Решение по делу № 2-570/2022 от 31.05.2022

УИД37RS0021-01-2022-000632-44
Дело № 2-570/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23июня2022года г.ФурмановИвановскойобласти

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре ФИО2

с участием:

прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора ФИО3,

представителей ответчика Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ФИО4 и ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес> (далее ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району) об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав граждан. В ходе проверки установлено, что ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты по категории родители погибшего военнослужащего. ФИО1 как заявитель <ДД.ММ.ГГГГ> обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ). В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты проведена корректировка объемов потребления. На основании предоставленных документов и полученных сведений из организаций ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты. В результате перерасчета выявлена переплата в размере 1692,33 руб. ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району <ДД.ММ.ГГГГ> принято решение о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и удержании с заявителя 1692,33 руб. Указанное решение ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району является незаконным. Прокурор просил суд признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающихся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг незаконными, возложить на ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району вернуть ФИО1 удержанные с июня 2019 г. денежные средства, причитающихся денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Считает указанное решение незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки граждан. Нормы регионального законодательства не позволяют при выявлении факта переплаты ЕДВ ЖКУ производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с изложенным прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Прокурор - помощник Фурмановского межрайонного прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела также исковые требования не признали, указав, что расчет и удержание выплат ЕДВ ЖКУ с АнтоноваВ.М. произведено законно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области ФИО8, в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которого полагала необходимым в удовлетворении иска отказать, поскольку действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району являлись правильными и законными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ) меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставляется: лицам, проживающим в домах, имеющих центральное отопление, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в части платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ивановской области; платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти Ивановской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Ивановской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, без применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установленные настоящим пунктом, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области. Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла».

Согласно п. 11 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.

Пунктом 18 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, предусмотрено, что получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 20 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п.п. 3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке (п. 3.13.1). В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке (п. 3.13.5). Расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата (п. 3.13.7). Процедура осуществляется до полного погашения средств. Максимальный срок выполнения административной процедуры по организации учета и возврату неправомерно полученных гражданами денежных средств не ограничен (п. 3.13.8).

Судом установлено, что ФИО1, ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ> обратился в Управление с заявлением на предоставление государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДВ ЖКУ). В отношении ФИО1 <ДД.ММ.ГГГГ> было принято решение о назначении ЕДВ ЖКУ с <ДД.ММ.ГГГГ> по категории родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратился в Управление с заявлением на предоставление ЕДВ ЖКУ по адресу новой регистрации: <адрес>. Решением от <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячная выплата ему назначена с <ДД.ММ.ГГГГ> с учетом предоставленных счетов-квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за февраль 2019 года.

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратился в Управление с целью перерасчета размера ЕДВ ЖКУ и представил сведения по оплате жилищно-коммунальных услуг за март и апрель 2019 года. В результате перерасчета установлен факт переплаты ЕДВ ЖКУ за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.

Как следует из информации о выплатах ФИО1 за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с июня 2019 года Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району средства ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предназначенные ФИО1 удерживало в счет погашения переплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.

Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» суммы денежных выплат удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на выплату денежной выплаты). Излишне выплаченные суммы денежных выплат возмещаются получателем добровольно или взыскиваются в судебном порядке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Правовые позиции, относящиеся к применению данных положений закона, в настоящее время содержатся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с июня 2019 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району противоречат п.п. 3.13.5 и 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы. Как установлено в судебном заседании ФИО1 согласия на удержание сумм переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал.

Таким образом, Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району для взыскания с ФИО1 суммы переплаты ЕДВ ЖКУ должно было обратиться в суд и предоставить доказательства недобросовестности со стороны получателя денежных средств, поскольку излишне выплаченные ФИО9 социальные выплаты в силу положений ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с ее стороны или счетной ошибки.

Аналогичная позиция изложена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

На основании изложенного суд, установив, что ФИО9 согласия на удержание излишне выплаченных гражданину ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, решения суда о взыскании с ФИО10 переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, приходит к выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан подлежит удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу, что действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, противоречат закону, ответчик обязан вернуть ФИО9 удержанные с июня 2019 года денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району обязанность вернуть ФИО1 удерживаемые с июня 2019 г. денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ФИО1 ИНН <№>

Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ИНН <№>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30 июня 2022 г.

УИД37RS0021-01-2022-000632-44
Дело № 2-570/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23июня2022года г.ФурмановИвановскойобласти

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре ФИО2

с участием:

прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора ФИО3,

представителей ответчика Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ФИО4 и ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес> (далее ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району) об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав граждан. В ходе проверки установлено, что ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты по категории родители погибшего военнослужащего. ФИО1 как заявитель <ДД.ММ.ГГГГ> обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ). В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты проведена корректировка объемов потребления. На основании предоставленных документов и полученных сведений из организаций ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты. В результате перерасчета выявлена переплата в размере 1692,33 руб. ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району <ДД.ММ.ГГГГ> принято решение о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и удержании с заявителя 1692,33 руб. Указанное решение ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району является незаконным. Прокурор просил суд признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающихся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг незаконными, возложить на ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району вернуть ФИО1 удержанные с июня 2019 г. денежные средства, причитающихся денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Считает указанное решение незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки граждан. Нормы регионального законодательства не позволяют при выявлении факта переплаты ЕДВ ЖКУ производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с изложенным прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Прокурор - помощник Фурмановского межрайонного прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела также исковые требования не признали, указав, что расчет и удержание выплат ЕДВ ЖКУ с АнтоноваВ.М. произведено законно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области ФИО8, в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которого полагала необходимым в удовлетворении иска отказать, поскольку действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району являлись правильными и законными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ) меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставляется: лицам, проживающим в домах, имеющих центральное отопление, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в части платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ивановской области; платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти Ивановской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Ивановской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, без применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установленные настоящим пунктом, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области. Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла».

Согласно п. 11 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.

Пунктом 18 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, предусмотрено, что получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 20 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п.п. 3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке (п. 3.13.1). В случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке (п. 3.13.5). Расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата (п. 3.13.7). Процедура осуществляется до полного погашения средств. Максимальный срок выполнения административной процедуры по организации учета и возврату неправомерно полученных гражданами денежных средств не ограничен (п. 3.13.8).

Судом установлено, что ФИО1, ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ> обратился в Управление с заявлением на предоставление государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДВ ЖКУ). В отношении ФИО1 <ДД.ММ.ГГГГ> было принято решение о назначении ЕДВ ЖКУ с <ДД.ММ.ГГГГ> по категории родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратился в Управление с заявлением на предоставление ЕДВ ЖКУ по адресу новой регистрации: <адрес>. Решением от <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячная выплата ему назначена с <ДД.ММ.ГГГГ> с учетом предоставленных счетов-квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за февраль 2019 года.

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратился в Управление с целью перерасчета размера ЕДВ ЖКУ и представил сведения по оплате жилищно-коммунальных услуг за март и апрель 2019 года. В результате перерасчета установлен факт переплаты ЕДВ ЖКУ за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.

Как следует из информации о выплатах ФИО1 за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с июня 2019 года Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району средства ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предназначенные ФИО1 удерживало в счет погашения переплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.

Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона Ивановской области от 15.02.2006 № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» суммы денежных выплат удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на выплату денежной выплаты). Излишне выплаченные суммы денежных выплат возмещаются получателем добровольно или взыскиваются в судебном порядке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Правовые позиции, относящиеся к применению данных положений закона, в настоящее время содержатся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с июня 2019 года суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району противоречат п.п. 3.13.5 и 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы. Как установлено в судебном заседании ФИО1 согласия на удержание сумм переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал.

Таким образом, Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району для взыскания с ФИО1 суммы переплаты ЕДВ ЖКУ должно было обратиться в суд и предоставить доказательства недобросовестности со стороны получателя денежных средств, поскольку излишне выплаченные ФИО9 социальные выплаты в силу положений ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с ее стороны или счетной ошибки.

Аналогичная позиция изложена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которому удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

На основании изложенного суд, установив, что ФИО9 согласия на удержание излишне выплаченных гражданину ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, решения суда о взыскании с ФИО10 переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, приходит к выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан подлежит удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу, что действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, противоречат закону, ответчик обязан вернуть ФИО9 удержанные с июня 2019 года денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району обязанность вернуть ФИО1 удерживаемые с июня 2019 г. денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ФИО1 ИНН <№>

Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району ИНН <№>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30 июня 2022 г.

2-570/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фурмановский межрайонный прокуратур
Антонов Валерий Матвеевич
Ответчики
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району
Другие
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Судья
Княжевский Виктор Станиславович
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
07.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Дело оформлено
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее