Дело № 2а-2557/2020
22RS0068-01-2020-002035-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июля 2020 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Строковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Железного <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, административному иску Ефремовой <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Ю.Г. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка по .... в .... общей площадью 1064 кв.м., согласно схеме для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности в течении 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу рассмотреть заявление Ефремовой Ю.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № и принять решение об утверждении схемы и о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка общей площадью 1064 кв.м. по адресу: Алтайский край, г.Барнаул согласно схеме.
В обоснование требований указала, что отказ обоснован невозможностью размещения на земельном участке объекта недвижимости в связи с нахождением на участке охранных зон инженерных сетей (канализации, электроснабжения) и высокоствольных деревьев. По мнению административного истца, отказ не мотивирован, не основан на законе, поскольку на испрашиваемом земельном участке возможно разместить объект недвижимости с учетом установленных градостроительных ограничений, оспариваемое решение нарушает право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка.
Железный А.В. обратился в суд с административным иском к тому же административному ответчику в отношении другого земельного участка, расположенного по .... в .... общей площадью 1362 кв.м., согласно схеме для индивидуального жилищного строительства. Просит признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края (далее также Управление), оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка по адресу: ...., общей площадью 1362 кв.м., согласно схеме для индивидуального жилищного строительства и обязать Управление рассмотреть заявление Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке в течении 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу и принять решение об утверждении схемы и о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка общей площадью 1362 кв.м. по адресу: .... согласно схеме.
В обоснование требований также ссылался на то, что отказ обоснован невозможностью размещения на земельном участке объекта недвижимости в связи с нахождением на участке охранных зон инженерных сетей (электроснабжения) и высокоствольных деревьев. Однако на испрашиваемом земельном участке возможно разместить объект недвижимости с учетом установленных градостроительных ограничений, оспариваемое решение нарушает право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка.
Определением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ дела по административным искам Ефремовой Ю.Г. и Железного А.В. к Управлению имущественных отношений Алтайского края объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, а также ТСЖ «Городок», в фактическом владении которого находятся спорные земельные участки и которым подано заявление в Управление о предоставлении данных земельных участков на праве аренды.
В судебном заседании представитель административных истцов Серова В.В. на исковых требованиях настаивала по доводам административных исков. Указала, что истцами представлены схемы расположения земельных участков с учетом градостроительных ограничений, имеется возможность размещения объекта капитального строительства, в том числе жилого дома. Оба участка находятся в зоне, предназначенной под индивидуальную жилую застройку.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Соколова Н.Е. иск не признала, пояснила, что оснований для утверждения схем и предварительного согласования предоставления в собственность указанных земельных участков не имеется, поскольку разработка схемы расположения земельных участков произведена с нарушением пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ. Административные истцы обратились как многодетные семьи, имеющие право на предоставление земельного участка для жилищного строительства, однако в отношении земельных участков имеются градостроительные ограничения, препятствующие строительству жилых домов, в связи с чем земельные участки не могут быть предоставлены в соответствии с испрашиваемым целевым назначением.
Представитель заинтересованного лица Бауэр Э.В. требования просил оставить без удовлетворения, ссылаясь на доводы письменных отзывов. Указал, что на спорных земельных участках расположены элементы благоустройства многоквартирного жилого комплекса, в том числе дорожки, освещение, спортивные и детские площадки, зоны отдыха, забор. Права ТСЖ на указанные земельные участки не оформлены, однако первоначально застройщику предоставлялся участок под застройку с учетом спорных территорий. В настоящее время ТСЖ «Городок» обратилось в Управление о предоставлении спорных земельных участков в аренду.
Административные истцы Ефремова Ю.Г., Железный А.В., представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. п.1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемые решения приняты ДД.ММ.ГГГГ, в суд административные истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.
С учетом изложенного срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края (п. 3.3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС).
Как установлено в судебном заседании, административные истцы относятся к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремова Ю.Г. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: .... (согласно схеме по ....), для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ, законом Алтайского края от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Железный А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1362 кв.м., расположенного по адресу: .... (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ, законом Алтайского края от 09.11.2015 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Ефремовой Ю.Г. в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов отказано в связи с нахождением на участке инженерных сетей (электроснабжения), ценных пород деревьев, то есть невозможности образования земельного участка, поскольку территория, на которой возможно осуществить строительство объектов капитального строительства (с учетом соблюдения всех нормативов) отсутствует, со ссылкой на нарушение положения п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Железному А.В. отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов также со ссылкой на невозможность образования земельного участка (согласно представленной схеме) с учетом соблюдения всех градостроительных нормативов и правил, в том числе в связи с наличием на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей электроснабжения, ценных пород деревьев. Кроме того, указано на наличие с южной стороны испрашиваемого участка земельных участков с кадастровыми номерами № и №, предоставленных для строительства сетей водоснабжения и канализации.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; иные документы, перечисленные в п. 2 этой же статьи.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7).
Согласно подпункту 1 пункта 8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (п.п. 14 1).
Отказывая в утверждении схем расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков, Управление указало на наличие градостроительных ограничений, а именно на необходимость соблюдения нормативных расстояний от сетей электроснабжения, водопровода, стволов высокорослых деревьев до фундаментов объектов капитального строительства.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
Согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" минимальное расстояние от фундаментов зданий и сооружений до канализации должно составлять 3 метра, до сетей электроснабжения – 0,6 метра, до водопроводов и напорных канализаций – 5 метров.
В соответствии с таблицей 3 СП СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" расстояние от наружной стены здания и сооружения до ствола деревьев должно составлять 5 метров.
Согласно п.п. 4.14 4.15 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 09.04.2015 N 129 (ред. от 24.10.2019), усадебный, одно-, двухквартирный дом должен отстоять, как правило, от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. В районах индивидуальной усадебной жилой застройки, а также на территории, предназначенной для ведения садоводства, расстояние до границы соседнего приусадебного участка по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома - 3 м; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других хозяйственных построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.
Между тем, приведенные нормативные предписания не устанавливают безусловный запрет на строительство как в охранной зоне инженерных коммуникаций, так и на земельном участке, на котором расположены зеленые насаждения, а лишь закрепляют определенные требования к расположению объекта капитального строительства.
Согласно пункту 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений допускается при письменном согласовании с сетевыми организациями.
Кроме того, в материалах дела имеются схемы расположения спорных земельных участков, общей площадью 1064 кв.м. и 1362 кв.м. по адресу: .... на кадастровом плане территории, выполненные ФИО8, которыми предусмотрены варианты размещения планируемых жилых домов с размерами дома 10х10 м с учетом соблюдения всех градостроительных норм, в том числе с учетом соблюдения нормативных расстояний от проходящих в границах земельных участков инженерных сетей электроснабжения, водопровода и канализации.
При этом в ответе комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда указано, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447, а также по сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в пределах спорных земельных участков по .... в ...., отсутствуют установленные зоны с особыми условиями использования территории, в которых не допускается и (или) ограничивается размещение объектов жилищного строительства.
Также суд учитывает информацию ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии по адресу .... объектов электроэнергетики, принадлежащих данной сетевой организации.
Из пояснений представителя ТСЖ «Городок» следует, что сеть электроснабжения (фонари уличного освещения) по спорным земельным участкам проложена в целях благоустройства территории многоквартирного жилого комплекса, однако у товарищества или собственников квартир в многоквартирных домах отсутствуют какие-либо оформленные в соответствии с действующим законодательствам права в отношении данных земельных участков.
Нахождение с южной стороны испрашиваемого земельного участка общей площадью1362 кв.м. (по доводам решения от ДД.ММ.ГГГГ №) земельных участков с кадастровыми номерами № и №, предоставленных для строительства сетей водоснабжения и канализации, также не является препятствием для предоставления спорного участка, поскольку отсутствуют доказательства невозможности соблюдения нормативных расстояний до указанных участков и непосредственно инженерных сетей.
Наличие на спорных земельных участках высокоствольных пород деревьев (сосны) также не может быть расценено как безусловное препятствие для утверждения схемы их расположения и предварительного согласования их предоставления, поскольку Постановлением Администрации города Барнаула от 10.12.2018 N 2040 "Об утверждении Порядка сноса зеленых насаждений на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" предусмотрена возможность сноса зеленых насаждений на основании полученных разрешений в случае строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений различного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, за исключением объектов электросетевого хозяйства, в том числе строений и сооружений вспомогательного использования (п. 1.3).
Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, относящиеся рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов, ответчиком суду не представлено.
Напротив, что в соответствии с информацией комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула (ответ на имя начальника Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ) спорные земельные участки расположены в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края и в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), в III поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края. Градостроительным регламентом территориальной зоны (Ж-1) предусмотрен условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (индивидуальные жилые дома).
Доводы административного ответчика о невозможности сноса деревьев на данных земельных участках в целях охраны зеленых насаждений судом отклоняются, поскольку действующим законодательством предусмотрены механизмы обязательного компенсационного озеленения в случае сноса зеленых насаждений в целях строительства.
Также суд учитывает, что представленными в дело фотографиями места расположения спорных земельных участков подтверждается наличие на соседних участках жилой застройки, что опровергает доводы административного ответчика о наличии зон градостроительных ограничений и невозможности размещения объектов недвижимости в пределах сформированных границ участков.
На основании изложенного решения Управления об отказе в утверждении схем и предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, оформленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и №, не могут быть признаны обоснованными и законными.
Доводы заинтересованного лица ТСЖ «Городок» о фактическом использовании спорных земельных участков в целях обслуживания жилого комплекса по адресу .... не влияют на выводы суда о незаконности оспариваемых решений, поскольку указанные обстоятельства Управлением не устанавливались и не являлись основанием для принятия оспариваемых решений.
В целях восстановления прав административных истцов суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявления Ефремовой Ю.Г. и Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схем расположения земельных участков и о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков.
Требования административных истцов о возложении на Управление обязанности принять решения об утверждении схем и о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов спорных земельных участков относится к полномочиям Управления, суд в данном случае полномочия Управления не подменяет, в связи с чем основания для их удовлетворения отсутствуют.
На основании изложенного суд удовлетворяет требование административных истцов в части, признает незаконными решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в утверждении схем расположения земельных участков общей площадью 1064 кв.м. и 1362 кв.м. по адресу: .... и в предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков в собственность без проведения торгов, и возлагает на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявления Ефремовой Ю.Г. и Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Железного <данные изъяты>, Ефремовой <данные изъяты> - удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в утверждении схем земельных участков и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов испрашиваемых земельных участков.
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявления Железного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и Ефремовой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части административных исков отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд