Дело № 2-232/2023 (2-2350/2022)
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года г. Новокузнецк
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Ермоленко О.А.
при секретаре судебного заседания Кушевой В.В.,
с участием представителя истца Пономарева В.И., представителя ответчика Тумановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожновой Г.М, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения, признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Рожнова Г.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учетом утонения в порядке ст. 39 ГПК РФ просит:
1. Признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
2. Признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу за номером № от 20.06.2022 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии;
3. Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу включить в специальный стаж по Списку № период работы с 18.09;1991 года по 27 апреля 1993 года в должности контролера в производстве черных металлов участка отделки СПЦ GTK ...);
4. Обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.03.2022.
Требования мотивирует тем, что 31.03.2022 обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № от 20.06.2022 ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что истцом якобы не выработан специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п.2, ч.1, ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», поскольку нет оснований для зачета в специальный стаж периода 18.09.1991 - 26.02.1996 в качестве контролера в производстве черных металлов.
После получения отказа в назначении пенсии самостоятельно направила запрос в архив муниципального образования ..., чтобы данные сведения не истребовать в судебном порядке. После получения ответа из архива стало очевидно, что ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу отказал незаконно.
В её трудовой книжке указано, что с 01.08.1986 по 05.07.1991 истец обучалась в ..., а с 18.09.1991 по 26.02.1996 осуществляла трудовые функции на ... в должности контролера в производстве черных металлов отдела технического контроля в сортопрокатном цехе на участке отделки по 4 разряду.
Следовательно, из трудовой книжки следует, что с 18.09.1991 по 26.02.1996 она постоянно работала на ... в отделе технического контроля на участке сортопрокатного цеха (отделка) в производстве черных металлов в качестве контролера. Переводов на другие участки в данные периоды у нее не было.
В соответствии с Перечнем рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по возрасту, утвержденному ..., следует, что контролеры в производстве черных металлов, занятые на участках ОТК СПЦ: передача металла, посад, выдача, стан, пилы, отбор проб, дефектоскопия, отделка, возвратный поток, экспорт, пенсионировались работодателем по Списку №, также это подтверждается карточкой аттестации рабочего места.
Также согласно штатному расписанию за 1991г., 1993г., 1994г., 1995г., 1996г., должность контролера в производстве черных металлов, занятых на участках ОТК СПЦ: передача металла, посад, выдача, стан, пилы, отбор проб, дефектоскопия, отделка, возвратный поток, экспорт, была в штатном расписании. В связи чем, период работы с 18.09.1991 по 26.02.1996 должен быть включен в специальный стаж по списку №.
Как следует из трудовой книжки, непосредственно после обучения истец была трудоустроена и работала по специальности по Списку №, а в должности контролера в производстве черных металлов отдела технического контроля в сортопрокатном цехе на участке отделки по 4 разряду. В общем размере специальный стаж по Списку № составил 13 лет 00 месяцев 12 дней.
В соответствии с ч.1,2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом периодов работы, ранее зачтенных ответчиком, и периода работы специальный стаж по Списку № на момент обращения с заявлением в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу составил более необходимых 10 лет (а именно 13 лет 00 месяцев 12 дней), страховой стаж составил более 25 лет, что является достаточным основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ женщине при достижении возраста 50 лет.
Определением суда от 24.04.2023 прекращено производство по гражданскому делу по иску Рожновой Г.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения, признании права на досрочную страховую пенсию в части обязания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о включении в специальный стаж по Списку № периода учебы в ... с 01.08.1986 по 05.07.1991 в связи с отказом истца от иска.
В судебное заседание истец Рожнова Г.М., о времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ранее представила письменные объяснения, в которых указала, что в период с 18.09.1991 - 26.02.1996 работала в должности контролера в производстве черных металлов в О. на участке отделки СПЦ ОТК. График работы 4/1, четыре смены с утра с 08:00 часов, четыре смены в день с 16:00 часов, четыре смены в ночь с 00:00 часов и между сменами по выходному дню. На производстве только котроллер ОTK 4 разряда работала именно на сложных участках цеха, непосредственно у печей, ближе к печам чем контролер 4 разряда никого не было.
Рабочая деятельность истца осуществлялась непосредственно на двух постах у печи, на первом посту сажали блюмы в печь, а на втором посту принимали нагретый металл, который выходил из печи. Блюм - это горячекатаная заготовка прямоугольного сечения со стороной более 140 мм, с закругленными углами. Из обжимного цеха по роликам к ним поступали блюмы, которые сажали в печь, например 20 штук надо было рассадить по четырем печам и тут все, дальше шли блюмы другой марки. Истец, находясь у печей, следила за тем, чтобы блюмы одной марки не перепутали блюмами другой маркой. То есть, конкретно, сколько штук пошло в одну печь, сколько пошло во вторую печь, сколько пошло в третью печь, работали по рации, телефону и на пальцах. Управляли рычагами операторы, она передавала информацию по количеству блюмов в печи по маркам на другой пост, где она также работала, на втором посту надо принять раскаленный металл из печи, отследить, чтобы операторы не выдали заготовку другой марки, сначала выдавалась одна марка, затем следующая, все это передается по рации, телефону на пальцах и фиксируется в журнал, также передается информация о том, что определенная марка блюмов закончилась, допустим, идет металл для гвоздей, а они вдруг выдали из печи металл, который идет для швеллера. Коллеги, с которыми она работала, на пенсию выходили досрочно (л.д. 74).
Представитель истца Пономарев В.И., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях с учетом уточнений настаивал, поддержал заявление об отказе от части исковых требований и письменных пояснения, из которых следует, что в соответствии с п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии и с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, организациями; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии выше указанного Закона - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Из положения Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555, также усматривается, что трудовой стаж, приобретённый после регистрации качестве застрахованного лица, определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, до регистрации в качестве застрахованного лица - исходя из документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
Согласно Постановлению Минтруда России от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках 1 и 2, при наличии полной занятости не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости. Поэтому считает требования представителя ответчика о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996года, неправомерными.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 2 октября 1991 г. N 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда.
Министерство связи РСФСР приказом от 28 февраля 1992 года N 103» О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», приказывал:
1. Руководителям предприятий, объединений и организаций связи:
1.1. Принять к руководству и исполнению Инструкцию о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденную приказом Минтруда РСФСР от 08.01.92г. N 2.
1.2. В 1992 году провести аттестацию рабочих мест по условиям труда для проведения оздоровительных мероприятий и предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда.
1.3. Исходя из технологических процессов, состава оборудования, определить подлежащие оценке опасные и вредные производственные факторы и сформировать нормативно-справочную базу аттестационных комиссий.
Приложением к приказу Министерства связи Российской Федерации от 28 февраля 1992 года N 103, утверждённого Приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 года N 2, было установлено:
1.1. Инструкция по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда разработана в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР от 03.12.90 N 557 "О государственной экспертизе условий труда РСФСР" и от 02.10.91 N 517 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
1.2. Задачами аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
• определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на этих рабочих местах;
• оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;
• предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;
• разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
3. Проведение аттестации рабочих мест
3.1. Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах
3.1.1. Исходя из технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов по каждому учтенному рабочему месту определяется перечень опасных и вредных производственных факторов, которые отражаются в карте аттестации рабочего места.
3.1.2. При аттестации рабочего места оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (химические, физические, биологические, психофизиологические).
3.2. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах
3.2.1. Результаты замеров уровней производственных факторов заносятся в "Карту аттестации рабочих мест по условиям труда" и используются для оценки состояния условий труда.
3.2.2. Оценка условий труда проводится с использованием "Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)".
3.2.3. В том случае, если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы или фактические значения всех факторов в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм, то такое рабочее место следует признать отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям (оптимальные и допустимые условия труда соответственно).
3.2.4. Если на рабочем месте фактическое значение хотя бы одного из вредных факторов производственной среды и трудового процесса превышает гигиенические нормативы, то условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и опасным.
3.2.5. В зависимости от величины фактического превышения значения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) условия труда относятся к первой, второй или третьей степени 3 класса условий и характера труда.
4. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
4.1. Результаты работы аттестационной комиссии предприятия оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда. В нем констатируется факт завершения аттестации, и указываются полученные результаты, дается план мероприятий и предложения по улучшению работ.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», и Приказом Министерство связи РСФСР от 28 февраля 1992 года N 103» О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», ОТК О. была проведена аттестация рабочих мест, данные сведения были запротоколированы (протокол №), которым были введены перечни профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по ОТК О.. В данный перечень входила и профессия контролер в производстве черных металлов, что подтверждается сведениями из карточки аттестации рабочего места, в которой указано, что контролер в производстве черных металлов принадлежит к спискам №.
Также в справке из наблюдательного дела указано, что штатным расписанием рабочих ОТК О. за 1991 – 1996 года предусмотрены:
• На 1991 год в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, без указания на список № или №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
• На 1992 год – данные отсутствуют.
