Романовым А.Б. заключен Договор от 7 июня 2021 года «О предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела в части приобретения оснавных средств, материальных запасов и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом (за исключением оплаты государственной пошлины, оплаты нотариальных действий услуг правового и технического характера, приобретения бланочной документации, изготовление печатей, штампов)»; указанный договор заключен на основании «Административного регламента предоставления министерством труда, занятости и миграционной политики самарской области государственной услуги по созданию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход граждан, признанным в установленном законодательством РФ порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном законодательством порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

Согласно выписке из ЕГРИП от 11 июня 2021 года Романов А.Б. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Вид деятельности, согласно бизнес-плану: производство сырого молока, разведение крупного рогатого скота. Прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 11 июля 2022 года.

Согласно п. 2.14 Порядка 19-п, п. 2.1, 2.2 Договора платежным поручением от 17 июня 2021 года № на основании приказа об оказании единовременной финансовой помощи от 15 июня 2021 года Романову А.Б. была перечислена единовременная финансовая помощь в размере 100000 рублей.

Однако при проведении плановой документальной проверки было выявлено нецелевое использование Романовым единовременной финансовой помощи, в частности, торгово-закупчный акт, подтверждающий заключение сделки между ИП Романов А.Б. и физическим лицом ФИО9., не является документом, подтверждающим целевое использование социальной выплаты, согласно абз. 4, 5 п. 2.16 Порядка № 19-п, в силу того, что на момент совершения сделки сведения о ФИО10 в ЕГРЮЛ и ЕГРИП отсутствовали.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, на нарушение Романовым А.Б. принятых на себя обязательств при заключении договора истец просит взыскать с Романова А.Б. в пользу ГКУ Самарской области « Управляющий Центр занятости населения» денежные средства в размере 100000 рублей.

    В судебном заседании представитель ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» Филимонов О.В., действующий на основании доверенности заявленные исковые требования поддержал.

    Ответчик Романов А.Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представив в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Суд, выслушав позицию представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, 7 июня 2021 года между ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Большечерниговский» и Романовым А.Б. был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела в части приобретения основных средств, материальных запасов и осуществление текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом (за исключением оплаты государственной пошлины, оплаты нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретения бланочной документации, изготовления печатей, штампов) по условиям которого ГКУСО ЦЗН предоставляет за счет средств областного бюджета гражданину Романову А.Б. единовременную финансовую помощь на открытие собственного дела в части приобретения основных средств, материальных запасов и осуществление текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом в размере 100000 рублей.

В соответствии с п. 2.2 Договора перечисление единовременной финансовой помощи на счет гражданина, открытый им в кредитной организации, производиться в течение 10 рабочих дней на основании приказа ГКУСО ЦЗН, после получения ГКУСО ЦСН выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о юоидическом лице или выписи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащего сведения об индивидуальном предпринимателе.

В соответствии с условиями договора гражданин обязуется осуществлять деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 12 месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица (п.3.1.3 Договора).

Из пункта 3.1.4 Договора следует, что для подтверждения целевого использования единовременной финансовой помощи, а также исполнения обязательств, предусмотренных договором, гражданин обязан предоставить в ГКУСО ЦЗН в течение 45 календарных дней со дня перечисления единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела в части приобретения основных средств, материальных запасов и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом (за исключением оплаты государственной пошлины, оплаты нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретения бланочной документации, изготовления печатей, штампов) на счет Гражданина документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела в части приобретения основных средств, материальных запасов и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом (за исключением оплаты государственной пошлины, оплаты нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретения бланочной документации, изготовления печатей, штампов) в соответствии с бизнес-планом (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные аты и другие документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи).

Гражданин обязан возвратить единовременную финансовую помощь в случаях:

-нецелевого ее использования (использование единовременной    финансовой помощи не в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат);

-непредставления получателем документов, предусмотренных пунктом 3.1.4 настоящего договора, в установленные сроки;

-прекращения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения 12 месяцев со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица;

-не обеспечения беспрепятственного доступа представителей ГКУСО ЦЗН и иных уполномоченных контрольных органов для проведения проверок целевого использования единовременной финансовой помощи, осуществления результата реализации бизнес-плана, подтверждения фактического осуществления вида деятельности (пункт 3.1.5 Договора).

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что в целях получения единовременной финансовой помощи получатели представляет в ГКУСО ЦЗН следующие документы: заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на приобретение основных средств и осуществление текущих расходов, предусмотренных бизнес-планом, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; бизнес-план предпринимательского проекта выбранной сферы деятельности по форме согласно приложениям 2, 3, 4 к настоящему Порядку.

Из пункта 2.12 порядка следует, что в случае принятия решения о предоставлении единовременной финансовой помощи ГКУСО ЦЗН не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения уведомляет получателя о принятом решении и о необходимости заключения договора путем вручения ему под подпись соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо по электронной почте или с использованием иных средств связи и доставки, подтверждающих вручение адресату указанного уведомления. Получатель в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления заключает договор по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку с ГКУСО ЦЗН.

В соответствии с пунктом 2.13 указанного выше Порядка получатель в течение 30 календарных дней со дня подписания договора с ГКУСО ЦЗН принимает меры по осуществлению государственной регистрации предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Для подтверждения целевого использования единовременной финансовой помощи, а также исполнения обязательств, предусмотренных договором, получатель представляет в ГКУСО ЦЗН в течение 45 календарных дней со дня перечисления единовременной финансовой помощи на счет получателя документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи) (пункт 2.15 Порядка).

Пункт 2.16 Порядка устанавливает, что ГКУСО ЦЗН осуществляет прием представленных нарочно получателем документов, указанных в пункте 2.15 настоящего Порядка (в форме почтовых, электронных отправлений документы не принимаются), и проверяет соответствие представленных получателем документов представленному бизнес-плану (по форме, количеству и содержанию в пределах соотносимости условиям предоставления единовременной финансовой помощи), и не принимает их, в случае если документы представлены не в полном объеме (в том числе если имеется несоответствие между формой и содержанием документа, а также если содержание документов не соответствует условиям предоставления единовременной финансовой помощи).

ГКУСО ЦЗН снимает и заверяет копии с представленных документов (оригиналы возвращаются получателю).

ГКУСО ЦЗН в течение 30 календарных дней осуществляет проверку представленных получателем документов, в том числе устанавливает факт наличия основных средств, указанных в бизнес-плане получателя;

ГКУСО ЦЗН не принимаются в качестве подтверждающих целевое использование социальной выплаты и считаются непредставленными документы:

по сделкам, заключенным получателем с физическими лицами и/или иными контрагентами, не внесенными в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на момент сделки;

оформленные с нарушением установленных законодательством требований.

Комиссия на основании представленного получателем документов, указанных в пункте 2.15 настоящего Порядка, проводит оценку использования единовременной финансовой помощи на соответствие заявленным в бизнес-плане направлениям затрат. По результатам оценки использования единовременной финансовой помощи на соответствие заявленным в бизнес-плане направлениям затрат Комиссия выносит одно из следующих решений:

использование единовременной финансовой помощи в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат;

использование единовременной финансовой помощи не в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат в размере, определенном по результатам оценки использования единовременной финансовой помощи на соответствие заявленным в бизнес-плане направлениям затрат.

В случае принятия решения об использовании единовременной финансовой помощи не в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат ГКУСО ЦЗН не позднее пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения подготавливает получателю письмо о необходимости возврата в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения данного письменного требования предоставленной ему единовременной финансовой помощи в областной бюджет и направляет его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес получателя или с использованием иных средств связи и доставки, подтверждающих вручение адресату указанного письменного требования.

Целевым использованием получателем единовременной финансовой помощи признается ее расходование в рамках осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес-плана, прошедшего отбор в соответствии с условиями настоящего Порядка.

ГКУСО ЦЗН в течение трех рабочих дней по окончании проверки достоверности документов, представленных получателем, уведомляет его в письменной форме о результатах проверки по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо по электронной почте в адрес получателя или с использованием иных средств связи и доставки, подтверждающих вручение адресату указанного письменного уведомления.

Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в доход областного бюджета в случаях установленных п. 2.18 Порядка, а именно в случаях:

-использования единовременной финансовой помощи не в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат;

-непредставления получателем документов, предусмотренных абзацем первым пункта 2.15 настоящего Порядка, в течение 45 календарных дней со дня перечисления единовременной финансовой помощи;

-прекращения государственной регистрации предпринимательской деятельности до истечения 12 месяцев со дня государственной регистрации предпринимательской деятельности;

-необеспечения беспрепятственного допуска представителей ГКУСО ЦЗН и иных уполномоченных контрольных органов для проведения проверок целевого использования единовременной финансовой помощи, осуществления результата реализации бизнес-плана, подтверждения фактического осуществления вида деятельности;

-установления фактического отсутствия основных средств, указанных в бизнес-плане получателя, в течение года со дня государственной регистрации предпринимательской деятельности.

Из материалов дела следует, что Романов А.Б. 18 мая 2021 года был поставлен на учет в качестве безработного ГКУ СО «Центр занятости населения муниципального района Большечерниговский»; 3 июня 2021 года Романовым А.Б. было подано заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела; 7 июня 2021 года между ГКУ СО «ЦЗН муниципального района Большечерниговский» и Романовым А.Б. был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела; 11 июня 2021 года Романов А.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 15 июня 2021 года ГКУ СО «Центр занятости населения муниципального района Большечерниговский» был вынесен Приказ об оказании единовременной финансовой помощи Романову А.Б. на организацию предпринимательской деятельности «Развитие молочного крупного рогатого скота, кроме племенного»; 17 июня 2021 года Романову А.Б. были перечислены денежные средства в размере 100000 рублей; 1 июля 2021 года Романовым А.Б. в ГКУ СО «ЦЗН» был предоставлен торгово-закупочный акт с ФИО11 о приобретении у последнего коровы и телки, на общую сумму 100000 рублей. Указанное подтверждается карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы; заявлением Романова А.Б. о предоставлении единовременной финансовой помощи; Договором ; выпиской из ЕГРИП; копией приказа ; копией платежного поручения; копией торгово-закупочного акта от 1 июля 2021 года.

    В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, при этом в соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, при этом указанные правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу требований ст. 1103 ГПК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что сторона договора вправе взыскать с другой стороны договора неосновательно удерживаемую денежную сумму, которую ввиду нарушения условий договора последний обязан передать первому.

Таким образом, учитывая, что Романовым А.Б. 1 июля 2021 года были представлены документы, предусмотренные договором, заключенным с ГКУ СО «ЦЗН» 7 июня 2021 года и пунктом 2.15 Порядка; ГКУ СО «ЦЗН» принял, представленные Романовым документы, однако в установленные Порядком сроки (п. 2.16) не направил в адрес Романова письмо о необходимости возврата предоставленной ему единовременной финансовой помощи, в связи с ее использованием не в соответствии с заявленными в бизнес-плане направлениями затрат; доказательств, свидетельствующих о нарушении Романовым условий договора, заключенного с ГКУ СО «ЦЗН» в материалы дела не представлено.

Кроме того, пункт 2.18 Порядка устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых единовременная финансовая помощь подлежит возврату в доход областного бюджета, тогда как в данном случае обстоятельств, перечисленных в п. 2.18 порядка судом не установлено.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении Романовым А.Б. условий договора, заключенного с ГКУ СО «ЦЗН» в материалы дела не представлено, в связи с чем, требования истца о взыскании с Романова денежных средств в размере 100000 рублей в качестве неосновательного обогащения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Государственного казенного учреждения Самарской области «Управляющий центр занятости населения» к Романову А.Б. о взыскании неосновательного обогащения – отказать.

Решение может быть обжаловано в самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2024 года

Председательствующий                     Е.Н.Дмитриева

2-106/2024 (2-1306/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственное казенное учреждение Самарской области "Управляющий центр занятости населения"
Ответчики
Романов Андрей Борисович
Суд
Большеглушицкий районный суд Самарской области
Судья
Дмитриева Елена Николаевна
Дело на странице суда
bolsheglushitsky.sam.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2024Предварительное судебное заседание
15.05.2024Предварительное судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее