административное дело № 2а-188/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Агарковой О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области Савченковой О.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области в сфере похоронного дела и возложении на неё обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, утвердить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, провести мероприятия по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища,
у с т а н о в и л :
прокурор Пристенского района Курской области Савченкова О.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области в непринятии мер по: созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; проведению мероприятий по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища и возложении на неё обязанности принять меры по: созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению; утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; проведению мероприятия по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища.
В обоснование заявленных требований прокурор указала, что в ходе проведенной прокуратурой Пристенского района проверки в октябре 2017 года установлено, что на территории муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области имеется два общественных кладбища. Однако, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, администрацией поселка Пристень не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, порядок деятельности данной службы не определен. Внесенное прокуратурой представление от 31 октября 2017 года об устранении выявленных нарушений, не исполнено.
Поскольку непринятие мер по организации похоронного дела на территории поселка Пристень Пристенского района Курской области нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе на территории сельского поселения, просит признать бездействие администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области, незаконным и обязать администрацию поселка Пристень Пристенского района Курской области исполнить требования федерального закона, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О слушании извещен надлежащим образом. Из представленного ходатайства следует, что административные исковые требования административный истец поддерживает в полном объеме, в связи со служебной занятостью просит дело рассмотреть в его отсутствие, ходатайствовал о рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик – администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава поселка Пристень Бурцева Т.М. представила в суд заявление, в котором заявленные административным истцом требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения, а также против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, без её участия.
Согласно ст. 292 КАС РФ административному ответчику направлялось определение, в котором были разъяснены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, и, в частности, возможность применения правил упрощенного (письменного) производства к настоящему административному делу.
В силу п. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, представленные сторонами заявления, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Уставом муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения также отнесены к вопросам местного значения данного муниципального образования (п. 22 ст. 3).
Положениями Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
Пунктом 1 ст. 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Пунктом 2 ст. 9 указанного федерального закона установлено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 25 вышеназванного федерального закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности (п. 1). Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 2).
Согласно ст. 29 указанного закона следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (п. 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (п. 2).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающего обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В силу положений Федерального Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а так же ст. 22 Закона, установлена обязательная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, а также возникновение, переход и прекращение.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Главой третьей Земельного кодекса, наряду с другими, регламентированы также правоотношения, связанные с муниципальной собственностью, в связи с чем, на основании ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, подлежат обязательной государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что на территории поселка Пристень Пристенского района Курской области расположено 2 общественных кладбища, расположенные по ул. Фестивальная и ул. Советская. Указанные кладбища собственника не имеют, на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не состоят, в реестре муниципального имущества муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района не значатся, межевание земельных участков, расположенных под кладбищами, не проводилось.
Прокуратурой Пристенского района Курской области в октябре 2017 года была проведена проверка исполнения администрацией поселка Пристень законодательства в сфере похоронного дела, в ходе которой, установлено, что в нарушение п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией поселка Пристень специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района 31.10.2017 в адрес главы поселка Пристень Пристенского района Курской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, в ходе прокурорской проверки, проведенной в 2018 году, установлено, что вышеуказанные нарушения не исполнены, что подтверждается актом проверки от 8 августа 2018 года.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Однако, как установлено судом в нарушение требований законодательства на территории сельского поселения отсутствует ритуальная служба, ответчиком мер по созданию на территории поселка Пристень Пристенского района Курской области специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны поселения.
В связи с изложенным суд считает необходимым признать бездействие администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, утверждению порядка деятельности указанной службы незаконным и обязать администрацию поселка Пристень Пристенского района Курской области создать указанную службу, утвердить порядок её деятельности, кроме того, провести работу по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища.
С учетом необходимости принятия соответствующих нормативных актов органов местного самоуправления и решения вопроса о финансировании создаваемой службы, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 1 июня 2019 года.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища, незаконным.
Обязать администрацию поселка Пристень Пристенского района Курской области принять меры по созданию на территории муниципального образования «поселок Пристень» Пристенского района Курской области специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению и утвердить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; провести работы по межеванию, установлению границ, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности в отношении земельных участков, занятых под кладбища, в срок до 1 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.Н. Пеленицин