• На 1991 года в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, с указанием на список №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
• На 1994 – 1996 года в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, с указанием на список №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
В этой же справка, указано, что в деле № карты аттестации рабочего места по условиям труда ОТК О. за 1992 г., отражено следующее:
• Карта аттестации рабочего места по условиям труда №
• Контролер в производстве черных металлов ОТК (отделка) СПЦ с указанием на список №.
• Содержание хроматы и промышленной пыли превышает предельно допустимую норму в 8 раз и в 5 раз соответственно.
Данные сведения были представлены ответчику по его запросу, и на момент отказа в назначении досрочной пенсии были в материалах выплатного дела.
Из объяснений истца следует, что она работала непосредственно у печей, то есть на горячем участке при полной занятости. Доказательств, что истец была занята неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени) и не на горячих участках работ, со стороны ответчика не представлено.
Просит обратить внимание суда но то, что в справке из наблюдательного дела, который вел сам ПРФ РФ, указано «Контролер в производстве черных металлов ОТК (отделка) СПЦ с указанием на список №».
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 N 31/3-30 был установлен единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) обязателен для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства СССР.
В ЕТКС нет такой профессии как контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ, есть только профессия контролеры в производстве черных металлов.
01.09.1989 в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда (ЕТКС-7, 1985г., пр. 1200 от 24.10.1986) именовать контролером в производстве черных металлов 4 разряда отдела технического контроля участка СПЦ – отделка.
Из архивных справок № от 25.01.2023 года следует, что в состав отдела технического контроля входят:
- участок аглодоменного производства;
- участок огнеупорного производства и внешней приемки;
- участок КХП;
- участок мартеновского цеха;
- участок ЭСПЦ;
- участок ОБЦ;
- участок ЛПЦ-1;
- участок ЛПЦ-2;
- участок СПЦ;
- участок ППЦ.
Также указано, что за период с 1969 по 1996 гг. изменения в структуре и технологическом процессе управления технического контроля О. не прослеживаются.
Кроме того, из Перечня рабочих мест, профессий и должностей ОТК, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по возрасту (старости), следует, что профессия контролер в производстве черных металлов участка ОТК СПЦ отделка относилась предприятием к Списку №.
Также в вышеуказанном Перечне на листе 3, в графе 3 указано наименование профессии «Контролер в производстве черных металлов ЕТКС – 07, 1975г. стр. 13. Контролер в производстве черных металлов (на горячих работах)*».
На листе 4 вышеуказанного перечня дается расшифровка примечания, которое отображено в перечне под «*» – местное тождественное наименование профессии, то есть, предприятие само установило в своем производстве тождественность профессии контролера в производстве черных металлов и контролера в производстве черных металлов (на горячих цехах), все это говорит о том, что, несмотря на наименование профессии, они выполняли одинаковые трудовые функции.
Также в вышеуказанном Перечне на листе 3, в графе 6 и 7 указано, что профессия контролер в производстве черных металлов на участке ОТК СПЦ отделка, были включены работодателем по Списку №.
Из объяснений истца следует, что она работала непосредственно у печей, то есть на горячем участке при полной занятости. Доказательств, что истец была занята неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени) и не на горячих участках работ, со стороны ответчика не представлено.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в соответствии с Перечнем рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по возрасту, утвержденному О. следует, что контролеры в производстве черных металлов, занятые на участках ОТК СПЦ: передача металла, посад, выдача, стан, пилы, отбор проб, дефектоскопия, отделка, возвратный поток, экспорт, пенсионировались работодателем по Списку №, это подтверждается и наблюдательным делом и Перечнем рабочих мест, профессий и должностей ОТК, и карточкой аттестации рабочего места.
Также, согласно штатному расписанию, должность контролера в производстве черных металлов, занятых на участках ОТК СПЦ: передача металла, посад, выдача, стан, пилы, отбор проб, дефектоскопия, отделка, возвратный поток, экспорт, была в штатном расписании.
Для досрочного назначения пенсии должны включаться периоды во время нахождения в отпуске по беременности и родам, данная позиция также находит своё отражение в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 “О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии”.
В п. 1.4 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» указано, что продолжительность отпуска по беременности и родам с выплатой по больничному листу работающим женщинам полного заработка без учета стажа работа 140 дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов) при нормальных родах.
Как следует из свидетельства о рождении, которое имеется в материалах дела, у истца родился ребенок дата, поскольку отпуск по беременности и родам распространяется на 70 календарных дней после родов, то конечной датой для включения в стаж льготной пенсии будет 27 апреля 1993 г., из расчета 26 февраля 1993 года + 70 календарных дней = 27 апреля 1993 г.
