Решение по делу № 2-2675/2018 от 16.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«12» сентября 2018 года                                                                                   <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.

с участием ответчика Струпинского <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального    государственного казенного образовательного учреждениявысшего образования "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку,

У С Т А Н О В И Л:

ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" обратился в суд с иском к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку. В обоснование иска указано, что Струпинский <данные изъяты> с 21 июля 2016 года приказом Института береговой охраны ФСБ России (далее по тексту - Институт) от 21 июля 2016 года зачислен на военную службу. С 11 октября 2017 года приказом Института от 11 октября 2017 года отчислен из Института по нежеланию учиться (по инициативе обучающегося). Проходил военную службу в Институте в должности курсанта. Обучался по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Исключен из списков личного состава и как военнослужащий, не выслуживший установленного срока военной службы, направлен для прохождения военной службы по призыву в МО РФ, в/ч 13714 (<адрес>). Окончание срока службы по призыву 16 февраля 2018 года. Адрес места жительства: <адрес>. Контракт о прохождении военной службы со Струпинским Э.С. не заключался. Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением (недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться), возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Из содержания данной нормы Закона следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, в том числе и за время обучения, до заключения контракта, так как необходимость возмещения средств федерального бюджета связана с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных на обучение денежных средств. На основании изложенного просит суд взыскать в пользу ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" со Струпинского Эрнеста Спартаковича, денежные средства в сумме 70630 рублей.

От ответчика Струпинского Э.С. поступило возражение на иск, в котором, в обоснование он указывает, что не согласен с требованиями истца, изложенными в исковом заявлении, по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. -Ф3 « О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

Согласно п.7 ст.35 указанного федерального закона граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учится либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока установленного контрактом л прохождении военной службы, по основаниям предусмотренным подпунктами "д", "е", "е,1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы. Вместе с тем при поступлении в (ФГКОУ ИБО ФСБ России), он обязательств по возмещению затрат за его обучение при отчислении не давал. За период военной службы и обучения в ФГКОУ ИБО ФСБ России контракт о похождении военной службы с ним не заключался, фиксированная сумма размера материальных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку до него не доводилась. Отчислен он из образовательного учреждения до окончания первого курса обучения, имея статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с чем, положения п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. -Ф3 « О воинской обязанности и военной службе» о возмещении средств федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, на него не распространяются, что также подтверждается решением Андреапольского районного суда <адрес> от 11 ноября 2013 г. и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 января 2014 г. по делу .

Представитель истца ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" в судебном заседание не явился, однако от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Ответчик Струпинский <данные изъяты> в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца и просил суд отказать в их удовлетворении, дал пояснения согласно ранее поданным возражениям.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленный ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Струпинский <данные изъяты> с 21 июля 2016 года приказом Института береговой охраны ФСБ России (далее по тексту - Институт) от 21 июля 2016 года зачислен на военную службу. С 11 октября 2017 года приказом Института от 11 октября 2017 года отчислен из Института по нежеланию учиться (по инициативе обучающегося).

Проходил военную службу в Институте в должности курсанта. Обучался по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Исключен из списков личного состава и как военнослужащий, не выслуживший установленного срока военной службы, направлен для прохождения военной службы по призыву в МО РФ, в/ч 13714 (<адрес>). Окончание срока службы по призыву 16 февраля 2018 года. Адрес места жительства: <адрес>. Контракт о прохождении военной службы со Струпинским Э.С. не заключался.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением (недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться), возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Из содержания данной нормы Закона следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, в том числе и за время обучения, до заключения контракта, так как необходимость возмещения средств федерального бюджета связана с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных на обучение денежных средств.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» был произведен расчет, по результатам которого было установлено, что со Струпинского Э.С. подлежат взысканию денежные средства в сумме 70 630 (семьдесят тысяч шестьсот тридцать) руб. 00 копеек в возмещение затрат в связи с его военной и специальной подготовкой.

Таким образом, приведенные нормы прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с нежеланием учиться (по инициативе обучающегося), возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную     подготовку     в     военных     образовательных     учреждениях профессионального образования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 03

апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» Федеральная

служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной

службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий

задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» определяет, что к органам федеральной службы безопасности относятся, в том числе образовательные и научные организации.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

В соответствии с п.7 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Институт является казенным учреждением и в соответствии с п.4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Судом не могут быть приняты доводы ответчика о том, что при поступлении в (ФГКОУ ИБО ФСБ России), он обязательств по возмещению затрат за его обучение при отчислении не давал. За период военной службы и обучения в ФГКОУ ИБО ФСБ России контракт о похождении военной службы с ним не заключался, фиксированная сумма размера материальных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку до него не доводилась, так как, в соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключать контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Данная норма прямо предусматривает обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных организаций высшего образования по негативным основаниям, а также граждан, не заключивших контракты о прохождении военной службы, по возмещению соответствующих средств федерального бюджета.

Таким образом, законодатель, не связывает возникновение такой обязанности с необходимостью заключения гражданином контракта о прохождении военной службы.

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. -В12-3.

Расчёт, произведенный истцом, в размере 70630 руб. судом проверен и является верным, в связи с чем, принимается за основу.

                На основании изложенного иск ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" к Струпинскому <данные изъяты> о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на военную и специальную подготовку, удовлетворить.

Взыскать в пользу ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ" со <данные изъяты>, денежные средства в сумме 70630 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, в окончательной форме.

    <данные изъяты>

Председательствующий                           <данные изъяты>                    П.Ю. Агафонов

2-2675/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГКОУ "Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ"
Ответчики
Струпинский Э.С.
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
16.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2018Передача материалов судье
18.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2018Судебное заседание
29.08.2018Судебное заседание
12.09.2018Судебное заседание
17.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее