УИД 69RS0031-01-2021-000842-08
Дело № 2а-394/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 24 декабря 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журковой Ю.В.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать работы по межеванию земельного участка, расположенного под общественным кладбищем, постановке его на кадастровый учет, оформлению права,
установил:
И.о. прокурора Старицкого района Тверской области Светов С.А., действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оформлению прав на земельный участок, расположенный под общественным кладбищем по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, к проведению работ по межеванию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет и возложении обязанности в срок до 1 декабря 2022 года обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения указанного выше общественного кладбища в д. Чукавино, организовать проведение работ по межеванию данного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет, обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под указанным выше общественным кладбищем в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка исполнения земельного законодательства в части исполнения обязанности по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и оформлению муниципальной собственности на земельные участки в деятельности администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области. По результатам проверки установлено, что на территории Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области имеется общественное кладбище в д. Чукавино, которое находится на балансе сельского поселения и которое администрация сельского поселения обязана содержать. Однако межевание земельного участка расположенного под данным кладбищам не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, прав на него не оформлено. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, предоставление гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий. Отсутствие установленных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения на территории сельского поселения. Выявленное бездействие администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области нарушает права граждан на экологическую безопасность и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Озерова О.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области и заинтересованного лица администрации Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
В письменных заявлениях глава Ново-Ямского сельского поселения Григорьева Е.В. и глава Старицкого района Тверской области Журавлев С.Ю. ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия, указали на отсутствие возражений по иску.
При таких обстоятельствах, поскольку явка представителя административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание по данному делу не является обязательной, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения дела не имеется, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законом Тверской области № 92-ЗО от 19.11.2014г. «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения сельских поселений Тверской области.
В пункте 24 статьи 8 Устава муниципального образования «Ново-Ямское сельское поселение Старицкого района Тверской области», закреплено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Устава, полномочия по вопросам местного значения поселения осуществляет администрация поселения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании пунктов 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктом 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 2 Федерального закона №334-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», с 01.01.2017 органы местного самоуправления муниципальных районов наделены правом предоставления земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальные зоны, занятые кладбищами, могут включаться в состав зон специального назначения, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно п.п. 1 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Судом установлено, что на территории Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области имеется гражданское кладбище в д. Чукавино.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной 29 ноября 2021 г. прокурорской проверки установлено, что данное кладбище находится в муниципальной собственности Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области и в ведении администрации сельского поселения, однако земельный участок под данным кладбищем не сформирован, межевание в отношении него не проводилось, на кадастровый учет участок не поставлен, право на него администрацией сельского поселения не оформлено.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности в отношении гражданского кладбища в д. Чукавино (реестровый номер 191) (л.д. 14), актом проверки от 29.11.2021 составленным помощником прокурора Старицкого района Озеровой О.О. с участием главы поселения Григорьевой Е.В. (л.д. 13) и административным ответчиком не оспаривалось.
Выявленное бездействие административного ответчика влечет за собой нарушение земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территорий данного кладбища.
Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. При этом осуществление захоронений умерших на обезличенной территории может повлечь за собой нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Кроме того, в сложившейся ситуации, предоставление гражданам земельных участков на кладбище для захоронения осуществляется администрацией сельского поселения при отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый этим кладбищем.
Доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок для исполнения указанной в иске обязанности – до 1 декабря 2022 года, с учетом обстоятельств дела, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск и.о. прокурора Старицкого района Тверской области к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению прав на земельный участок, расположенный под общественным кладбищем по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, к проведению работ по межеванию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Обязать администрацию Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения общественного кладбища, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, организовать проведение работ по межеванию данного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет, обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под указанным выше общественным кладбищем в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование.
Определить для администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области общий срок для выполнения возложенных обязанностей до 1 декабря 2022 года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указать административному ответчику на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Старицкого района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 27 декабря 2021 г.
Председательствующий
УИД 69RS0031-01-2021-000842-08
Дело № 2а-394/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 24 декабря 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журковой Ю.В.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать работы по межеванию земельного участка, расположенного под общественным кладбищем, постановке его на кадастровый учет, оформлению права,
установил:
И.о. прокурора Старицкого района Тверской области Светов С.А., действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оформлению прав на земельный участок, расположенный под общественным кладбищем по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, к проведению работ по межеванию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет и возложении обязанности в срок до 1 декабря 2022 года обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения указанного выше общественного кладбища в д. Чукавино, организовать проведение работ по межеванию данного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет, обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под указанным выше общественным кладбищем в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка исполнения земельного законодательства в части исполнения обязанности по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и оформлению муниципальной собственности на земельные участки в деятельности администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области. По результатам проверки установлено, что на территории Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области имеется общественное кладбище в д. Чукавино, которое находится на балансе сельского поселения и которое администрация сельского поселения обязана содержать. Однако межевание земельного участка расположенного под данным кладбищам не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, прав на него не оформлено. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, предоставление гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий. Отсутствие установленных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения на территории сельского поселения. Выявленное бездействие администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области нарушает права граждан на экологическую безопасность и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Озерова О.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области и заинтересованного лица администрации Старицкого района Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
В письменных заявлениях глава Ново-Ямского сельского поселения Григорьева Е.В. и глава Старицкого района Тверской области Журавлев С.Ю. ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия, указали на отсутствие возражений по иску.
При таких обстоятельствах, поскольку явка представителя административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание по данному делу не является обязательной, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения дела не имеется, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законом Тверской области № 92-ЗО от 19.11.2014г. «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения сельских поселений Тверской области.
В пункте 24 статьи 8 Устава муниципального образования «Ново-Ямское сельское поселение Старицкого района Тверской области», закреплено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Устава, полномочия по вопросам местного значения поселения осуществляет администрация поселения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании пунктов 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктом 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 2 Федерального закона №334-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», с 01.01.2017 органы местного самоуправления муниципальных районов наделены правом предоставления земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальные зоны, занятые кладбищами, могут включаться в состав зон специального назначения, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно п.п. 1 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Судом установлено, что на территории Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области имеется гражданское кладбище в д. Чукавино.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной 29 ноября 2021 г. прокурорской проверки установлено, что данное кладбище находится в муниципальной собственности Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области и в ведении администрации сельского поселения, однако земельный участок под данным кладбищем не сформирован, межевание в отношении него не проводилось, на кадастровый учет участок не поставлен, право на него администрацией сельского поселения не оформлено.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности в отношении гражданского кладбища в д. Чукавино (реестровый номер 191) (л.д. 14), актом проверки от 29.11.2021 составленным помощником прокурора Старицкого района Озеровой О.О. с участием главы поселения Григорьевой Е.В. (л.д. 13) и административным ответчиком не оспаривалось.
Выявленное бездействие административного ответчика влечет за собой нарушение земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территорий данного кладбища.
Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. При этом осуществление захоронений умерших на обезличенной территории может повлечь за собой нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Кроме того, в сложившейся ситуации, предоставление гражданам земельных участков на кладбище для захоронения осуществляется администрацией сельского поселения при отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый этим кладбищем.
Доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок для исполнения указанной в иске обязанности – до 1 декабря 2022 года, с учетом обстоятельств дела, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск и.о. прокурора Старицкого района Тверской области к администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению прав на земельный участок, расположенный под общественным кладбищем по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, к проведению работ по межеванию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Обязать администрацию Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения общественного кладбища, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, Ново-Ямское сельское поселение, д. Чукавино, организовать проведение работ по межеванию данного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет, обратиться в администрацию Старицкого района Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под указанным выше общественным кладбищем в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование.
Определить для администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области общий срок для выполнения возложенных обязанностей до 1 декабря 2022 года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указать административному ответчику на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Старицкого района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 27 декабря 2021 г.
Председательствующий