№ 2-3202/2024
64RS0047-01-2024-005198-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Королевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Горбачёвой А.Ю.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Прокофьевой Т.Ю.,
представителя ответчика Кузык Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО1 в лице законного представителя Каримовой Надежды Александровны к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд в интересах ФИО1 в лице законного представителя Каримовой Н.А.
к ОСФР по Саратовской области с требования о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на основании обращения Каримовой Н.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 Проверкой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № от <дата>, выданной медико-социальной экспертизой ФИО1 рекомендовано техническое средство реабилитации, в том числе, кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов). Руководствуясь рекомендациями, отраженными в программе реабилитации от <дата> Каримова Н.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обращалась в ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению вышеуказанным средством реабилитации. Однако до настоящего времени, в нарушение требований закона ФИО1 не обеспечен креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), что грубо нарушает права инвалида и лишает его возможности проведения реабилитационных мероприятий. Кроме того, в виду длительного отсутствия у ФИО1 указанного технического средства реабилитации инвалид испытывает нравственные и физические страдания.
На основании изложенного, заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области обеспечить ФИО1, являющегося ребенком-инвалидом, техническим средством реабилитации – кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № от <дата>; взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида Каримовой Н.А. компенсацию морального вреда в размере
15 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Прокофьева Т.Ю. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Кузык Н.Г. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требованиях отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Истец Каримова Н.А. действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания извещалась надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав ФИО1
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1,
<дата> года рождения, является ребенком-инвалидом.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, ФИО1 признан нуждающимся, в том числе, креслом-коляской
с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов).
<дата> законный представитель ребенка-инвалида - Каримова Н.А. подавала заявление в Учреждение об оказании государственной услуги для обеспечения указанными техническими средствами реабилитации несовершеннолетнего ФИО1
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Положениями ст. 2 Закона установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ).
Как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ, медицинская реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
В соответствии со ст. 11.1 Закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
13 февраля 2018 г. № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря
2005 г. № 2347-р к техническим средствам реабилитации относится, в том числе, креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов).
В развитие вышеуказанных положений закона постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила). Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации или абилитации разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и носит заявительный характер.
В силу п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
В соответствии с п. 3 Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), а также путем оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях.
В силу п.п. 4-5 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или 5 исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте - настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
В соответствии с п. 16 Правил, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, с <дата> (начало действия постановления Правительства РФ от 30 января 2018 г. № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Судом установлено, что ФИО1 креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) с <дата> (дата обращения с заявлением) и до настоящего времени инвалид не обеспечен.
Таким образом, инвалид на момент рассмотрения дела не обеспечен необходимыми средствами реабилитации свыше 1 года, что превышает предельный срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что инвалид был обеспечен техническими средствами реабилитации Фондом не предоставлено. При этом прокурором заявлены требования в рамках действующей программы реабилитации.
Таким образом, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о праве ФИО1 на обеспечение техническим средством реабилитации инвалида: креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов).
Доводы представителя, что в спорные периоды принимались меры
к проведению закупок технических средств реабилитации, путем организации аукциона, судом во внимание не принимаются, так как это обстоятельство
не освобождает ответчика от обеспечения фактического предоставления таких технических средств инвалиду в установленные законом сроки.
Кроме того, прокурором заявлены требования о взыскании с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего Каримовой Н.А. компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что длительное не исполнение ответчиком обязанности по обеспечению истца средствами реабилитации, причинило ФИО1 нравственные страдания, повлекло невозможность осуществления им нормальной жизни деятельности, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, которые подлежат компенсации.
С учетом конкретных обстоятельств дела, причинения вреда истцу, степени виновности причинителя вреда, длительности не исполнения обязанности по предоставлению технических средств реабилитации (более 1 года), наличие препятствий к своевременному обеспечению инвалида техническими средствам реабилитации, учитывая, что ответчик является бюджетной организацией, суд полагает необходимым определить компенсацию морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в размере 7 000 руб. Данная сумма является разумной, справедливой и достаточной.
Доводы стороны ответчика об отсутствии вины в причинении нравственных страданий ФИО1 по вышеуказанным причинам являются не обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить обязанность на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН №) обеспечить инвалида ФИО1 (паспорт №) в лице законного представителя Каримовой Надежды Александровны
(паспорт №) креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № от <дата>
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН №) в пользу ФИО1 (паспорт №) в лице законного представителя Каримовой Надежды Александровны (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 08 октября 2024 г.
Судья подпись А.А. Королева