УИД 36RS0004-01-2022-002621-47
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7334/2023
№ 2-2935/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 12 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новокщеновой Н. В. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, признании права на предоставление жилого помещения,
по кассационной жалобе Новокщеновой Н. В. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г.,
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А., объяснения представителя заявителя Вишневецкого В.И., поддержавшего доводы жалобы,
установила:
Новокрещенова Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, поскольку мать, Н.К.В.С. решением Грибановского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. В октябре 2021 года она обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты Воронежской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 12 ноября 2021 г. N 82-11/3771 в принятии на учет было отказано, основанием отказа является то, что на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» достигла возраста 23 лет, а также представила документы, в которых в фамилии матери допущена ошибка (в справке о смерти ТО ЗАГС Грибановского района от ДД.ММ.ГГГГ № исполнителем допущена описка - К.В.С.). Полагала, что указанное решение незаконно, необоснованно и нарушает ее права. Просила: признать решение в форме приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 12 ноября 2021 г. N 82-1 1/3771 об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - незаконным. Признать за ней, как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в Воронежской области, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор найма специализированно жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 4 августа 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Новокщенова Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, не применение закона, подлежащего применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Новокрещенова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Грибановского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Н.К.В.С. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ мать истца Н.К.В.С. умерла.
Новокрещенова Н.В. являлась воспитанницей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении, являлась социальной сиротой. С 1 сентября 1988 г. по 3 июля 1991 г. обучалась в среднем профессионально-техническом училище № 44 г. Борисоглебска.
Согласно справке администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № от 17 мая 2017 г. Новокщеновой Н.В. жилое помещение не предоставлялось.
Из письма Отдела по образованию и молодежной политике администрации Грибановского муниципального района Воронежской области № от 7 июня 2017 г. усматривается, что жилое помещение на территории Грибановского муниципального района Воронежской области Новокщеновой Н.В. не предоставлялось.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 20 февраля 2021 г. №-р истцу отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку город Москва не является ее местом жительства.
Судом так же установлено, что Новокщенова Н.В. обратилась в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области, по результатам рассмотрения которого был издан приказ № от 10 ноября 2021 г., согласно которому истцу было отказано в представлении специализированного жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области на основании того, что на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Новокщенова Н.В. достигла возраста 23 лет. Кроме того, представленные заявителем документы имеют ошибку в фамилии матери.
По сведениям, предоставленным Росреестром по Воронежской области по состоянию на 21 апреля 2022 г., истец не имеет в собственности жилого помещения, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями статей 57, 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 г. N 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области», приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 г. N 1476/ОД, утвердившим Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, установив, что Новокщенова Н.В. с письменным заявлением о включении в список детей-сирот обратилась 15 октября 2021 г. в возрасте 48 лет, ранее с подобным заявлением в соответствующие органы не обращалась, суд пришел к выводу, что на момент обращения она утратила все потенциальные права на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, и также исходил из того, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судебной коллегией по гражданским делам отмечено, что из имеющихся в материалах дела и представленных истцом ответов на обращения Новокщеновой Н.В. в соответствующие органы социальной защит и должностным лицам, истцу неоднократно разъяснялся порядок постановки на учет, перечень необходимых документов, а также сведений о том, что до достижения возраста 23 лет она предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на учет по независящим от нее причинам. Однако, с заявлением о постановке на учет она впервые обратилась в 2021 году, при этом объективных причин, препятствовавших этому, не указала ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии областного суда.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года) указано, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в течение 25 лет после достижения 23-летнего возраста, истцом не представлено и судом не установлено. При этом, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции порядок постановки на учет истцу неоднократно разъяснялся, начиная с 2009 года (л.д. 104).
Таким образом, доводы жалобы заявителя о том, что она имеет право получить жилое помещение и по достижении 23 лет в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при конкретных обстоятельствах по делу, судебной коллегией кассационного суда отклоняются.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новокщеновой Н. В. - без удовлетворения.