Адм. дело -----
УИД -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Ленинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора адрес ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Московского района ------ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокуратура Московского района г------, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ------ о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице: https://------, информацией, запрещенной на территории Российской Федерации.
Административные исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в сфере соблюдения законодательства об образовании и выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице: ------, для свободного доступа неограниченного круга лиц, информации, содержащей предложение о продаже фиктивных документов об образовании любой квалификации. В нарушение требований действующего законодательства на данном сайте (странице) предоставляется информация о продаже фиктивных документов об образовании любой квалификации с доставкой в любой пункт России, указаны конкретные расценки о стоимости дипломов о среднем и высшем образовании любой степени, представлены изображения образцов дипломов. Вход ресурс свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать информацию в электронном виде, приобрести фиктивный диплом об образовании любой квалификации может любой пользователь сети «Интернет». Информация на Интернет-ресурсе распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Телекоммуникационная сеть является технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п.4 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ). Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Пункт 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно ч. 1 ст. 69 вышеуказанного Закона высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
В ходе проверки установлено, что сведения о владельцах и администраторах указанной в иске страницы, их юридическом адресе отсутствуют, в связи с чем направить запрос в его адрес и привлечь к участию в деле не представляется возможным.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит признать информацию о порядке и условиях получения фиктивных документов об образовании, размещенную на интернет-странице: ------, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что на дату рассмотрения дела доступ к указанной в административном иске интернет-странице неограничен, эта интернет-страница содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.
Управление Роскомнадзора по ------, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя и направило письменный отзыв.
В отзыве на административное исковое заявление указано, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Ст. 9 этого же закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору. В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. На основании вышеизложенного, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ------ ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ------ и направлении копию решения в Управление Роскомнадзора по ------, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В письменном отзыве также указывается, что с учетом положений ч.2 ст. 265.3 КАС РФ Роскомнадзор как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В силу ч.2 ст. 265.3 КАС РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор) подлежит привлечению к участию в рассмотрении дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица.
С учетом положений КАС РФ Управление Роскомнадзора по ------ является заинтересованным лицом по настоящему делу.
Согласно проверке доменное имя интернет-сайта (страницы) ------ зарегистрировано, однако возможность привлечения к участию в деле лиц, его зарегистрировавших, отсутствует.
Изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, огласив письменный отзыв заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.
В соответствии со ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно- телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу части 1 статьи 9 выше указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из представленных доказательств следует, что прокуратурой адрес проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере соблюдения законодательства об образовании.
Из акта проверки от дата, составленного старшим помощником прокурора района ФИО3, следует, что на указанной в административном иске интернет-странице размещена информация с предложением о приобретении поддельных дипломов об образовании любой степени и квалификации с изображением бланков дипломов и указанием их стоимости. Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием данной интернет-страницы может любой интернет-пользователь.
Изображение интернет-страницы приложено. Из изображения следует, что пользователям предлагается приобрести дипломы о высшем образовании разной степени и специальности, с указанием об их изготовлении на бланке «Госзнак» и стоимости дипломов. На странице изображены образцы дипломов государственного образца с государственной символикой РФ и СССР, предлагается доставка.
Согласно пояснениям представителя административного истца на момент рассмотрения административного дела доступ к информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, на указанной в административном иске странице сохранен без изменения содержания. В нарушение требований действующего законодательства на данном сайте (странице) неограниченному кругу лиц в свободном доступе предоставляется информация о продаже фиктивных документов об образовании и их доставке, что законодательством запрещено. В ходе проверки прокуратурой района не установлены владельцы сайтов в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, администраторы доменных имен, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями (ст.327 УК РФ).
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа – является распространением запрещенной информации.
На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы о высшем образовании любой степени, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права на получение образования.
Учитывая, что приобретение за деньги дипломов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, за изготовление и использование заведомо подложных документов предусмотрена уголовная ответственность, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на интернет-странице ------ размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способна побудить заинтересованных лиц к совершению незаконных действий по приобретению поддельных официальных документов, фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На день вынесения решения суда данная интернет страница в едином реестре отсутствовала (http://eais.rkn.gov.ru /).
В силу ч.1 ст.188, ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования заместителя прокурора адрес Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице: ------, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацией, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице: ------, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ------ для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы или представление в Верховный Суд ------ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд адрес.
Судья Е.Н. Волкова
В окончательной форме решение изготовлено дата