Решение по делу № 3а-41/2020 от 16.07.2020

УИД: 04OS0000-01-2020-000041-62

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                    

8 сентября 2020 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Митыповой С.Р., (помощник судьи Врублевская О.Г.), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кикояна Миграна Месроповича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

16 июля 2020г. Кикоян М.М. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2 867 кв.м., расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 3 198 000 руб. по состоянию на 28.11.2016г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что являясь собственником здания гаража с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, обладает исключительным правом выкупа расположенного под ним земельного участка с кадастровым номером <...> в собственность. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеется проект договора купли-продажи земельного участка с Администрацией г.Улан-Удэ, где выкупная стоимость определяется кадастровой стоимостью. Кадастровая стоимость земельного участка внесена в ЕГРН 28.11.2016г. и установлена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13.01.2016г. в размере 12 593 842,23 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №12/20, составленным Б.

В судебное заседание истец Кикоян М.М. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием его представителя.

Представитель административного истца Сультимова А.М., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Республике Бурятия, Правительства Республики Бурятия, заинтересованного лица Администрации г. Улан-Удэ, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Представитель Администрации г.Улан-Удэ направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Бурятия» Анучина Е.О., действующая на основании доверенности, возражений относительно исковых требований и содержания отчета об оценке не представила, указав при этом, что ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Бурятия» является ненадлежащим ответчиком, поскольку является техническим органом по приему документов на кадастровый учет, ведению ЕГРН и выдаче документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и регистрацию прав.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве на административное исковое заявление указала на отсутствие замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Павлова Т.В., действующая на основании доверенности, в отзыве на иск указала, что отчет об оценке не является объективным доказательством рыночной стоимости земельного участка, поскольку в расчетах оценщика отсутствуют поправки на наличие коммуникаций на земельном участке, по локальному и территориальному местоположению объект оценки и объекты-аналоги существенно отличаются по качеству первой линии, не сделана корректировка на местоположение, не произведена поправка на дату продажи.

Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Кикоян М.М. является собственником здания гаража с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Здание находится на земельном участке площадью 2 867 кв.м., кадастровый номер <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания гаража.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 28.11.2016г. и составляет 12 593 842 руб.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Кикоян М.М. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому кадастровая стоимость должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер выкупной стоимости земельного участка.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Согласно ст.24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> осуществлен 28.11.2016г., как следует из кадастрового паспорта на земельный участок, поэтому кадастровая стоимость земельного участка была определена органом кадастрового учета по состоянию на 28.11.2016г.. что подтверждается представленным органом кадастрового учета актом определения кадастровой стоимости земельного участка.

Истцом в обоснование рыночной стоимости земельного участка был представлен отчет об оценке №12/20, составленный Б. в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 3 198 000 руб. по состоянию на 28.11.2016г.

Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик Б. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом Некоммерческого партнерства <...> ее ответственность застрахована в <...>

При проведении оценки оценщик руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.

В ходе рассмотрения дела оценщик Б., допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что при проведении оценки отказалась от применения затратного подхода, был применен сравнительный подход. По состоянию на 28.11.2016г. в отчете проведен анализ социально-экономического положения г.Улан-Удэ и анализ рынка земельных участков производственного значения, в частности, для размещения автостоянок и гаражей в период с января 2015г. по 26 ноября 2016г. При оценке практически не вводились корректировки, поскольку объекты-аналоги аналогичны по всем показателям, кроме местоположения. К участкам-аналогам, расположенным в Железнодорожном районе применена корректировка 4% по местоположению. Оцениваемый участок находится не на первой линии, в отдалении от остановки общественного транспорта. Поправки на наличие коммуникаций не применяются, поскольку в соответствии с ФСО рассматривается только возможность подключения коммуникаций.

Таким образом, доводы Администрации г.Улан-Удэ о недостоверности отчета об оценке подлежат отклонению.

Поскольку доказательств несоответствия представленного отчета Федеральным стандартам оценки не имеется, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы заявлены не были, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, не представлены, суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Доводы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия о том, что он является ненадлежащим ответчиком, во внимание быть приняты не могу.

Как разъяснено в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке ( п.1).

Приказом Росреестра от 12.05.2015г. №П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

С учетом изложенного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице территориального органа - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, поскольку является органом кадастрового учета, осуществившим определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном ст.24.19 Закона об оценочной деятельности.

Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 28.11.2016г. 3 198 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Кикояна Миграна Месроповича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2 867 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 ноября 2016 года, равной 3 198 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 18 сентября 2020 года.

Председательствующий     Т.Б. Казанцева

3а-41/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кикоян Мигран Месропович
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия
Управление Росреестра по Республике Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Другие
Администрация г. Улан-Удэ
Сультимова Арюна Мэлсовна
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Казанцева Татьяна Борисовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
16.07.2020Регистрация административного искового заявления
17.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее