Дело № 2-1887/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» мая 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Николаевой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роспотребнадзора по МО к ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» об обязании выполнить требования санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении выполнения указанных требований.
В обоснование требований указал, что на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой было установлено нарушение ОАО «ОДИНЦОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» требований СанПиН 2.1.4.1074-01 (подача в водопроводную сеть жилого дома питьевой воды с превышением содержание железа и мутности).По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № для устранения вышеуказанных нарушений был установлен срок -до 08.08.2019. При проведении последующей проверки был установлен факт невыполнения предписания. В пробе холодной воды (резервуар чистой воды), отобранной ДД.ММ.ГГГГ по адресу: АДРЕС, установлено превышение содержания показателей: железо 0,39 мг./дм.куб., при норме не более 0,3 мг./дм.куб., мутность 3,44 ЕМФ, при норме не более 2,6 ЕМФ.Таким образом, ОАО «ОДИНЦОВСКИМ ВОДОКАНАЛ» не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, создана угроза жизни и здоровью потребителей услуг.
Истец Роспотребнадзор по МО в лице представителя в судебное не явился, надлежаще уведомлен о дате, месте и времени судебного разбирательства.
Ответчик представитель ОАО «ОДИНЦОВСКИМ ВОДОКАНАЛ» в судебное не явился, надлежаще уведомлен о дате, месте и времени судебного разбирательства. В материалах дела представлены возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, полагая его необоснованным, так со стороны ответчика отсутствует бездействие. Ходатайств об отложении рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих доводы апелляционной жалобы.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статьи 62, 64, часть 2 статьи 68, часть 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 478-0-0 указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу ч. 1, ч. 2 и ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322).
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два или более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой было установлено нарушение ОАО «ОДИНЦОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» требований СанПиН 2.1.4.1074-01 (подача в водопроводную сеть жилого дома питьевой воды с превышением содержание железа и мутности).
По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № для устранения вышеуказанных нарушений был установлен срок -до 08.08.2019.
При проведении последующей проверки был установлен факт невыполнения предписания: В пробе холодной воды (резервуар чистой воды), отобранной ДД.ММ.ГГГГ по адресу: АДРЕС), установлено превышение содержания показателей: железо 0,39 мг./дм.куб., при норме не более 0,3 мг./дм.куб., мутность 3,44 ЕМФ, при норме не более 2,6 ЕМФ.
ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» является организацией, осуществляющей в качестве основного вида деятельности оказание услуг населению по подаче питьевой и технической воды населению и организациям Одинцовского района Московской области в соответствии с действующим законодательством.
ОАО «ОДИНЦОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» наделена органом местного самоуправления статусом гарантирующей организации. Согласно ч. 3 ст. 1, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 24 ФЗ № 52 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу п. 1 ст. 29 ФЗ №52 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 3 ст. 39 ФЗ №52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, ОАО «ОДИНЦОВСКИМ ВОДОКАНАЛ» не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, создана угроза жизни и здоровью потребителей услуг.
Согласно положениям Устава ОАО «ОДИНЦОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» является коммерческой организацией и основной целью общества является получение прибыли.
Бездействие ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», т. к. нарушается право граждан на безопасную среду обитания, которая по определению ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Поскольку ответчиком доказательств выполнения требований санитарного законодательства не представлено, добровольно не устранены вышеназванные нарушения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «ОДИНЦОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по выполнению требований санитарных правил, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.
Обязать ОАО «ОДИНЦОВСКИИ ВОДОКАНАЛ» устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, провести на водозаборном узле АДРЕС необходимые мероприятия и принять меры по доведению качества питьевой воды, поступающей в водопроводную сеть г. Одинцово до требований санитарного законодательства в части снижения содержания железа и мутности.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года