РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1091/2021
УИД18RS0022-01-2021-001773-34
29 сентября 2021 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.
при секретаре Шадриной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО «Малопургинский район» к Некрасову А. Е. о взыскании суммы задолженности за пользование земельным участком
установил:
Истец Администрация МО «Малопургинский район» обратилась в суд с иском к Некрасову А.Е. о взыскании суммы задолженности за пользование земельным участком. Требования мотивирует тем, что между Администрацией муниципального образования «Малопургинский район» (Арендодатель) и Некрасовым А. Е. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 29.06.2017 года №. Соглашением о расторжении указанный договор расторгнут 24.08.2017 года. По условиям договора был установлен размер арендной платы, периоды и порядок ее внесения. Со дня заключения контракта и по 31.08.2018 года Некрасов А.Е. не платил арендную плату за пользование земельным участком. Решением Малопургинского районного суда УР от 23 ноября 2018 года (дело № №) с Некрасова А.Е. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» взыскана сумма задолженности в размере 78 278,89 рублей, пени 4 640,85 рублей. Решением Малопургинского районного суда УР от 15.10.2020 года объект недвижимости, принадлежащий Некрасову А.Е. с кадастровым номером № и расположенный на данном земельном участке снят с кадастрового учета, прекращено право собственности Некрасова А.Е. на данный объект. Апелляционным определением Верховного Суда УР от 30.06.2021 года решение Малопургинского районного суда УР от 15.10.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Некрасова А.Е. - без удовлетворения. С момента расторжения договора аренды земельного участка с 24.08.2018 года и по дату вступления в законную силу решения суда 30.06.2021 года ответчик продолжал пользоваться земельным участком, плату за пользование земельным участком не вносил. Истец не имел возможности пользоваться земельным участком, в связи с нахождением на нем объекта недвижимости ответчика. Согласно представленному расчету задолженности за пользование земельным участком составляет: за период с 01.09.2018 года по 31.12.2018 года 1 455 516,6 рублей (кадастровая стоимость) х 5% / 360 дней х 122 дня = 24 662,92 рублей; за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года 1 455 516,6 рублей (кадастровая стоимость) х 5 % = 72 775,83 рублей; за период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года 1 455 516,6 рублей (кадастровая стоимость) х 5 % = 72 775,83 рублей; за период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года 1 455 516,6 рублей (кадастровая стоимость) х 5 % / 360 дней х 181 день = 36 590,07 рублей. Общая сумма задолженности составляет за период с 01.09.2018 года по 30.06.2021 года 206 804,65 рублей. Просит взыскать с Некрасова А. Е. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» задолженность за пользование земельным участком с кадастровым номером № за период с 01.09.2018 года по 30.06.2021 года в сумме 206 804,65 рублей.
В судебном заседании:
Представитель истца Администрации МО «Малопургинский район» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Ответчик Некрасов А.Е. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ранее на судебном заседании с иском не был согласен, представил отзыв на исковое заявление, указав, что не согласен с иском администрации «Малопургинский район» о взыскании платежей по использованию земельного участка кадастровый номер №. Земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, согласно правил ПЗЗ. В последующем вид разрешенного использования данного участка был изменен на ИЖЕ (индивидуальная жилая застройка) согласно Градостроительного кодекса РФ. Статья 35 определяет виды и состав территориальных зон. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов. То есть указанный земельный участок мог использоваться исключительно в пределах градостроительного зонирования и на цели, допускающего зоны земельного участка ИЖС. Истец же данные обстоятельства не учитывает и продолжает рассчитывать арендную плату по несуществующему и не действующему виду целевого использования земельного участка. Расчет произведен по отмененному нормативу «для размещения объектов торговли» в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка». Расчет произведен незаконно и по коэффициентам несуществующего земельного участка, который изменил свое целевое назначение. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану муниципального образования. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ). В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения. Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому данный земельный участок должен учитываться, его целевое назначение согласно градостроительного кодекса РФ градостроительного плана развития территории. На администрацию муниципального образования возложена обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «для размещения объектов торговли» на вид «индивидуальное жилищное строительство», указав вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» и информацию о размере арендной платы, соответствующем виду разрешенного использования земельного участка. Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. И расчеты должны производится исходя из ставки по целевому назначению земельного участка согласно генплана развития территории Малопургинский район. Данная позиция определена апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. N 81-АПГ18-11. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.
Свидетель УЮЯ суду показал, что спорный объект по <адрес> ранее находился в его пользовании, перешел вместе с объектом «производственная база» по постановлению судебных приставов, они участок ему передали. Объект был зарегистрирован на основании постановления суда кассационной инстанции. Некрасову А.Е. по договору купли-продажи перешло право не только пользования производственной базой, но земельным участком.
Выслушав ответчика, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Согласно договору аренды земельного участка № от 29 июня 2017 года арендодатель Администрация МО «Малопургинский район» предоставляет арендатору Некрасову А.Е. в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1238 кв. м. по адресу: <адрес> для размещения объектов торговли, согласно п. 4.4.3. ответчик, как арендатор взял на себя обязательство уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных договором. Из условий договора следует, что размер арендной платы с 08.06.2017 по 31.12.2017 за участок составляет 42 190,04 руб., расчет годовой арендной платы за участок приведен в приложении 1. Арендная плата вносится Арендатором равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября, путём перечисления Управлению федерального казначейства по УР. В соответствии с пунктом 5.1. Договора за нарушение срока внесения платежей по договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Согласно акту приема – передачи земельного участка от 29.06.2017 арендодатель Администрация МО «Малопургинский район» передает арендатору Некрасову А.Е. в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1238 кв. м. по адресу: <адрес> для размещения объектов торговли. Претензий у арендатора по передаваемому земельному участку не имеется.
Согласно соглашению от 24.08.2018 о расторжении договора аренды земельного участка № от 29 июня 2017 года, договор аренды земельного участка № от 29 июня 2017 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнут на основании заявления Некрасова А.Е. в связи с отказом от земельного участка.
Решением Малопургинского районного суда УР от 23.11.2018 года исковые требования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» удовлетворены. Взысканы с Некрасова А. Е. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» по договору аренды земельного участка от 29.06.2017 за № за период с 08.06.2017 по 31.08.2018 сумма задолженности по арендной плате в размере 78 278 руб. 89 коп., пени в размере 4 640 руб. 85 коп. Решение вступило в законную силу 29.12.2018 года.
Решением Малопургинского районного суда УР от 15.10.2020 года исковые требования Администрации МО «Малопургинский район» удовлетворены. Снят с кадастрового учета в связи с прекращением существования объект производственная база, производственного (промышленного) назначения, площадью 393,42 кв. м., инв. № с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Прекращено право собственности Некрасова А. Е. в отношении объекта производственная база, производственного (промышленного) назначения, площадью 393,42 кв. м., инв. № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением Верховного Суда УР от 30.06.2021 года решение Малопургинского районного суда УР от 15.10.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Некрасова А.Е. - без удовлетворения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, земельный участок № отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли. Кадастровая стоимость установлена в размере 1 455 516 руб. 60 коп.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 21.09.2021 года, земельный участок № отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли. Кадастровая стоимость установлена в размере 1 986 271 руб. 96 коп.
С момента расторжения договора аренды земельного участка с 24.08.2018 года и по дату вступления в законную силу решения суда 30.06.2021 года ответчик продолжал пользоваться земельным участком, плату за пользование земельным участком не вносил. Истец не имел возможности пользоваться и распоряжаться земельным участком в связи с нахождением на нем объекта недвижимости ответчика.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, а также иная плата.
Плательщиками земельного налога в соответствии с пунктом 1 ст. 388 НК РФ признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 39.7 ЗК РФ, положениями пункта 3 ст. 65 ЗК РФ и пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за пользование земельным участком, в соответствии с приведенным нормами, определен «Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 года № (в редакции, действующей до 28.06.2021 года).
Согласно п.1 "Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", утв. Постановлением Правительства УР от 06.11.2007 N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции, действующей до 28.06.2021 года) (далее – Положение) - настоящее Положение регламентирует порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки).
Базовая ставка арендной платы за земельный участок, устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно приложению 1 к настоящему Положению, определяемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельного участка арендатором.
Согласно п.4 Приложения № 1 к Положению (в редакции, действующей до 28.06.2021 года) – базовая ставка арендной платы за земельные участки для размещения объектов торговли, составляет 5.0 от кадастровой стоимости.
Из анализа указанных выше положений закона следует, что гражданин, имеющий на собственности строение, здание, сооружение обязан производить оплату за использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии с расчетом арендной платы, определенном в вышеуказанном Положении.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Суд исходит из того, что с момента возникновения у ответчика права собственности на здание, ответчик обязан оплачивать пользование сформированным для обслуживания здания земельным участком в размере арендной платы, установленной в соответствии с Постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 года № 172 и исходя из системного анализа положений указанной нормы и установленной ст. 65 ЗК РФ платной формы использования земли в Российской Федерации.
Поскольку ответчик пользовался спорным земельным участком без законных правовых оснований и внесения платы за пользование земельным участком, суд приходит к выводу о том, что неуплаченная сумма арендной платы за пользование земельным участком подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения, поскольку по данным кадастрового учета весь земельный участок сформирован для эксплуатации и использования принадлежащего ответчику здания.
Поэтому расчет суммы неосновательного обогащения в виде неуплаченных арендных платежей за пользование земельным участком должен быть произведен исходя из площади используемого земельного участка по данным кадастрового учета.
Согласно расчета задолженности за пользование земельным участком, расчет истцом произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 466 516 руб. 60 коп., между тем кадастровая стоимость земельного участка № с 01.01.2020 года установлена в размере 1 986 271 руб. 96 коп., но суд рассматривает иск в пределах заявленных исковых требований.
Расчет суммы задолженности в размере 206 804 руб. 65 коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 466 516 руб. 60 коп., судом проверен, признается арифметически верным, исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика Некрасова А.Е. о том, что размер платы истцом произведен неправомерно, так как изменен вид территориальной зоны земельного участка «для размещения объектов торговли» на «малоэтажная жилая застройка» или Ж-1, судом не принимаются по следующим основаниям. Подтверждается документально факт изменения в Карте градостроительного зонирования территорий населенных пунктов муниципального образования «Малопургинское» в ноябре 2017 вида территориальной зоны земельного участка по адресу: <адрес> на зону Ж-1: зона малоэтажной жилой застройки. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 21.09.2021 года, спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли. Кадастровая стоимость установлена в размере 1 986 271 руб. 96 коп.
Согласно ч.1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2), изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Согласно ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Также данной ст. 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Таким образом, после изменения вида территориальной зоны земельного участка и объектов капитального строительства в Карте градостроительного зонирования территорий населенных пунктов, для изменения вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства необходимо проведение процедур, предусмотренных ст. 39 ГрК РФ и в последующем внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о разрешенном виде использования указанного земельного участка и объектов капитального строительства.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка и объектов капитального строительства «для размещения объектов торговли» не изменен в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, что подтверждается кадастровой выпиской от 21.09.2021 года.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 06.10.2017) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования земельного участка «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» предусматривает описание вида разрешенного использования земельного участка - размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Ответчиком Некрасовым А.Е. не изменено назначение расположенного на спорном земельном участке объекта – производственной базы площадью 393,42 кв.м. производственного (промышленного) назначения, не приняты меры для снятия с учета в ЕГРН в случае ликвидации объекта.
Учитывая, что на спорном земельном участке согласно сведениям ЕГРН расположен принадлежащий ответчику на праве собственности производственный объект, сведения о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о разрешенном виде использования указанного земельного участка отсутствуют, кадастровая стоимость земельного участка не изменилась, доводы ответчика Некрасова А.Е. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов торговли» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» судом не принимаются.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Администрация МО «Малопургинский район» освобождена от уплаты госпошлины в соответствии с п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, поэтому необходимо в связи с удовлетворением исковых требований взыскать госпошлину с ответчика в размере 5 268 руб. 05 коп. в пользу бюджета МО «Малопургинский район».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» удовлетворить.
Взыскать с Некрасова А. Е. в пользу Администрации муниципального образования «Малопургинский район» за пользование земельным участком с кадастровым номером № за период с 01.09.2018 года по 30.06.2021 года сумму в размере 206 804 руб. 65 коп.
Взыскать с Некрасова А. Е. в пользу бюджета МО «Малопургинский район» государственную пошлину в размере 5 268 руб. 05 коп.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Малопургинский районный суд УР. Полный текст решения изготовлен 04 октября 2021 года.
Председательствующий: Т.В. Прохорова