УИД 72RS0004-01-2022-000378-56
№ 2-10/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 20 марта 2023 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.Н.,
при секретарях Ирцовой М.Я., Степановой А.В.,
с участием:
заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислова В.И.,
истца Калининой Е.В.,
представителя ответчика администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области Матвеевой Е.С., действующей на основании доверенности № 9 от 11.05.2022,
представителя ответчика Департамента социального развития Тюменской области Фадеевой О.В., действующей на основании доверенности № 115-22 от 29.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-10/2023 по иску прокурора Бердюжского района Тюменской области в интересах Калининой Елены Викторовны к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации Бердюжского муниципального района по невнесению записей о принадлежности жилого дома, нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) в похозяйственные книги, включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности на администрацию Бердюжского муниципального района включить жилой дом, нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) в перечень имущества, пострадавшего от чрезвычайной ситуации и признании права на единовременные выплаты за жилые и нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бердюжского района Тюменской области Беляев Е.И. обратился в суд в интересах Калининой Е.В. с иском к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, в котором просил суд: включить в наследственную массу после смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде жилого дома площадью 84 кв.м. по <адрес>, <адрес>, <адрес>, хозяйственные постройки: баню, сарай, пристрой к дому по <адрес>, <адрес>, <адрес>; установить факт владения и пользования за Калининой Еленой Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., объектом недвижимости - жилым домом, площадью 84 кв.м. назначение: жилое, по <адрес>, <адрес> <адрес>, а также хозяйственными постройками: баней, сараем, пристроем к дому, расположенными по <адрес>, <адрес>, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, как своими собственными, на день введения режима чрезвычайной ситуации в период пожара, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ на территории д. Глубокое Бердюжского муниципального района, <адрес>; признать за Калининой Еленой Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на единовременные выплаты за жилое помещение – жилой дом, площадью 84 кв.м. и нежилые помещения: баню, сарай, пристрой к дому (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленные Департаментом социального развития Тюменской области, согласно п.п. 8.1, 8.2 Постановления Правительства Тюменской области от 22.04.2022 №255-п «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в деревне Глубокое Бердюжского района Тюменской области от 16.04.2022» (л.д.4-11, т.1).
В ходе рассмотрения дела, истцом Калининой Е.В. и прокурором Бердюжского района Беляевым Е.И. представлены в суд письменные заявления об отказе от иска в части требований по площади указанного в иске дома, заявленного в размере 84 кв.м., и уточнении исковых требований, приобщенные к материалам дела (л.д.244-251, т.1, л.д.20-25, 64-68, т.2), в которых, истец просит: признать незаконным бездействие администрации Бердюжского муниципального района <адрес> по невнесению записей о принадлежности жилого дома, нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном земельном участке с кадастровым номером 72:04:0603001:68) по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в похозяйственные книги за периоды: с 2012 по 2016 г.г. и с 2016 по 2022 г.г.; включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 21.10.2017г., и перешедшего в порядке наследования, после смерти ФИО2, 21.10.2017г., в собственность Калининой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилой дом, площадью 21 кв.м., и нежилые помещения (хозяйственные строения: баню, сарай, пристрой к дому, используемые на приусадебном земельном участке с кадастровым номером 72:04:0603001:68), расположенные по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>; обязать администрацию Бердюжского муниципального района согласно п. 7 Постановления <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в древне Глубокое, <адрес> муниципального района <адрес> 16.04.2022», включить в перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, в результате пожара, ДД.ММ.ГГГГ, в д.Глубокое, жилой дом площадью 21 кв.м. и нежилые помещения, хозяйственные постройки: баню, сарай, пристрой к дому, по <адрес>. Глубокое, <адрес>; признать за Калининой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на единовременные выплаты за жилое помещение – жилой дом, площадью 21 кв.м. и нежилые помещения: баню, сарай, прострой к дому (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке), расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>. Глубокое, <адрес>, предоставленные Департаментом социального развития <адрес>, согласно п.п.8.1, 8.2 Постановления <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в древне Глубокое, <адрес> муниципального района <адрес> 16.04.2022».
