Решение по делу № 2-561/2023 от 23.01.2023

Дело № 2-561/2023

УИД 32RS0004-01-2023-000091-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 г. г. Брянск

Володарский районный суд города Брянска в составе председательствующего судьи Фещуковой В.В., при секретаре Мачехиной А.С., с участием представителя истца помощника прокурора Клюевой К.С., представителя ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Алексяна В.Г., третьих лиц представителя МУП «Брянский городской водоканал» Степина В.Ю., Капузы Р.А., ее представителя Домашневой Я.А., Шишовой Т.Н., ее представителя Садовской О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района г. Брянска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного сооружения водопровода,

установил:

Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного сооружения водопровода.

В обоснование иска указал, что в результате проведения прокурорской проверки выявлено, что участок водопровод на комплекс индивидуальных жилых домов №.... по <адрес>, проходящего в границах земельных участков №№....,№....,№....,№.... по <адрес>, диаметр трубы - 110 мм, выполненного из материала - полиэтилен, ориентировочной длины 106 м., не имеет собственника, в качестве бесхозяйного имущества на учет не поставлен. Истец полагает, что ответчики обязаны осуществить учет таких объектов с их индивидуализацией.

В судебном заседании помощник прокурора Клюева К.В. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте слушания дела.

Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Алексян В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменную позицию на иск.

Третье лицо Капузо Р.А., ее представитель Домашнева Я.А. в судебном заседании полагали, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо Шишова Т.И., ее представитель Садовская О.И. в судебном заседании оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представитель третьего лица МУП "Брянский городской водоканал" Степин В.Ю., оставил разрешение иска на усмотрение суда, пояснил, что спорный водопровод соединяется с центральной трубой находящейся на балансе МУП «Брянский городской водоканал».

Представители третьих лиц Управление Росреестра по Брянской области, ППК "Роскадастр", Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, а также третьи лица Палеев А.В., Палеева О.В., Калачев Д.А., Образцова Л.И., Такварова О.И. в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте слушания дела.

Третье лицо Такварова О.И. в ходатайстве просила дело рассмотреть без ее участия, а также указала, что в соответствии с договором №.... от ДД.ММ.ГГГГ о подключении объекта к коммунальным сетям водоснабжения, заключенного между нею и МУП "Брянский городской водоканал", МУП "Брянский городской водоканал" выполнило подключение ИЖС в количестве 18 домов по <адрес> к сетям водоснабжения. Она является заказчиком строительства данных коммунальных сетей водоснабжения, однако не предъявляет правопритязания, оформлять свои права не планировала и не планирует, от прав на данное сооружение отказывается. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме и считает их подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Брянской области в ходатайстве просила дело рассмотреть без ее участия, а также указала, что

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены в первую очередь ни гражданского-правовым обязательством, а публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

Одной из правовых форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления (их структурных подразделений) является прокурорский надзор за соблюдением соответствующими органами (их структурными подразделениями) требований законодательства.

В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.

Как установлено судом, поводом для обращения прокурора Володарского района г. Брянска в суд с названным иском явилась сложившая неопределенность в определении правового режима участка водопровода на комплекс индивидуальных жилых домов №№....,№.... по <адрес>, проходящего в границах земельных участков №№....,№....,№....,№.... по <адрес>, диаметр трубы - 110 мм, выполненного из материала - полиэтилен, ориентировочной длины 106 м., отсутствие субъекта, ответственного за содержание и обслуживание указанного участка водопровода.

Материалами дела подтверждается, что данный участок водопровода проходит в границах земельных участков №№....,№....,№....,№.... по <адрес> граничит с земельным участком №.... на котором расположен жилой дом, принадлежащий Капузо Р.А.

В связи с произошедшей аварией на прилегающем участке водопровода и длительным бездействием ответчиков в отношении данного имущества Капузо Р.А. обратилась в прокуратуру для защиты своих прав. Однако исключительно на фактах, установленных в рамках проверки обращения Капузо Р.А., исковые требования прокурора не основаны.

Отсутствие титульного владельца участка водопровода, а также режима бесхозяйного имущества сопряжено не только с нарушением прав Капузо Р.А., а связано с неисполнение муниципальным органом (его структурным подразделением) возложенных законом обязанностей. Кроме того, спорный участок водопровода расположен в жилом массиве, в связи с чем, круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены аварийным состоянием водопровода, является неопределенным, поскольку число лиц, проживающих в границах водопровода, не является статичным и не может быть определено.

Судом установлено, что Такваровой О.И. на праве собственности принадлежал земельный участок, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей(включая мансардный этаж) с придомовым участком, общей площадью 17 659 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг.

Сети водоснабжения, также были построены застройщиком Такваровой О.Н. Права на указанные сети ею не оформлены.

В последующем с согласия Такваровой О.И. на основании межевого плана указанный земельный участок был разделен на 20 земельных участков. 18 земельным участкам, на которых были возведены жилые дома, на основании Постановления Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №....-зп «О присвоении адреса индивидуальным жилым домам и участкам, расположенным в Володарском районе города Брянска по ул.Чернышевского", были присвоены адреса, а 2 земельных участка были определены как проезды к вышеуказанным домам сформированны для общего пользования. Земельные участки, с расположенным на них индивидуальными жилыми домами Такваровой О.И., согласно регистрационным делам, были проданы физическим лицам.

