дело № 2-1167/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2022 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре Дмитриевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Регистр. Янчукан» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить обязательства на ООО «Регистр. Янчукан» по формированию нормативного запаса топлива в размере <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля для котельных <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что запас угля на котельных ООО «Регистр. Янчукан» не был сформирован, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>.
В судебном заседании представитель истца прокурор Ильязова С.Д. исковые требования увеличила, просила суд обязать ООО «Регистр. Янчукан» по формированию нормативного запаса топлива в размере <данные изъяты> тысяч тонн бурого угля для котельных <адрес> с момента вынесения решения суда и поддерживать его на протяжении отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ путем восполнения запаса топлива до уровня общего нормативного запаса. Поддержала доводы, указанные в иске.
Допрошенный ранее помощник прокурора Бальжинов З.Б. иск поддержал, суду пояснил, что ООО «Регистр. Янчукан» не обеспечил котельные нормативным запасом топлива, что было выявлено по результатам проверки Общества по соблюдению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В судебное заседание представители ответчика ООО «Регистр. Янчукан», третьего лица Администрации МО «Северо-Байкальский район» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны, в том числе обеспечить надежное теплоснабжение потребителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно подпункту 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденного Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Из пунктов 9 и 10 к указанным Правилам следует, что паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем, в срок не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее Порядок), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, установлены правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
Согласно пункту 11 того же Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Пунктом 12 Прядка предусмотрено, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Из материалов дела следует, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «Северо- Байкальский район» и ООО «Регистр. Янчукан», объекты теплоснабжения <адрес> переданы в пользование ООО «Регистр. Янчукан» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего администрации МО «Северо - Байкальский район», сроком на ДД.ММ.ГГГГ. На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок действия концессионного соглашения продлен по ДД.ММ.ГГГГ
Судом также установлено, что теплоснабжение в <адрес> осуществляется котельными <адрес>. Указанные объекты переданы в пользование ООО «Регистр. Нижнеангарск».
Таким образом, организацией, обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение <адрес>, является ООО «Регистр. Янчукан».
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ за №, утверждены на ДД.ММ.ГГГГ. нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии организации ООО «Регистр. Янчукан». Согласно приложению, нормативный запас топлива утвержден в объеме <данные изъяты> тыс. тонн.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ за №, утверждены на ДД.ММ.ГГГГ нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии организации ООО «Регистр. Янчукан». Согласно приложению, нормативный запас топлива утвержден в объеме <данные изъяты> тыс. тонн.
Согласно акту проверки готовности к отопительному сезону <данные изъяты> комиссия Забайкальского Ростехнадзора установила, что Муниципальное образование «Северо-Байкальский район» готово к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, такими как обеспечение наличия утвержденного в установленном прядке нормативного запаса топлива.
Из чего следует, что на ДД.ММ.ГГГГ нормативный запас топлива не был создан теплоснабжающей организацией.
Вместе с тем, судом установлено, что на дату рассмотрения исковых требований ответчик принял меры по созданию нормативного запаса топлива.
Установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в наличии имеется <данные изъяты> тонн угля, что подтверждено докладом по обстановке на территории МО «Северо-Байкальский район».
<данные изъяты> вагонов общей массой <данные изъяты> кг, то есть <данные изъяты> тонн отгружено ДД.ММ.ГГГГ со станции <адрес>, срок поставки не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией о приемке груза №.
Таким образом, нормативный запас топлива на дату принятия решения суда ответчиком создан.
Доводы истца о том, что уголь не поставлен и возможен сбой поставки, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, во – первых, истцом не приведено тому доказательств. Доводы прокурора основаны лишь на предположении. Во – вторых, груз в настоящее время уже отгружен на станции и направляется перевозчиком ОАО «РЖД» железнодорожным транспортом заказчику, то есть в ООО «Регистр. Янчукан».
То есть с учетом наличия угля, который составил <данные изъяты> тонн угля, запас на <данные изъяты> суток и поставляемого в объеме <данные изъяты> тонн угля, суд приходит к выводу о том, что запас топлива, который предусмотрен Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия в объеме <данные изъяты> тысяч тонн, создан.
Принятие судом решения, по которому ответчик был бы обязан принять меры для формирования запаса топлива для работы котельных более, чем требуется, то есть свыше предусмотренного Министерством строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия норматива, возложит на ответчика несвойственные обязательства и приведет к необоснованным финансовым затратам, будет свидетельствовать о неосновательном вмешательстве в хозяйственную деятельность предприятия и злоупотреблении правом со стороны истца, что по смыслу действующего законодательства недопустимо (ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, судом установлено, что ответчик своевременно на основании заключенного концессионного соглашения принимает меры по закупкам топлива, что подтверждается протоколом проведения итогов (поставка энергетического угля марки ЗБР), заключаемыми договорами поставок энергетического угля на ДД.ММ.ГГГГ., и на ДД.ММ.ГГГГ., графиками поставки угля на ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, суд принимает во внимание, что расчет нормативного запаса топлива производится по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каждого года.
На дату предъявления иска в суд – ДД.ММ.ГГГГ, а также на дату рассмотрения дела, то есть на ДД.ММ.ГГГГ общий нормативный запас топлива никем не утверждался. И такой обязанности закон не предусматривает.
Судом также учитывается, что иск заявлен о возложении обязанности сформировать общий нормативный запас топлива. При этом под понятием «сформировать» подразумевается придать форму, законченность, создавать, составлять, организовывать ( Словарь Ожегова С.И.).
Прокурор не уточнил своих требованиях способ формирования запаса топлива. Учитывая, что данный способ прокурором не указан, суд считает, что ответчик, заключив договор поставки энергетического топлива на ДД.ММ.ГГГГ в объемах, утвержденных Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия, а также исполняя данные обязательства, что следует из предоставленных материалов о поставке топлива, фактически принял достаточные меры для создания запаса топлива как основного и так и резервного топлива в соответствии с нормативами.
При этом ни один нормативно- правовой акт не возлагает на энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, формировать запас топлива. Речь идет о своевременном обеспечении создания нормативных запасов топлива, что было выполнено ответчиком на дату принятия судом решения.
«Обеспечение» по словарю Ожегова С.И., Даля В.И. это снабдить чем-либо в нужном количестве, предоставить достаточные средства, сделать вполне действительным и реальным.
Соответственно, ООО «Регистр. Янчукан» на дату принятия решения обеспечило топливом в необходимом количестве для работы котельных в соответствии с требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия.
Требования прокурора о необходимости поддерживать нормативный запас топлива на протяжении всего отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ путем восполнения запаса топлива до уровня общего нормативного запаса топлива, суд признает не состоятельными.
В данной части требования прокурора не основаны на законе. Истцом не приведен закон, согласно которому ответчик был бы обязан поддерживать нормативный запас топлива в течение всего отопительного сезона.
Согласно протокола подведения итогов по вопросам поставки энергетического угля марки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого ООО «Регистр. Янчукан», АО «разрез Тугнуйский» объявлен победителем по заявке на участие в закупке энергетического угля, принято решение о заключении договора поставки энергетического угля между ООО «Регистр. Янчукан» и АО «разрез Тугнуйский». Материалами дела подтверждено, что данный договор подписан заказчиком и направлен для подписания исполнителю АО «разрез Тугнуйский».
Согласно данному договору и техническому заданию предусматривается поставка энергетического угля марки <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере, необходимом для функционирования работы котельной с учетом каждого периода, к примеру, в январе <данные изъяты> тонн угля в феврале <данные изъяты> тонн, в марте <данные изъяты> тонн угля и тому подобное.
Вместе с тем, прокурором не приведены расчеты количество топлива необходимого для обеспечения бесперебойной работы котельных в отопительный сезон с учетом его расходования и восполнения, соответствует ли указанное количество установленным нормативам.
Пунктом 4.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, предусмотрено, что для предупреждения снижения качества твердого топлива при его длительном хранении необходимо систематически менять его запасы за счет сжигания и закладки свежего топлива.
При этом суд приходит к выводу, что ответчик, являясь теплоснабжающей организацией, расходует топливо в процессе своей деятельности, его хранение в течение всего отопительного сезона, может привести к тому, что топливо будет находиться в большем количестве, чем необходимо для работы котельных. В виду краткосрочности хранения угля, наличие топлива сверх необходимого, может привести к тому, что данное топливо не сможет быть использовано в следующем отопительном сезоне, что повлечет нецелевое расходование средств.
Суд считает, что истец не произвел расчет того, сколько необходимо топлива в каждый период (по месяцам) отопительного сезона, соответственно, сделать вывод о том, какое количество топлива должно восполняться, невозможно.
Также суд приходит к выводу, что истец, предъявляя требования в интересах неопределенного круга лиц, не доказал, о защите каких прав обратился в суд, либо в чем состоит угроза нарушения таких прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: Е.Н.Казакова
УИД: №