гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 2 августа 2019 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре Корнеевой Н.Н.,
с участием истцов Комарова Н.Г., Комаровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Н.Г., Комаровой Т.Н. к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» о признании права собственности на недвижимое имущество,-
УСТАНОВИЛ:
Комаров Н.Г. и Комарова Т.Н. обратились с иском к администрации МО «Полесский городской округ» о признании права общей собственности в порядке приобретательной давности на объект недвижимого имущества - баню, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения гражданского дела истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменили свои требования, просят признать за ними право общей совместной собственности на недвижимое имущество – нежилое здание (баня), кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку являются добросовестными приобретателями этого объекта.
В обоснование своих требований истцы сослались на то, что на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ приобрели у ООО «Русский Капитал Паевые Фонды» Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Региональные Проекты» в совместную собственность недвижимое имущество: жилой дом, КН №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, КН №, расположенный по тому же адресу, а также, как единый объект сельской усадьбы, недвижимое имущество – нежилое здание (баня), КН №. Ранее данными объектами недвижимого имущества, находящимися в залоге, владел ФИО1 В связи с задолженностью ФИО1 по кредитному договору, решением Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ на указанное имущество было обращено взыскание. Хотя в договоре купли-продажи и акте передачи имущества ничего не говориться о бане, истцы были уверены, что баня находится на приобретаемом ими земельном участке, так как в объявлениях о продаже спорных жилого дома и земельного участка, размещенных в сети интернет, сообщалось, что на участке имеется баня, беседка, пруд. После полной оплаты по договору купли-продажи истцы получили от продавца ключи от замков ворот, жилого дома и бани; объяснен порядок пользования баней. И с этого момента открыто, добросовестно и непрерывно владеют этими объектами недвижимого имущества (жилым домом и баней) как собственники. Претензий по поводу владения баней ни от кого к истцам не поступало. Истцы принимают меры по сохранению дома и бани, производят их техническое обслуживание, ремонт. Перед совершением сделки истцы, проявляя должные меры осторожности, об истории этих объектов недвижимости опросили соседей, которые пояснили, что до обращения взыскания на заложенное имущество, ими владел ФИО1
Нежилое здание – баня введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., поставлено на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №. Границы земельного участка кадастровым номером № на момент покупки истцами в документах указаны не были, однако на плане земельного участка, представленного в документах ООО «Стандарт Оценка» значиться объект КН Г1 (<данные изъяты>), т.е. баня. Земельный участок, на котором находятся спорные жилой дом и баня, ранее был огорожен капитальным деревянным забором со стороны центральной улицы <адрес> а также от усадьбы дома № по этой улице. Забор ветхий, но границы его видны и в настоящее время он восстанавливается истцами. Истцами были поданы документы по межеванию. При проведении межевания данные границы соблюдены. Схемы земельных участков согласованы с администрацией МО «Полесский городской округ». Комаровы обратились в администрацию МО «Полесский городской округ» с заявлением о передаче им в аренду земельных участков с кадастровыми номерами (условными) № и №.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Русский Капитал Паевые Фонды» Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Региональные проекты».
В судебном заседании истцы Комаров Н.Г. и Комарова Т.Н. исковые требования полностью поддержали, доводы изложили аналогично описанным выше. Истец Комарова Т.Н. пояснила, что они (истцы) являются добросовестными приобретателями бани, поскольку полагали, что совместно с домом и земельным участком приобрели и баню, поскольку им были переданы ключи от неё. Электро – и водоснабжение бани осуществляется от дома. Баня расположена на придомовой территории, огороженной предыдущим владельцем недвижимости забором.
Представитель ответчика администрации МО «Полесский городской округ» в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письме от ДД.ММ.ГГГГ с иском не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «Русский Капитал Паевые Фонды» Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Региональные проекты» в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Выслушав пояснения истцов, исследовав письменные материалы дела, а также материалы архивного гражданского дела Московского районного суда г. Калининграда ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются в том числе земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона "О кадастровой деятельности" в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
Статьей 37 этого же закона предусмотрено, что результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3 ст.212 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из копии договора купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием заёмных средств от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в материалах архивного гражданского дела № Московского районного суда г. Калининграда, усматривается, что ФИО1 приобрел в собственность жилой одноэтажный однокомнатный дом с мансардой общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой – <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок, на котором находится жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под придомовой территорией, кадастровый №. Передача указанных жилого дома и земельного участка, от продавца покупателю ФИО1 подтверждается актом приёма-передачи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора целевого займа (на приобретение жилого помещения на вторичном рынке) от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что <данные изъяты> предоставила ФИО1 заём на сумму <данные изъяты> для целевого использования – для приобретения жилого дома по адресу: <адрес>, и земельного участка с КН №, на котором расположен этот дом.
Из Закладной, оформленной на имя ФИО1, а также из Соглашения об изменении содержания закладной от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что предметом ипотеки являлись только вышеуказанные объекты недвижимости.
Из договора о последующей ипотеке жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между акционерным банком «ГПБ-Ипотека» (ОАО) «залогодержатель» и ФИО1 «залогодатель», следует, что «залогодатель» передаёт «залогодержателю» в последующий залог одноэтажный с мансардой жилой дом по адресу: <адрес> и земельный участок с КН №.
Право собственности ФИО1 на данные объекты недвижимости, было зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права соответственно №, №, выданными ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с ФИО1 в пользу акционерного банка «ГПБ-Ипотека» (ОАО), в том числе, взысканы задолженность по кредитному договору, задолженность по договору стабилизационной кредитной линии, а также обращено взыскание на предмет ипотеки – земельный участок под придомовой территорией, категория земель – земли населенных пунктов, площадь <данные изъяты>., кадастровый номер №, местоположение: <адрес>, с расположенным на данном земельном участке одноэтажным с мансардой жилым домом общей площадью <данные изъяты>. Решением суда установлена начальная продажная цена указанного заложенного имущества и определен способ реализации путем проведения публичных торгов.
В соответствии с техническим паспортом, изготовленным Полесским БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с мансардой и верандой, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный по адресу: <адрес>, имел общую площадь <данные изъяты>., жилую площадь <данные изъяты>., вспомогательную - <данные изъяты>. На плане земельного участка в составе данного технического паспорта указан жилой дом (КЖ лит.А, с верандой (лит.а1) и сарай (КН лит.Б).
В соответствии с техническим паспортом, изготовленным ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с мансардой и верандой, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный по адресу: <адрес>, имел общую площадь <данные изъяты>., жилую площадь <данные изъяты> На плане земельного участка в этом техническом паспорте, помимо жилого дома (1 КЖ «А»), указаны два нежилых строения (КН «Г») и (КН «Г1»). Однако, в разделе данного технического паспорта «Техническое описание служебных построек» выполнена запись в отношении только одной постройки – сарай (Литер Г1); описание строения (КН Литер Г) не приводится.
В выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № указанные следующие сведения о нежилом здании бани: площадь <данные изъяты>., материал наружных стен: каменные и деревянные, год ввода в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ, расположено по адресу: <адрес>, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №. Сведения о правообладателях отсутствуют.
Из материалов дела следует, что истцы Комарова Т.Н. и Комаров Н.Г. приобрели в общую совместную собственность жилой дом с КН № и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для жилой застройки, общей площадью <данные изъяты>., КН №, расположенные по адресу: <адрес>, у ООО «Русский Капитал Паевые Фонды Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Региональные Проекты» на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к этому договору купли-продажи. Договор купли-продажи и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по Калининградской области.
Право общей совместной собственности истцов Комаровых на указанные выше объекты недвижимости подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено в судебном заседании границы земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом, на дату их приобретения истцами, определены не были.
В последующем, по инициативе истцов, кадастровым инженером были выполнены работы по установлению границ земельного участка (межевание), на котором расположен спорный объект недвижимости – баня, а также по установлению границ земельного участка, на котором расположен водоём искусственного происхождения (пруд), вблизи которого эта баня находится.
По результатам указанных работ, на основании заявления Комарова Н.Г., постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема земельного участка (на котором находится баня) на кадастровом плане территории согласно приложению и со следующими характеристиками: проектная площадь земельного участка <данные изъяты>., местоположение: <адрес>, кадастровый условный номер №; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), категория земель: земли населенного пункта.
На основании заявления Комаровой Т.Н. постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема земельного участка (на котором расположен водоём искусственного происхождения (пруд) на кадастровом плане территории согласно приложению и со следующими характеристиками: проектная площадь земельного участка <данные изъяты> местоположение: <адрес>, кадастровый условный номер №; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), категория земель: земли населенного пункта.
Таким образом, материалами настоящего гражданского дела подтверждается, что спорное здание бани не являлось предметом договора купли-продажи, в силу которого истцы приобрели право собственности на жилой дом и на земельный участок, площадью <данные изъяты>., с КН № вид разрешенного использования – для жилой застройки. Более того, спорное здание бани расположено не на указанном земельном участке с КН №, а за его пределами на ином земельном участке, проектной площадью <данные изъяты> и с иным видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Само по себе использование истцами бани по назначению, начиная с ДД.ММ.ГГГГ., выполнение в ней строительных и ремонтных работ, также не является основанием приобретения истцами права собственности в отношении этого объекта недвижимости.
Суд считает необоснованным отнесение в разделе «Техническое описание служебных построек» технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, постройки, обозначенной на плане земельного участка как КН Г1, к категории служебных – сарай (Литер Г1), поскольку местоположение постройки соответствует местоположению бани, введенной в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, а также считает необоснованным не отнесение к категории служебных постройки, обозначенной на плане земельного участка как КН Литер «Г», поскольку местоположение этой постройки соответствует местоположению постройки, обозначенной как КН Литер «Б» на схеме земельного участка в техническом паспорте на дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов межевания, выполненных ДД.ММ.ГГГГ, усматривается отсутствие в настоящее время постройки, ранее обозначавшейся в планах земельного участка как КН Литер «Б», КН Литер «Г».
Таким образом, из представленных суду доказательств, следует, что спорный объект недвижимости не входил в состав недвижимости, приобретённой истцами по договору купли-продажи. Действуя с определенной осмотрительностью при заключении сделки Комаровы могли в этом убедиться, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания истцов добросовестными приобретателями бани. С учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комаровых удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комарова Н.Г., Комаровой Т.Н. к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» о признании права собственности на недвижимое имущество – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2019 г.
Судья подпись Л.А. Полилова