№ №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» сентября 2018 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Агафонова П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.
с участием ответчика Струпинского <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного казенного образовательного учреждениявысшего образования "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку,
У С Т А Н О В И Л:
ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" обратился в суд с иском к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку. В обоснование иска указано, что Струпинский <данные изъяты> с 21 июля 2016 года приказом Института береговой охраны ФСБ России (далее по тексту - Институт) от 21 июля 2016 года № зачислен на военную службу. С 11 октября 2017 года приказом Института от 11 октября 2017 года № отчислен из Института по нежеланию учиться (по инициативе обучающегося). Проходил военную службу в Институте в должности курсанта. Обучался по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Исключен из списков личного состава и как военнослужащий, не выслуживший установленного срока военной службы, направлен для прохождения военной службы по призыву в МО РФ, в/ч 13714 (<адрес>). Окончание срока службы по призыву 16 февраля 2018 года. Адрес места жительства: <адрес>. Контракт о прохождении военной службы со Струпинским Э.С. не заключался. Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением (недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться), возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Из содержания данной нормы Закона следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, в том числе и за время обучения, до заключения контракта, так как необходимость возмещения средств федерального бюджета связана с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных на обучение денежных средств. На основании изложенного просит суд взыскать в пользу ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" со Струпинского Эрнеста Спартаковича, денежные средства в сумме 70630 рублей.
От ответчика Струпинского Э.С. поступило возражение на иск, в котором, в обоснование он указывает, что не согласен с требованиями истца, изложенными в исковом заявлении, по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №-Ф3 « О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
Согласно п.7 ст.35 указанного федерального закона граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учится либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока установленного контрактом л прохождении военной службы, по основаниям предусмотренным подпунктами "д", "е", "е,1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы. Вместе с тем при поступлении в (ФГКОУ ИБО ФСБ России), он обязательств по возмещению затрат за его обучение при отчислении не давал. За период военной службы и обучения в ФГКОУ ИБО ФСБ России контракт о похождении военной службы с ним не заключался, фиксированная сумма размера материальных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку до него не доводилась. Отчислен он из образовательного учреждения до окончания первого курса обучения, имея статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с чем, положения п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №-Ф3 « О воинской обязанности и военной службе» о возмещении средств федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, на него не распространяются, что также подтверждается решением Андреапольского районного суда <адрес> от 11 ноября 2013 г. и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 января 2014 г. по делу №.
Представитель истца ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" в судебном заседание не явился, однако от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Ответчик Струпинский <данные изъяты> в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца и просил суд отказать в их удовлетворении, дал пояснения согласно ранее поданным возражениям.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленный ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Струпинский <данные изъяты> с 21 июля 2016 года приказом Института береговой охраны ФСБ России (далее по тексту - Институт) от 21 июля 2016 года № зачислен на военную службу. С 11 октября 2017 года приказом Института от 11 октября 2017 года № отчислен из Института по нежеланию учиться (по инициативе обучающегося).
Проходил военную службу в Институте в должности курсанта. Обучался по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Исключен из списков личного состава и как военнослужащий, не выслуживший установленного срока военной службы, направлен для прохождения военной службы по призыву в МО РФ, в/ч 13714 (<адрес>). Окончание срока службы по призыву 16 февраля 2018 года. Адрес места жительства: <адрес>. Контракт о прохождении военной службы со Струпинским Э.С. не заключался.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением (недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться), возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Из содержания данной нормы Закона следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, в том числе и за время обучения, до заключения контракта, так как необходимость возмещения средств федерального бюджета связана с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных на обучение денежных средств.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» был произведен расчет, по результатам которого было установлено, что со Струпинского Э.С. подлежат взысканию денежные средства в сумме 70 630 (семьдесят тысяч шестьсот тридцать) руб. 00 копеек в возмещение затрат в связи с его военной и специальной подготовкой.
Таким образом, приведенные нормы прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося), возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 03
апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» Федеральная
служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной
службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий
задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» определяет, что к органам федеральной службы безопасности относятся, в том числе образовательные и научные организации.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
В соответствии с п.7 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Институт является казенным учреждением и в соответствии с п.4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Судом не могут быть приняты доводы ответчика о том, что при поступлении в (ФГКОУ ИБО ФСБ России), он обязательств по возмещению затрат за его обучение при отчислении не давал. За период военной службы и обучения в ФГКОУ ИБО ФСБ России контракт о похождении военной службы с ним не заключался, фиксированная сумма размера материальных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку до него не доводилась, так как, в соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключать контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Данная норма прямо предусматривает обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных организаций высшего образования по негативным основаниям, а также граждан, не заключивших контракты о прохождении военной службы, по возмещению соответствующих средств федерального бюджета.
Таким образом, законодатель, не связывает возникновение такой обязанности с необходимостью заключения гражданином контракта о прохождении военной службы.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. №-В12-3.
Расчёт, произведенный истцом, в размере 70630 руб. судом проверен и является верным, в связи с чем, принимается за основу.
На основании изложенного иск ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку, удовлетворить.
Взыскать в пользу ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" со <данные изъяты>, денежные средства в сумме 70630 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий <данные изъяты> П.Ю. Агафонов