дело № 2-441/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 марта 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ужурского районного потребительского общества к Ковалевой К.С. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Ужурское районное потребительское общество обратилось в суд с иском к Ковалевой К.С. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей. Требования мотивированы тем, что согласно заключенного трудового договора № от 29.04.2022 Ковалева К.С. была принята в Приреченское предприятие на должность заведующей магазином в д. Новая Кузурба, что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от 29.04.2022. В соответствии со ст. 224 ТК РФ с Ковалевой К.С. был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности и дополнительное соглашение к нему. Согласно п. 1 указанного договора, работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества. На весь период работы Ковалева К.С. была единственным сотрудником в магазине и в полном объеме отвечала за вверенные ей товарно-материальные ценности и денежные средства, лично заказывала товары по ассортименту и количеству, принимала товар по накладным. По распоряжению (приказ № 25) председателя Совета Ужурского РайПО Ж.В.А. в магазине д. Новая Кузурба 27.06.2022 была проведена плановая инвентаризация, в результате которой у материально ответственного лица Ковалевой К.С. выявлена недостача в размере 256278 рублей 18 копеек, которая зафиксирована в акте результатов проверки ценностей. Ковалева К.С. выявленную недостачу признает в полном объеме. После выявления недостачи в результате инвентаризации от 27.06.2022 Ковалева К.С. не вносила в кассу Ужурского районного потребительского общества денежные средства в счет погашения недостачи. По распоряжению (приказ № 28) председателя Совета Ужурского РайПО 18.07.2022 в магазине вновь проведена повторная внеплановая инвентаризация, по результатам которой у материально ответственного лица Ковалевой К.С. выявлена недостача в сумме 42906 рублей 56 копеек, которая также зафиксирована в акте результатов проверки ценностей. Ковалева К.С. выявленную недостачу признает в полном объеме. Согласно квитанциям от 26.07.2022, 29.07.2022, 15.08.2022 и от 09.01.2023 Ковалева К.С. внесла в кассу Ужурского районного потребительского общества в счет погашения недостачи 11433 рубля. Таким образом, общая сумма материального ущерба, причиненного Ужурскому РайПО составляет 277818 рублей, которая до настоящего времени не погашена. Согласно приказа № 21 трудовые отношения между Ужурским районным потребительским обществом и Ковалевой К.С. прекращены 19.07.2022 по заявлению работника. Со стороны Ужурского РайПО были предприняты попытки досудебного урегулирования ситуации. От Ковалевой К.С. была получена расписка с указанием срока погашения недостачи, однако денежные средства в указанный срок Ковалева К.С. не вернула.
Обосновывая свои требования ст. 233, 243 ТК РФ, ст. 1064 ГК РФ Ужурское районное потребительское общество просит взыскать с Ковалевой К.С. материальный ущерб в размере 277818 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 5978 рублей 18 копеек.
Представитель истца Ужурского районного потребительского общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От представителя Ужурского РайПО К.Л.Ф., действующей на основании доверенности от 01.03.2023, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Ответчик Ковалева К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом. От Ковалевой К.С. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями Ужурского районного потребительского общества согласна, материальный ущерб в размере 277818 рублей признает в полном объеме.
Оценив доводы искового заявления, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Исходя из положений ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).
По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
В соответствии со ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Специальным письменным договором в силу ст. 244 ТК РФ является письменный договор об индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, заключаемый по типовым формам (договорам), утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 31.12.2002 № 85 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2002 № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что 29.04.2022 Ковалева К.С. была принята на работу в Ужурское районное потребительское общество заведующей магазином, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № 00000000008 от 29.04.2022. В этот же день, 29.04.2022 с Ковалевой К.С. заключен срочный трудовой договор № 8, по условиям которого Ковалева К.С. принимается на работу в Ужурское РайПО на должность заведующей магазином Приреченского торгового предприятия д. Н.-кузурба. Работодатель обязался, в том числе, предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязался лично выполнять определенную договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты работодателя, условия трудового договора (п. 1.1 договора). Трудовой договор заключен на период временного отсутствия заведующего магазином Приреченского предприятия д. Н.-кузурба Ужурского района Д.К.М. в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3-х лет (п. 1.2 договора).
Кроме того, 29.04.2022 между Ужурским районным потребительским обществом и Ковалевой К.С. был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, согласно которого Ковалева К.С. приняла на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ей работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам; бережно относиться к переданному ей для осуществления возложенных на нее функций (обязанностей) имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба; вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ей имущества, участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состоянии вверенного ей имущества (п. 1 договора).
Также, 29.04.2022 между Ужурским РайПО и Ковалевой К.С. заключено дополнительное соглашение к договору о полной индивидуальной материальной ответственности, в соответствии с которым Ковалева К.С. обязалась не отпускать покупателям товар с отсрочкой платежа (в долг). В случае продажи товара с отсрочкой платежа (в долг) на работника возлагается ответственность по возмещению в связи с отсрочкой сумм отсрочки в размере банковского процента за счет продавца за меж. инвентаризационный период (п. 1, 2 соглашения).
Анализируя сложившиеся правоотношения между Ужурским РайПО и Ковалевой К.С., суд приходит к выводу, что договор о полной материальной ответственности заключен с Ковалевой К.С. обоснованно, на законном основании, поскольку Ковалева К.С. принята на должность заведующей магазина Приреченского предприятия д. Н.-кузурба Ужурского района. Указанная должность предполагает работу по продаже товаров (продукции), включенных в Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная материальная ответственность за недостачу вверенного работнику имущества, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 № 85.
Трудовые отношения Ужурского РайПО с Ковалевой К.С. прекращены 19.07.2022, что подтверждается приказом № 00000000021 от 19.07.2022.
Таким образом, в период спорных правоотношений, в отношении Ковалевой К.С. действовал договор о полной индивидуальной материальной ответственности, а также дополнительное соглашение к нему. Иного договора либо соглашения сторонами суду не представлено.
27.06.2022 работодателем Ужуркого РайПО Жуковой В.А. издан приказ № 25 «О проведении инвентаризации» материальных ценностей в Приреченском торговом предприятии - магазин д. Н.-кузурба в следующем составе комиссии: председатель комиссии - ревизор К.Т.А., директор - К.Л.Ф., заведующая магазином Ковалева К.С..
27.06.2022 председателем, членами комиссии, материально-ответственным лицом составлена инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств, в которой отражены наименование товара с указанием количества, веса, цены, суммы их фактического наличия. Подписи членов комиссии, включая ответчика Ковалеву К.С., стоят на каждом листе инвентаризационной описи. Инвентаризационная опись подписана без замечаний. 28.06.2022 составлен акт о контрольной проверке инвентаризации ценностей, который также подписан членами комиссии и Ковалевой К.С.
По результатам инвентаризации выявлена недостача в размере 256278 рублей 18 копеек, что подтверждено актом результатов проверки ценностей от 29.06.2022, подписанным Ковалевой К.С. В своих объяснениях Ковалева К.С. указала, что недостачу в сумме 256278 рублей обязуется оплатить с 1 по 17 июля полностью, товар роздан в долг.
На основании приказа № 28 от 18.07.2022 в магазине Ужурского РайПО Приреченского торгового предприятия в д. Н-кузурба Ужурского района проведена еще одна инвентаризация. В этот же день, 18.07.2022 составлена инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств, а также акт о контрольной проверке инвентаризации ценностей, которые подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом Ковалевой К.С. без замечаний.
По результатам инвентаризации выявлена недостача в размере 42906 рублей 56 копеек, что подтверждено актом результатов проверки ценностей от 19.07.2022, подписанным Ковалевой К.С. Указанную недостачу Ковалева К.С. объяснила тем, что товар на сумму 42906 рублей 56 копеек был роздан в долг, обязуется недостачу погасить до 17.10.2022.
Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 от 16.11.2006, к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Судом установлено, что ревизии проводились с участием материально ответственного лица Ковалевой К.С., комиссией, созданной на основании соответствующего распорядительного документа.
Таким образом, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, суд приходит к выводу, что истцом обоснованы все необходимые условия для наступления материальной ответственности ответчика: представлены доказательства наличия прямого действительного ущерба, противоправности поведения работника, вины Ковалевой К.С. в причинении указанного ущерба; между прямым действительным ущербом и противоправным поведением ответчика имеется причинная связь.
Доказательств отсутствия своей вины в образовании недостачи ответчик Ковалева К.С. не представила.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материальный ущерб причинен работодателю в результате недобросовестного исполнения ответчиком Ковалевой К.С. своих обязанностей по обеспечению сохранности вверенных ей работодателем товарно-материальных ценностей.
Ковалевой К.С. в счет погашения недостачи добровольно внесено 11433 рубля 49 копеек,а именно: 26.07.2022 - 5571 рубль 49 копеек (квитанция к приходному кассовому ордеру № 1075), 29.07.2022 - 400 рублей (квитанция к приходному кассовому ордеру № 1104), 15.08.2022 - 3962 рубля (квитанция к приходному кассовому ордеру № 1178),09.01.2023 - 1500 рублей (квитанция к приходному кассовому ордеру № 8). Доказательств погашения ущерба в большем размере Ковалевой К.С. в материалы дела не представлено.
Таким образом, невозмещенным остался материальный ущерб в размере 287751 рубль 25 копеек (256278,18 + 42906,56 - 11433,49).
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Ужурским районным потребительским обществом заявлены исковые требования о взыскании с Ковалевой К.С.материального ущерба в размере 277818 рублей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости взыскании с Ковалевой К.С. в пользу Ужурского РайПО в счет возмещения прямого действительного ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, в размере 277818 рублей. Указанная сумма недостачи ответчиком Ковалевой К.С. признана и не оспорена.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5978 рублей 18 копеек. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № 112 от 31.01.2023.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ужурского районного потребительского общества (Ужурское РайПО) к Ковалевой Кристине Сергеевне о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, удовлетворить.
Взыскать в пользу Ужурского районного потребительского общества (ИНН 2439000152, ОГРН 1022401092460) с Ковалевой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края (паспорт серии № №, выдан ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) в счет возмещения материального ущерба в размере 277818 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5978 рублей 18 копеек, а всего 283796 (двести восемьдесят три тысячи семьсот девяносто шесть) рублей 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2023 года.