В связи чем, период работы с 18.09.1991 года по 27 апреля 1993 года в должности контролера в производстве черных металлов участка отделки СПЦ ОТК О.) должен быть включен в специальный стаж по списку №.
Считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период работы она была занята в течение полного рабочего времени на горячих участках работ в СПЦ отделка и её трудовая деятельность пенсионировалась по Списку №.
Доказательств обратного ответчиком суду представлено не было.
Иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции о правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П и от 24 мая 2001 года №8-П, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 №320-О (л.д. 79-81).
Кроме того, суду пояснил, что истец увольнялась в 1996 году, и при увольнении ей не было выдано никаких иных документов, только трудовая книжка. На данный момент организация ликвидирована, поэтому ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем не может нарушать право истца на получение пенсии.
То, что должности контролера черных металлов и контролера черных металлов на горячем участке тождественны прямо указано в перечне, внизу перечня есть символ звездочка, под которой указано, что это тождественное наименование профессии.
О том, что истица работала в должности контролера черных металлов на горячих участках, подтверждается документами самой организации, что данные периоды работ пенсионировались по списку №, есть список работодателя, есть перечень профессий, которые были предоставлены архивом организации, в которых должность контролера черных металлов тождественна должности контролеру черных металлов на горячих участках и пенсионировались они по одной сетке, эти контролеры выполняли одинаковые функции.
Из архивных справок следует, что работодатель в 1989 году начал именовать профессии по новому ЕТКС и, соответственно, должность там указана – контролер черных металлов, в ЕТКС не предусмотрена должность контролера черных металлов на горячих участках. Работодатель в свою очередь в соответствии с распоряжением Минстроя должен был именовать должности согласно ЕТКС.
Касаемо справки №, в ней указана должность контролера черных металлов 4,5 разряда с указанием на список № сортопрокатного цеха и в нем другие контролеры не предусмотрены, т.е. там не было такой должности как контролер черных металлов, занятый на горячем участке, такой должности в принципе не было в данной организации. Данные должности были ранее, до изменения ЕТКС, поэтому, когда Рожнову принимали на работу, в трудовой книжке указали должность согласно ЕТКС.
Ссылается на ЕТКС, потому что так должность поименована в трудовой книжке, а не то, что это подтверждает льготный характер.
Есть разъяснения Верховного Суда РФ, что если работодатель не исполнил какое-то обязательство, то гражданин не должен нести за это ответственность, иначе это искажает конституционные права гражданина.
В представленных стороной истца доказательствах есть подтверждение, что на рабочем месте истца были вредные условия, что отражено в личной карточке, поэтому считают, что работа истца должна входить в стаж, иное противоречит конституционным правам именно в сфере пенсионного обеспечения.
По декретному периоду посчитали только отпуск по беременности и родам, потому что там происходили выплаты. Исходили из периода 70 дней до и 70 дней после, согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 года.
Родила истица 26.02.1993 году.
В постановлении Минтруда России от 1996 года №29 четко указано, что именно с введением данного постановления, т.е. с 22.05.1996 года гражданин должен подтверждать полную занятость, до принятия данного акта нигде не предусматривалось, что необходимо подтверждать полную занятость, поэтому требовать об этом в настоящем неправомерно.
Исходя из справки №34, все сведения, которые есть в наблюдательном деле, формировали исходя из перечня рабочих мест, который был предоставлен непосредственно работодателем, в котором была указана приписка «на горячих рабочих цехах», стоит примечание, где указано, что контролер производства черных металлов – это местная тождественная должность, которые выполняют одинаковые трудовые функции и обязательства.
Исходя из того, что в 1991-1992 году они не пенсионировались, в этой же справке №34 есть пояснения: на 1991 году на участке ОТК СПЦ отделки – контролер производства черных металлов 4,5 разряда с указанием на список №2 с указанием, что другие контролеры производства черных металлов не предусмотрены.
В этой же справке указано, что в деле 15/107 карта аттестации рабочего места по условиям труда ОТК за 1990 год отражено следующее: карта аттестации рабочего места №32 контролер производства черных металлов ОТК СПЦ с указанием на список №2, содержание хроматов и промышленной пыли превышает допустимые нормы в 8 и 5 раз соответственно.
Из аттестации рабочего места также следует, что именно контролер производства черных металлов работодателем пенсионировался по второму списку, что также подтверждается справкой №34.
Также важно, что в перечне рабочих мест есть приписка «на горячих участках», данная приписка была под звездочкой, и в данном перечне было указано, что это местное тождественное значение.
По факту контролер черных металлов и контролер черных металлов, занятый на горячем участке, занимались одной и той же трудовой функцией и выполняли одни и те же трудовые обязанности. Все это подтверждается архивными справками.
В силу ст.55,58 ГПК РФ – объяснения сторон также являются доказательствами и должны быть оценены судом, как и все другие доказательства. Исходя из этого, пояснения Рожновой являются доказательством и должны быть оценены наряду с другими доказательствами по делу.
Пояснения Рожновой материалами дела не опровергаются, а наоборот подтверждаются.
В связи с вышеизложенным, просит удовлетворить уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу Туманова В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду пояснила, что их позиция подробно изложена в отказном решении. Считает данное решение законным и обоснованным.
В Списках 1991 года четко говорится о том, что помимо наименования должности необходимо указание на вид участка, т.е. должно было быть указано в наименовании должности о работе на горячих участках, но это не подтверждается.
В должности истца, согласно представленным документам, не указано, что она работала именно в горячем цехе.
В положении о структурном подразделении четко указано, что за 1992 год указан контролер СПЦ черных металлов в горячем цеху, другие контролеры в списке не указаны. То есть, было несколько видов контролеров, которые занимались разной деятельностью, они работали на других участках и в списки не вносились, поэтому работа в этих должностях не входит в льготный стаж.
В данном случае имеет важное значение, как и где работала истец.
Должность истицы не указана в полном объеме, в документах не указан вид участка, а также не указана полная занятость, которая в данном случае имеет ключевое значение.
Списки 1991 года составлялись с учетом этого, по Спискам 1956 года этого не требовалось.
Особый характер работы подтверждается справкой работодателя, такая справка выдается при увольнении работника вместе с трудовой книжкой, с утвержденным ГОСТом и на основании этой справки, если в ней указана полная информация о трудовой деятельности, Пенсионный фонд, бесспорно, засчитывает такие периоды.
В данном случае такой справки нет, поэтому надо руководствуются иными документами, считает, что стаж не подтвержден. Есть справка о структурном подразделении №, в которой указана должность контролера как на горячих работах, так и не на горячих. Должна быть запись в трудовой книжке истца с указанием на то, что она работала именно на горячем участке, любые справки, которые бы подтверждали льготный характер, выданные работодателем.
Из материалов дела видно, что в данной организации были контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ СПЦ и есть другие контролеры черных металлов на участке ОТК СПЦ, должность которых не предусмотрена списками, что обоснованно и достаточно подробно описано в справке о структурных подразделениях от 21.04.2022 №, выданной отделением пенсионного фонда по ....
Поэтому, считает, что доказательств о том, что истец работала именно на горячих участках, нет.
Есть информация, что действительно у данной организации были льготные профессии, был участок ОТК СПЦ, в нем часть контролеров была занята на горячих участках, а часть не занята на них и в частности в этом ОТК контролеры не были заняты в том производстве, работы которых можно признать льготными. Поэтому считает, что доказательств того, что истец работала на вредных участках в течение полного рабочего дня не предоставлено.
Ссылаться на ЕТКС в данном случае не совсем корректно, потому, что ЕТКС не подтверждает особый характер работы. Здесь нужны документы по трудовой деятельности истца, но таких документов не предоставлено.
В настоящее время не предоставляется возможности идентифицировать работу истца именно на горячих участках.
Как установлено материалами дела и также подтверждается справкой из наблюдательного дела №, исходя из штатного расписания, перечня рабочих мест на ОТК, там существовали только контролеры черных металлов, других должностей не было.
Не было контролеров черных металлов, занятых на горячем участке или еще каких-то дополнительных приписок к этой должности, т.е. там всегда была одна должность, она была введена на основании ЕТКС.
Специальный стаж не может подтверждаться ни показаниями истца, ни иными лицами, только документально.
В данном случае, нет ни одного документа, который бы подтверждал работу истицы в особых условиях.
В перечне рабочих мест, который подробно изложен в справке №, указано за 1992 год, что на участке ОТК СПЦ на участке отделки предусмотрена профессия – контролер производства черных металлов, занятых на горячих участках. Но подтверждения, что истец работала на горячем участке, нет.
Второй момент, это указание на список № код позиции, код позиция № в него входят: контролеры производства черных металлов, занятые по операционным контролям на агрегатах непрерывного травления, оружения, цинкования, т.е. в случае подтверждения того, что истица была занята на данном участке, ее должность должна была звучать так, как указано в списках. Только в данном случае можно было бы вести речь о назначении досрочной пенсии и наличии у нее специального права для досрочного выхода на пенсию.
В данном случае доказательств того, что истец работала в соответствии с этим кодом, нет.
К тому же, как четко указано в штатном расписании, участок отделки контролеров в производстве черных металлов 4,5 разряда, без указания на список № и список №, т.е. в 1991-1992 году контролеры вообще не пользовались таким правом, исходя из буквального толкования, а с 1993 года появляется данный код и тогда профессия у истца должна была звучать, как указано в списке.
Истица работала контролером черных металлов, но сноска о том, что она работала на горячих участках, ничем не подтверждается. Поэтому считает, что решение пенсионного фонда законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Кроме того, не представлено из документов, когда конкретно истец ушла в отпуск по беременности.
Поэтому, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований нет, документов, подтверждающих работу истицы в особых условиях полный рабочий день, нет, в связи с этим, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Вместе с тем переходными положениями, закрепленными статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно положениям ч.ч. 1 и 2 ст.35 указанного закона, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет 6 лет и, начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30).
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516).
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 № 320-0 указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, а также неправильное и неточное указание сведений в трудовой книжке не должны препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8).
В силу ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (часть 7).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Пункт 1 Постановления № 665 от 16.07.2014 года определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения. Это списки, которые применяются при назначении досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 27.12.2001г., а также Списки, применяемые в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. и Закона РФ № 340-1 от 1991 -
Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10;
Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173- для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, разделом IV «Металлургическое производство (черные металлы) подразделом 3а, «Рабочие» предусмотрена должность «Контролеры, старшие контроллеры ОТК на горячих участках работ».
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 в разделе III «Металлургическое производство (черные металлы)» подразделом 3а код позиции 2040300а- 12942 предусмотрены «Контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ».
Судом установлено, что 31.03.2022 Рожнова Г.М. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) № от 20.06.2022 Рожновой Г.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В данном решении указано следующее: «Дата регистрации Рожновой Г.М. в системе обязательного пенсионного страхования 14.08.2003.
В специальный стаж заявителя по Списку № включены следующие периоды работы:
- 10.08.2005-15.02.2007 Е. выгрузчик на отвалах - 01 год 06 мес. 06 дней;
- 17.02.2007-31.07.2007 Е. на отвалах - 00 лет 05 мес. 15 дней;
- 01.08.2007-14.05.2008 С. выгрузчик на отвалах- 00 лет 09 мес. 14 дней;
- 06.05.2021-30.03.2022 С. машинист (кочегар) котельной - 00 лет 10 мес. 25 дней;
Итого: 03 года 08 мес. 00 дней
Нет основания для зачета в специальный стаж периода 18.09.1991-26.02.1996 в качестве контролера в производстве черных металлов в О., так как согласно справке о структурном подразделении О. - Управления технического контроля (отдела технического контроля) штатным расписанием предусмотрены контролеры в производстве черных металлов 4, 5 разряда, без указания на Список № или №.
Согласно разделу III «Металлургическое производство» подраздела 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла» правом на пенсию по Списку № пользуются контролеры в производстве черных металлов, занятые на горячих участках работ.
Таким образом, по имеющимся документам и выписке из ИДС ЗЛ, страховой стаж Рожновой Г.М. на 30.03.2022 составил 25 лет 16 дней, стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 3 года 8 месяцев (требуемый 5 лет). Право на назначение досрочной страховой пенсии с 03.04.2022 отсутствует.
Право на страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии данного стажа у Г.М. возникнет по достижению 60 лет, т.е. не ранее 03.04.2029. Либо при наличии специального стажа в размере 5 лет с даты подачи заявления» (л.д. 24-25, 49-50)
Из трудовой книжки следует, что Рожнова Г.М. с 01.08.1986 по 05.07.1991 обучалась в С., с 18.09.1991 зачислена контролером в производстве черных металлов отдела технического контроля в сортопрокатном цехе участка отделки по 4 разряду в О., 26.02.1996 уволена по собственному желанию (л.д. 10-23).
Данные периоды работы имеют место до регистрации гражданина (истца) в качестве застрахованного лица, согласно сведениям из индивидуального (персонифицированного) учета.
Последующие периоды работы подтверждены индивидуальными сведениями о страховом стаже и начисленных страховых взносах и сторонами не оспариваются (л.д.57).
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», и Приказом Министерства связи РСФСР от 28 февраля 1992 года N 103» О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», ОТК О. была проведена аттестация рабочих мест, данные сведения были запротоколированы (протокол №), которым были введены перечни профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по ОТК О.. В данный перечень входила и профессия контролер в производстве черных металлов, что подтверждается сведениями из карточки аттестации рабочего места, в которой указано, что контролер в производстве черных металлов принадлежит к спискам № (л.д. 26, 27-40).
Согласно архивной справке МКУ «Архив муниципального образования ...» от 31.05.2021 № Р-572 в документах архивного фонда О. имеются следующие сведения о трудовом стаже Рожновой Г.М., дата года рождения:
В приказе (распоряжении) начальника ОКП от 16.09.1991 № указано: «Рожнову Г.М. зачислить на работу с 18 сентября 1991 г. в Отдел технического контроля, участка ОТК СПЦ – отделка, контролером в производстве черных металлов 4 разряда, Таб. №».
В записке об увольнении инсп. ОК от 09.02.1996 г. без номера (имеет силу приказа) указано: «Рожнова Г. М. (инициалы не расшифрованы), контролер 4 разряда ОTK, увольняется с 26.02.1996 г. ст. 31 КЗоТ собств. жел.».
В личной карточке (форма Т-2) Рожновой Г.М., дата года рождения, уволенной в 1996 г. в графе «отпуска» сведения об отпусках (в т. ч. без содержания, ученические) не указаны.
В штатных расписаниях ОТК за 1991 г. предусмотрена профессия «контролер в производстве черных металлов» на участке ОТК Сортопрокатного цеха, подучасток Отделка.
В карте аттестации рабочего места №2 за 1992 год по условиям труда ОТК записано: «...профессия - Контролер в производстве черных металлов; участок - отделка СПЦ; строка 050 - Принадлежность к стокам — Список №».
В перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлена пенсия в связи с особыми условиями труда (ОТК) за 1992-1993 гг. указано: профессия - Контролер в производстве черных металлов; участок ОТК СПЦ:...отделка; Список №».
Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлена пенсия в связи с особыми условиями труда за 1991 г., 1994-1998 гг. на хранение не поступали.
Другие работники в вышеуказанных документах с фамилией и инициалами Рожнова Г.М. не значатся.
Других документов, содержащих сведения о льготном стаже, в архивном фонде не имеется (л.д. 55).
Из архивных справок № от 25.01.2023 следует, что в состав отдела технического контроля входят:
- участок аглодоменного производства;
- участок огнеупорного производства и внешней приемки;
- участок КХП;
- участок мартеновского цеха;
- участок ЭСПЦ;
- участок ОБЦ;
- участок ЛПЦ-1;
- участок ЛПЦ-2;
- участок СПЦ;
- участок ППЦ.
Также указано, что за период с 1969 по 1996 гг. изменения в структуре и технологическом процессе управления технического контроля О. не прослеживаются (л.д. 82, 83).
Из Перечня рабочих мест, профессий и должностей ОТК, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по возрасту (старости) следует, что профессия контролер в производстве черных металлов участка ОТК СПЦ отделка относилась предприятием к Списку №.
Также в вышеуказанном Перечне на листе 3, в графе 3 указано наименование профессии «Контролер в производстве черных металлов ЕТКС – 07, 1975г. стр. 13. Контролер в производстве черных металлов (на горячих работах)*».
На листе 4 вышеуказанного перечня дается расшифровка примечания, которое отображено в перечне под «*» – местное тождественное наименование профессии.
Таким образом, предприятие само установило в своем производстве тождественность профессии контролера в производстве черных металлов и контролера в производстве черных металлов (на горячих цехах), и по мнению суда подтверждает тот факт, что, несмотря на различие наименования профессий, они выполняли одинаковые трудовые функции.
Также в вышеуказанном Перечне на листе 3, в графе 6 и 7 указано, что профессия контролер в производстве черных металлов на участке ОТК СПЦ отделка, были включены работодателем по Спискам № (л.д. 27-39).
Согласно справке ОПФР по ... № от 21.04.2022, данной на основании информации, находящейся на хранении в наблюдательном деле указано, что штатным расписанием рабочих ОТК О. за 1991 – 1996 года предусмотрены:
На 1991 год в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, без указания на список № или №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
На 1992 год – данные отсутствуют.
На 1991 года в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, с указанием на список №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
На 1994 – 1996 года в участке ОТК СПЦ отделка, - контролер в производстве черных металлов – 4,5 разряда, с указанием на список №. Другие контролеры в производстве черных металлов, на участке ОТК СПЦ отделка, не предусмотрены.
В этой же справке указано, что в деле 15/107 карты аттестации рабочего места по условиям труда ОТК О.), за 1992 г., отражено следующее:
Карта аттестации рабочего места по условиям труда №
Контролер в производстве черных металлов ОТК (отделка) СПЦ с указанием на Список № (л.д. 40).
Содержание хроматы и промышленной пыли превышает предельно допустимую норму в 8 раз и в 5 раз соответственно (л.д. 56).
Из объяснений истца следует, что она работала непосредственно у печей, то есть на горячем участке при полной занятости.
Доказательств того, что Рожнова Г.М. была занята неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени) и не на горячих участках работ, не представлено.
Ответчик не представил доказательства, опровергающие достоверность представленных истцом документов (ст.56 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ работодатель должен соблюдать соответствие наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций, льгот, досрочное назначение пенсий либо наличие ограничений.
Из архивных справок следует, что работодатель истца в 1989 году начал именовать профессии по новому ЕТКС, в котором указана должность – контролер черных металлов, а должность контролера черных металлов на горячих участках в ЕТКС не предусмотрена.
Кроме того, согласно Постановлению Минтруда России от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках 1 и 2, при наличии полной занятости не менее 80% рабочего времени. До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости. В связи с чем, доводы представителя ответчика необходимости предоставления документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996 года, несостоятельны.
Суд считает, что в страховой стаж, дающий право Рожновой Г.М. на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежит включению период работы с 18.09.1991 года по 27 апреля 1993 года в должности контролера в производстве черных металлов участка отделки СПЦ ОТК О.) должен быть включен в специальный стаж по списку №.
Сведений, опровергающих указанные данные, суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Для досрочного назначения пенсии должны включаться периоды во время нахождения в отпуске по беременности и родам, данная позиция также находит своё отражение в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 “О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии”, в соответствии с которыми, согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В п. 1.4 Постановления Верховного совет РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» указано, что продолжительность отпуска по беременности и родам с выплатой по больничному листу работающим женщинам полного заработка без учета стажа работа 140 дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов) при нормальных родах.
Как следует из свидетельства о рождении, у Рожновой Г.М. дата родился ребенок (л.д. 5253), поскольку отпуск по беременности и родам распространяется на 70 календарных дней после родов, то конечной датой для включения в стаж льготной пенсии будет 27 апреля 1993 г., из расчета 26 февраля 1993 года + 70 календарных дней = 27 апреля 1993 г.
В связи чем, период работы с 18.09.1991 года по 27 апреля 1993 года в должности контролера в производстве черных металлов участка отделки СПЦ ОТК ОАО «НОСТА» (ОХМК) должен быть включен в специальный стаж по списку №.
В связи с изложенным, суд принимает указанные справки, подтверждающие период работы, условия труда Г.М., оснований полагать, что имеющиеся в них сведения являются недостоверными, нет.
С учетом установленного решением ОПФР от 20.06.2022 страховом стаже 25 лет 16 дней, а также стаже, дающем право на досрочную страховую пенсию по старости – 3 года 8 месяцев, плюс установленный судом период с 18.09.1991 по 27.04.1993 (1 год 7 месяцев 9 дней), специальный стаж составляет более 5 лет.
Кроме того, с учетом указанных подлежащих включению в страховой стаж периодов работы, срок выработки специального стажа по старости по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», наступил у Г.М. по достижению 50-летнего возраста.
В соответствии с п.3 ст.10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ (ред. от 28.01.2022, с изм. от 17.03.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом установленного переходного периода по повышению пенсионного возраста срок возникновения права на страховую пенсию Рожновой Г.М. наступил.
То есть, условие (о наличии специального стажа 5 лет) для назначения Рожновой Г.М. досрочной страховой пенсии по старости выполнено.
Таким образом, суд полагает, что решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) № от 20.06.2022 в части отказа включения в страховой стаж указанных периодов и в установлении пенсии Рожновой Г.М. следует признать незаконным.
Положения ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливают, что страховая пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право Рожновой Г.М. на досрочную страховую пенсию возникло с момента обращения, то следует обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу назначить Рожновой Г.М. досрочную страховую пенсию по старости с 31.03.2022.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ № ░░ 20.06.2022 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░. 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 18.09.1991 ░░ 27.04.1993 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░. ░░ ░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 31.03.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 02.05.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░