Капузе Р.А. принадлежат земельный участок с жилым домом №...., Калачеву Д.А. земельный участок с жилым домом №...., Палеевой О.В. и Палееву А.В. земельный участок с жилым домом №...., Шишовой Т.И. земельный участок с жилым домом №...., Образцовой Л.И. земельный участок с жилым домом №.... по <адрес>.

В ходе судебного заседания установлено, что на комплекс индивидуальных жилых домов №№....,№.... по <адрес>, подключена сеть водопровода проходящий в границах земельных участков №№....,№....,№.... по <адрес>, диаметр трубы - 110 мм, выполненного из материала - полиэтилен, ориентировочной длины 106 м.

Указанная водопроводная сеть подключена к центральному водопроводу, эксплуатируемому МУП "Брянский городской водоканал", согласно схеме сетей водоснабжения и водоотведения по <адрес>, выполненной МУП "Архитектурно-планировочное бюро г. Брянска".

Согласно пояснений Такваровой О.И., являющейся заказчиком строительства данных коммуникационных сетей, данных в ходе прокурорской проверки и оформленных в письменном заявлении в суд, последняя не предъявляет правопритязания на спорный объект, оформлять право собственности или иным образом владеть данным сооружением не желает.

Судом установлено, что в реестре муниципальной собственности г.Брянск и в перечне бесхозного недвижимого имущества водопровод на комплекс индивидуальных жилых домов №№...., №.... по <адрес> не значится. Данные сети водопровода в хозяйственном ведении МУП «Брянский городской водоканал» не находятся. Государственная регистрация права собственности кого-либо на данный объект не проводилась. Указанные сети никем не содержатся и не обслуживаются.

Таким образом, данные сети водоснабжения не имеют собственника.

В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник корой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности которую собственник отказался.    

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связанных с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 указанной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального городского округа относится реализация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного управления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации снабжения населения и (или) водоотведения случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.    

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Как следует из приведенных положений закона, водопроводные сети как часть системы водоснабжения могут быть предназначены как для обслуживания неограниченного круга лиц, так и для пользования ограниченным кругом субъектов и, соответственно, находиться не только в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но также в собственности юридических и физических лиц.

Данный вывод подтверждается положениями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. №644.

Правила содержат понятие «граница балансовой принадлежности», которая представляет собой линию раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети; которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления: бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или: в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления деления, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления -муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований.

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

К органу местного самоуправления, указанному в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из системного толкования норм ст.ст. 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с иными положениями главы 6 названного Закона относится местная администрация.

Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 45 Устава города Брянска к исполнительно- распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству(далее Комитет) Брянской городской администрации №.... от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными задачами Комитета являются: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения города топливом (п.2.1 Положения).

Оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку объект недвижимости - водопровод, проходящий в границах земельных участков №№....,№....,№.... по <адрес>, диаметр трубы - 110 мм, выполненного из материала - полиэтилен, ориентировочной длины 106 м. обеспечивает поставку воды к ИЖС в количестве 18 домов по <адрес>, не имеет собственника, следовательно правом на подачу заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного облает Брянская городская администрация, которая обязана совершить действия, связанные с постановкой на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Отсутствие собственника объектов водоснабжения влечет невозможность проведения их капитального ремонта, проверку эксплуатационного состояния, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, угрожает причинением вреда и возникновением аварийной ситуации. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязаны принимать меры к надлежащему содержанию и обслуживанию объектов водоснабжения. Если на находящейся в ведении органа местного самоуправления территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные объекты водоснабжения, не имеющие эксплуатирующей организации, такой орган становится участником правоотношений по водоснабжения и несет обязанность по определению организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей. Брянская городская администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах муниципального образования; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организует и осуществляет мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создает, содержит и организует деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Володарского района г. Брянска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного сооружения водопровода, удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости-водопровода на комплекс индивидуальных жилых домов №№....,№.... по <адрес>, проходящего в границах земельных участков №№....,№.... по <адрес>, диаметр трубы - 110 мм, выполненного из материала - полиэтилен, ориентировочной длины 106 м. в течение 3 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Брянский облсуд в путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья Фещукова В.В.

2-561/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заметситель прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов енопред.круга лиц
Ответчики
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации
Другие
Калачев Дмитрий Анатольевич
Брянская городская администрация
Шишова Татьяна Ильинична
Образцова Любовь Ивановна
Капуза Раиса Алексеевна
Управление Росреестра по Брянской области
Такварова Оксана Ивановна
Палеева Ольга Владимировна
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
МУП "Брянский городской водоканал"
ППК "Роскадастр"
Палеев Андрей Витальевич
Суд
Володарский районный суд г. Брянск
Судья
Фещукова В.В.
Дело на сайте суда
volodarsky.brj.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Подготовка дела (собеседование)
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее