Решение по делу № 3а-26/2022 (3а-201/2021;) от 19.11.2021

Дело № 3а-26/2022 (3а-201/2021)    

УИД 33OS0000-01-2021-000311-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владимир     14 января 2022 г.

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Кутровской Е.В.,

при секретаре     Шаховой А.Н.,

с участием представителя административного истца Кузьмина Б.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варданяна Э. П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Варданян Э.П. в лице представителя по доверенности Кузьмина Б.И. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, в размере его рыночной стоимости 1 493 000 руб. по состоянию на 1 января 2016 г.

В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №44-П от 6 июня 2017 г. Арендная плата за названный земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно отчету ******** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1 493 000 руб., что не соответствует его кадастровой стоимости.

По мнению административного истца, данное обстоятельство ведёт к уплате арендной платы в завышенном размере.

Административный истец Варданян Э.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.145). Представитель административного истца адвокат Кузьмин Б.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административные ответчики - администрация Собинского района Владимирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее также - Управление Росреестра по Владимирской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), администрация муниципального образования Березниковское Собинского района Владимирской области, заинтересованное лицо комитет по управлению имуществом администрации Собинского района, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 144, 148-154), своих представителей в судебное заседание не направили.

В представленном в суд письменном отзыве администрация Собинского района Владимирской области, в лице председателя комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области, оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Указала, что определение рыночной стоимости земельного участка в размере меньшем, чем его кадастровая стоимость, само по себе не свидетельствует о наличии каких-либо ошибок в ходе определения кадастровой стоимости, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостями объекта обусловлена использованием различных подходов к оценке. Разрешение заявленных требований административный ответчик оставил на усмотрение суда (л.д. 159-160).

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области и администрация муниципального образования Березниковское в письменных отзывах, направленных в суд, оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда (л.д. 87, 90-91, 109-112). ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области также указано на то, что они не являются надлежащими административными ответчиками по данному делу.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не признана обязательной.

Выслушав объяснения представителя административного истца Кузьмина Б.И., допросив в качестве свидетеля оценщика Щ.Е.А., составившую отчёт о рыночной стоимости спорного земельного участка, исследовав и оценив все имеющиеся по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Варданян Э.П. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населённых пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для производственной деятельности. Указанное обстоятельство подтверждается соглашением об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №44-П от 6 июня 2017г., а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 ноября 2021 г. Срок аренды определен с 5 июня 2017 г. по 5 июня 2066 г. (л.д. 19-24).

В соответствии с приложением №2 к договору аренды №44-П от 6 июня 2017 г. расчет арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д.15). В соответствии с п. 3.5 договора аренды размер арендной платы изменяется, в том числе, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 11).

Таким образом, Варданян Э.П. вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г.

По состоянию на 1 января 2016 г. кадастровая стоимость названного земельного участка утверждена постановлением администрации Собинского района Владимирской области от 14 ноября 2016 г. № 710 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Собинского района» в размере 2 755 286, 38 руб. (л.д.25, 98-99).

Государственная кадастровая оценка проведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Варданян Э.П., минуя комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области, 19 ноября 2021 г. обратился с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд (л.д.2-5).

В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчёт ******** от 19 августа 2021 г. на бумажном носителе и в форме электронного документа, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1 493 000 руб. (л.д.26-73).

К отчёту приложены документы, подтверждающие, что подготовивший его оценщик Щ.Е.А. отвечает требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным статьей 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Названый оценщик имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №025622-1 по направлению «Оценка недвижимости», выданный 22 июля 2021 г. ФБУ «Федеральный ресурсный центр», высшее образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», диплом о профессиональной переподготовке ПП №984665 по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», является членом саморегулируемой организации оценщиков «Межрегиональный союз оценщиков» (регистрационный номер в реестре 794), гражданская ответственность оценщика застрахована Страховой Акционерной Компанией «Энергогарант», полис № 200310-035-000024, сроком действия до 31 декабря 2021 г., ответственность ООО АЦ «РОК» застрахована ООО «Страховое общество «Помощь», полис №М195076-25-20, сроком действия до 1 декабря 2021 г.

Оценивая представленный отчёт, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в его полноте и достоверности не имеется. Напротив, составленный отчёт об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Сам отчёт соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», составлен на бумажном носителе и в форме электронного документа, содержит предусмотренные указанной статьей сведения, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и другим нормативным актам, регулирующим оценочную деятельность, и, по мнению суда, не допускает неоднозначное толкование и не вводит в заблуждение.

При проведении оценки оценщик руководствовался названным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФСО № 1, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, ФСО № 2, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298, ФСО № 3, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299 и ФСО № 7, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, а также стандартами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, в которой он состоит.

В частности, отчёт содержит задание на оценку, сведения о применяемых стандартах оценки, принятых при проведении оценки объекта, в необходимом объеме сведения о заказчике, об оценщике и объекте оценки.

В соответствии с требованиями ФСО № 7 оценщиком проведён анализ рынка, определён сегмент рынка, к которому относится земельный участок. Для более точной и объективной оценки по представленным данным был произведён подбор объектов-аналогов и их исследование в рамках сравнительного подхода.

При исследовании объектов-аналогов оценщиком сделаны корректировки, учитывающие факторы, влияющие на оценку, по которым объекты-аналоги отличаются от объекта оценки.

Произведен расчёт рыночной стоимости объекта оценки с применением сравнительного подхода, с обоснованием полученных результатов.

Отчёт содержит ссылки на источники информации и копии материалов и распечаток, используемых в отчёте, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неполноте представленного отчёта.

При этом каких-либо доказательств недостоверности информации, использованной оценщиком, иного размера рыночных цен на данном сегменте рынка, существенно отличающегося от цен, указанных в отчёте ****, суду не представлено, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Административному ответчику - администрации Собинского района Владимирской области судом был направлен запрос с предложением представить в суд письменный отзыв (возражения), содержащие мотивированные замечания относительно представленного административным истцом отчета об оценке №**** от 19 августа 2021 г., а также при наличии вышеуказанных замечаний представить в письменном виде вопросы к оценщику (л.д. 123-124, 155-156).

Между тем, каких-либо возражений относительно отчета об оценке №**** от 19 августа 2021 г. не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлено.

Разница между установленной кадастровой стоимостью и содержащейся в отчёте об оценке ******** от 19 августа 2021 г. рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером **** не может свидетельствовать о недостоверности отчёта, поскольку при кадастровой оценке используется метод массовой оценки, не учитывающий индивидуальные особенности конкретного объекта оценки.

Кроме того, в судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена оценщик Щ.Е.А., составившая отчёт № **** от 19 августа 2021 г., которая настаивала на правильности и обоснованности этого отчёта. На возникшие у суда вопросы по данному отчёту оценщиком даны подробные и мотивированные ответы, не противоречащие выводам, содержащимся в отчёте № **** от 19 августа 2021 г. о рыночной стоимости земельного участка кадастровым номером ****.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности вывода оценщика, содержащегося в отчёте № **** от 19 августа 2021 г., поскольку он мотивирован, предельно ясен, обоснован исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанный отчёт оценщика отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным положить отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, составленный оценщиком ******** от 19 августа 2021 г., в основу решения суда и установить по состоянию на 1 января 2016 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости 1 493 000 руб.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)», утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г., содержит следующие разъяснения.

Ранее действующая редакция статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 135) предусматривала, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.

С 11 августа 2020 г. вступили в силу изменения в статью 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Поскольку вопрос применения кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением суда, урегулирован статьёй 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, указание в резолютивной части решения суда даты подачи заявления Варданяна Э.П. при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по правилам Федерального закона № 135-ФЗ не требуется.

В абз. 2 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Установлено, что постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель «Земли населенных пунктов» от 17 ноября 2021 г. №38 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2021 г. в размере 2 205 161, 76 руб. (л.д. 167-169).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, период действия архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** в размере, установленном судом и равной рыночной стоимости, оканчивается 31 декабря 2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Варданяна Э. П. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 8239 +/- 64 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населённых пунктов, имеющего разрешённое использование - для производственной деятельности, по состоянию на 1 января 2016 г. в размере его рыночной стоимости 1 493 000 (один миллион четыреста девяносто три тысячи) рублей.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** подлежит применению с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2021 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Е.В. Кутровская

Решение в окончательной форме принято 26 января 2022 г.

3а-26/2022 (3а-201/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Варданян Эдуард Парагамович
Ответчики
администрация МО Березниковское Собинского района Владимирской области
Филиал "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Администрация Собинского района Владимирской области
Другие
КУМИ администрации Собинского района
Кузьмин Борис Игоревич
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Кутровская Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация административного искового заявления
19.11.2021Передача материалов судье
23.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее