УИД 75RS0013-01-2022-002571-06
Дело № 2-766/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Карымское 28 ноября 2022 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего - судьи Осиповой О.В.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной Т.В.,
с участием помощника прокурора Карымского района Забайкальского края Орловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края Копылова В.В. действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж», Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края обратился в Карымский районный суд с названным исковым заявлением, в обоснование указывая, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора проведена проверка в сфере соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в период отопительного сезона 2022-2023 гг. в котельной, расположенной в п. Курорт-Дарасун Забайкальского края, в части обеспечения неснижаемого нормативного запаса топлива на указанном объекте, которой установлено следующее. В муниципальной собственности городского поселения «Курорт- Дарасунское» находится котельная, расположенная по адресу: Карымский район, п. Курорт-Дарасун, ул. Рабочая, 56, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» на основании договора о передаче в безвозмездное временное пользование от ДД.ММ.ГГГГ указанная выше котельная передана для осуществления производства, передачи, распределения тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения. На котельной п. Курорт-Дарасун для выработки тепловой энергии используется твердое топливо (уголь). Как следует из установленных обстоятельств, ежедневный расход указанной котельной составляет 11 тонн в сутки. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что неснижаемый нормативный запас топлива в течение отопительного сезона 2022-2023 гг. не обеспечивается. В частности, запас твердого топлива (угля) по состоянию на 20.10.2022 составлял на котельной 44 тонны (4 суток), 21.10.2022 - 23 тонны (2 суток), 22.10.2022 - 45 тонн (4 суток). Указанные сведения зафиксированы оперативным дежурным Единой дежурно-диспетчерской службы администрации МР «Карымский район», которые предоставляются ежедневно.
Отсутствие необходимого запаса топлива на котельной может повлечь наступление тяжких последствий, причинение вреда здоровью граждан, значительного материального ущерба имуществу, в том числе имуществу граждан.
В случае возникновения обстоятельств, в ходе которых ежедневная доставка угля не будет обеспечена, подача тепла и горячего водоснабжения жильцам домов, в образовательные учреждения, социально-значимые объекты ГП «Курорт-Дарасунское» прекратится в связи с отсутствием нормативного неснижаемого запаса топлива на котельной. Приостановление коммунальных услуг в виде отопления по причине отсутствия твердого топлива повлечет существенное нарушение прав значительного числа граждан. Настоящее исковое заявление подается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате непредоставления коммунальных услуг надлежащего качества может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых определить невозможно, а также значительное количество объектов собственности.
По настоящему исковому заявлению индивидуализировать граждан, чьи права нарушены, не представляется возможным, так как в течение отопительного сезона 2022-2023 гг. круг лиц, проживающих в многоквартирных домах, отапливаемых указанной котельной, может неоднократно меняться, в том числе в связи со сменой места жительства жильцов, (убытием прежних жильцов, прибытием новых жителей, а также естественным приростом населения) Кроме того, пострадавшим в случае аварийной ситуации либо при непредоставлении коммунальных услуг в отопительный сезон 2022-2023 гг. может стать любой гражданин.
Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства, ограничение подачи отопления может повлечь срыв отопительного сезона, нарушение прав потребителей на надлежащее качество коммунальных услуг, стать причиной нарушения теплоснабжения социально - значимых объектов и жилых домов, что может существенно нарушить права и законные интересы граждан на надлежащие условия работы, пребывания и проживания в данных помещениях в случае прекращения подачи тепла и разморожения системы отопления, в целях недопущения нарушения прав граждан необходимо обеспечить котельные п. Курорт - Дарасун необходимым запасом топлива для бесперебойной подачи отопления и предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж» создать неснижаемый нормативный запас твердого топлива (угля) на котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Курорт - Дарсун, ул. Рабочая, 56, переданной городским поселением «Курорт-Дарасунское» в безвозмездное временное пользование, необходимый для надлежащего оказания коммунальных услуг в течение всего отопительного периода 2022-2023 гг. Обязать администрацию городского поселения «Курорт - Дарасунское» организовать обеспечение теплоснабжения потребителей в случае неисполнения ООО «Металлстроймонтаж» своих обязательств либо отказа от исполнения своих обязательств. С учётом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Карымского района Забайкальского края Орлова В.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представители ООО «Металлстроймонтаж» и администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещались своевременно и надлежащим образом.
Принимая во внимание, что стороны уведомлялись о дате, времени и месте своевременно и надлежащим образом, суд с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации здоровье людей охраняется (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, в свою очередь, органами местного самоуправления признаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
Как следует из пункта 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится также организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с пунктами 2.6.10, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого - не ниже семидесяти процентов потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
В летний период должен быть осуществлён завоз топлива: твёрдого - в расчёте семьдесят процентов потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
Расчёт потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Согласно положениям Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённого Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ) (пункт 2).
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учётом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (пункт 4).
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (пункт 11).
Расчётный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учётом вида топлива и способа его доставки (пункт 19).
Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки: при доставке твёрдого топлива железнодорожным транспортом – четырнадцать суток, при доставке твёрдого топлива автотранспортом – семь суток (пункт 20).
Для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, по твёрдому топливу, - сорок пять (пункт 21).
Как установлено в судебном заседании, 02.09.2009 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю зарегистрировано право муниципальной собственности городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края на котельную, расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, ул. Рабочая, 56.
Администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» на основании договора о передаче в безвозмездное временное пользование от 01.09.2021 г., указанная выше котельная передана для осуществления производства, передачи, распределения тепловой энергии.
01.09.2021 г. между администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» и ООО «Металлстроймонтаж» заключен договор № 1/09/2021 о передаче в безвозмездное временное пользование имущества городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, в частности, котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, ул. Рабочая, 56, с целью осуществления ООО «Металлстроймонтаж» производства, передачи, распределения тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения для нужд потребителей городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.
Судом установлено, что для выработки тепловой энергии на котельной в пгт. Курорт-Дарасун используется твердое топливо (уголь). Как следует из установленных обстоятельств, ежедневный расход указанной котельной составляет 11 тонн в сутки. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что неснижаемый нормативный запас топлива в течение отопительного сезона 2022-2023 гг. не обеспечивается. В частности, запас твердого топлива (угля) по состоянию на 20.10.2022 составлял на котельной 44 тонны (4 суток), 21.10.2022 - 23 тонны (2 суток), 22.10.2022 - 45 тонн (4 суток). Указанные сведения зафиксированы оперативным дежурным Единой дежурно-диспетчерской службы администрации МР «Карымский район», которые предоставляются ежедневно.
Вместе с тем, из приведённых нормативных правовых актов следует, что надлежащая организация теплоснабжения населения в границах муниципального образования, в том числе и предшествующий началу отопительного сезона контроль готовности теплоснабжающих организаций к отопительному сезону, является обязанностью и полномочием органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно пункту 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В свою очередь, поскольку обязанность по созданию нормативного запаса топлива ООО «Металлстроймонтаж» не исполняется, администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское», как орган местного самоуправления обязана осуществить организационные мероприятия, направленные на обеспечение нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, ул. Рабочая, 56, в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.
Вопросы местного значения в силу прямого предписания части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления, решение таких вопросов не подлежит делегированию хозяйствующим субъектам.
Закрепление пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения городского поселения организации теплоснабжения населения, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и её реализацию потребителям, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, задача органов местного самоуправления в данной области состоит не только в передаче муниципальных объектов теплоснабжения юридическим лицам, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.
Кроме того, как следует из пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, сама по себе передача администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, ул. Рабочая, 56, по договору от №6 1/09/2021 в безвозмездное временное пользование ООО «Металлстроймонтаж» не влечёт за собой освобождение администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» от обязанности надлежащим образом организовать теплоснабжение населения в границах муниципального образования, поскольку такое осуществление собственником своих прав нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Наряду с изложенным, в соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При указанных обстоятельствах, заявленные исковые требования, как обращённые к надлежащему ответчику, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание предмет рассмотрения данного искового заявления, суд считает необходимым обратить данное решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Металлстроймонтаж» создать неснижаемый нормативный запас твердого топлива (угля) на котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский район, п.Курорт-Дарсун, ул. Рабочая, 56, переданной городским поселением «Курорт-Дарасунское» в безвозмездное временное пользование, необходимый для надлежащего оказания коммунальных услуг в течение всего отопительного периода 2022-2023 г.г.
Обязать администрацию городского поселения «Курорт - Дарасунское» организовать обеспечение теплоснабжения потребителей в случае неисполнения ООО «Металлстроймонтаж» своих обязательств либо отказа от исполнения своих обязательств
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Осипова
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.