Также просил обратить решения суда к немедленному исполнению.
Исковые требования мотивированы тем, что, в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки по заявлению Калининой Е.В., по факту письменного отказа администрации Бердюжского муниципального района в удовлетворении заявления Калининой Е.В. в выплате денежной суммы, в форме единовременной выплаты, за жилой дом и нежилые помещения, в связи с произошедшим пожаром в д. Глубокое, <адрес>, 16.04.2022, согласно материалам уголовного дела № установлено, что, на момент указанного в иске пожара, в пользовании истца Калининой Е.В. находилось жилое помещение и нежилые постройки по <адрес>, <адрес>, <адрес>, перешедшие в собственность истца в порядке наследования, после смерти ее матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение и надворные постройки ранее принадлежали и были построены родителями Калининой Е.В. на земельном участке, кадастровый №, площадью 700 кв.м., вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, по указанному выше адресу, принадлежащем на праве постоянного бессрочного пользования ФИО2
После смерти матери, истец Калинина (добрачная фамилия- ФИО25) Е.В., в установленном законом порядке приняла наследство, в том числе, перевезла к себе в дом из дома по <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, холодильный шкаф типа «ларь» «Бирюса» 260К, самовар, ранее принадлежавшие ФИО2 Кроме того, истец Калинина Е.В., после смерти матери, пользовалась указанными в иске, находящимися на земельном участке, принадлежавшем на праве постоянного бессрочного пользования ФИО2, спорным жилым домом и хозяйственными постройками: баней, сараем, пристроем к дому, как дачей, по целевому назначению, несла их бремя содержания (проводила уборку и ремонт), занималась их благоустройством, ухаживала за прилегающей территорией, осуществляла посадку огорода. Дом был меблирован, обустроен под проживание.
На дату открытия наследства, Калинина Е.В. являлась единственным наследником по закону первой очереди. Завещание ФИО2 не составлялось. В установленный законом срок, Калинина Е.В. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своей матери ФИО2, но на указанное в иске недвижимое имущество не оформила свои наследственные права ввиду отсутствия правоустанавливающих документов и бездействия администрации Бердюжского муниципального района <адрес> по невнесению записей о принадлежности жилого дома, нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном земельном участке с кадастровым номером №) по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в похозяйственные книги за периоды: с 2012 по 2016 г.г. и с 2016 по 2022 г.г.
В результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара, 16.04.2022, на территории д. Глубокое, Бердюжского муниципального района, Тюменской области, указанные в иске жилой дом и иные строения были полностью уничтожены, что подтверждается справкой заместителя начальника отдела начальника ОНД и ПР по Бердюжскому МР ОНД и ПР «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области, постановлением о возбуждении уголовного дела №12210710048000001, постановлением о признании Калининой Е.В. потерпевшей по уголовному делу.
Ввиду отсутствия, из-за бездействия администрации Бердюжского района, соответствующих сведений о принадлежавшем Калининой Е.В., в порядке наследования, недвижимом имуществе, истцу, по ее письменному обращению, администрацией Бердюжского района было отказано в предоставлении Департаментом социального развития Тюменской области единовременных выплат за указанные в иске жилой дом и нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке), предоставляемые в соответствие с п.п.8.1, 8.2 Постановления Правительства Тюменской области от 22.04.2022 №255-п «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в деревне Глубокое Бердюжского района Тюменской области от 16.04.2022» (далее – Постановление Правительства Тюменской области №255-п), чем нарушены права истца, гарантированные п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральным законом № 68-ФЗ), на возмещение ущерба, причиненного ее имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в порядке и на условиях, определенных Постановлением Правительства Тюменской области №255-п.
Заявителю, денежные средства не выплачены. Администрацией Бердюжского муниципального района заявителю отказано во включении помещений по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в перечень пострадавших в результате пожара 16.04.2022, а также в получении соответствующих компенсационных выплат в связи с утратой помещений.
По фактам выявленых нарушений закона прокуратурой района 15.07.2022 главе Бердюжского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В связи с тем, что нарушены социальные права Калининой Е.В., прокурор, реализуя полномочия, закрепленные в статье 45 ГПК РФ, обратился в суд в ее интересах.
В судебном заседании заместитель прокурора Бердюжского района Кислов В.И. и истец Калинина Е.В. уточненные исковые требования поддержали полностью по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Матвеева Е.С., действующая на основании доверенности № 9 от 11.05.2022 (л.д.140, т.1), и представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Фадеева О.В., действующая на основании доверенности № 115-22 от 29.11.2022 (л.д.192, т.1), в судебном заседании, поддержали письменные возражения и пояснения по существу иска, приобщенные к материалам дела (л.д.124-128, 146-148, 190-191,233-234, 242-243, т.1, л.д.17-18, 49-51,59-62,75-76, 84-86), т.2), указав, что истцу было отказано в осуществлении выплат ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на указанное в иске недвижимое имущество.
Заслушав участвующих по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить полностью, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора Бердюжского района Тюменской области действующего в интересах Калининой Е.В., полностью по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральным законом № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п.п. «а» п.1 ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Тюменской области от 22.04.2022 N 255-п (ред. от 20.05.2022) "Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в <адрес> <адрес> <адрес> 16.04.2022" (далее – Постановление Правительства Тюменской области № 255-п) определено, что помощь гражданам в связи с утратой жилых помещений и нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном участке) вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара в <адрес> 16.04.2022, предоставляется: в форме единовременной выплаты за жилые помещения; в форме единовременной выплаты за нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) (п.1 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п).
Выплата за жилые помещения предоставляется один раз единовременно при одновременном соблюдении следующих условий: выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 5 настоящего постановления; выплата предоставляется на одно жилое помещение, пострадавшее вследствие чрезвычайной ситуации, вне зависимости от количества граждан, являющихся собственниками данного жилого помещения и (или) проживающих в данном жилом помещении.
Выплата за нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) предоставляется один раз единовременно гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 4 и пункта 5 настоящего постановления, за все нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке), пострадавшие от чрезвычайной ситуации (п.3 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п).
К категории граждан, имеющих право на получение выплаты за жилые помещения и за нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке), в том числе, относятся граждане, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений (п.4, п.5 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п).
Согласно п.6. Постановления Правительства Тюменской области № 255-п под жилыми помещениями, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понимаются жилые помещения, утраченные вследствие чрезвычайной ситуации в результате пожара 16.04.2022 в <адрес> муниципального района <адрес> (далее - жилые помещения, пострадавшие от чрезвычайной ситуации).
Под нежилыми помещениями, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понимаются хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке и не являющиеся жилыми помещениями, утраченные вследствие чрезвычайной ситуации в результате пожара 16.04.2022 в <адрес> муниципального района <адрес>.
Согласно п.7 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п, перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, содержащий сведения об общей площади жилых помещений, утверждается администрацией Бердюжского муниципального района Тюменской области и предоставляется в Департамент социального развития Тюменской области в течение 10 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления.
Размер общей площади утраченного жилого помещения определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В случае отсутствия сведений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, размер общей площади утраченного жилого помещения определяется исходя из сведений, содержащихся в похозяйственных книгах, иных документах, не противоречащих действующему законодательству, имеющихся в органах местного самоуправления.
Согласно п.п.8, 8.1 Постановления Правительства Тюменской области №255-п Департаменту социального развития Тюменской области на основании заявлений граждан поручено осуществить выплаты за жилые помещения получателям помощи в сумме, определяемой из расчета стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой администрацией Бердюжского муниципального района Тюменской области на основании информации о предложениях на рынке жилья, умноженной на общую площадь утраченного жилого помещения.
Пунктом 8.2 Постановления Правительства Тюменской области №255-п определен размер выплаты за нежилые помещения (хозяйственные строения, используемые на приусадебном участке) в размере ста тысяч рублей.
Судом установлено и подтверждается справкой заместителя начальника отдела начальника ОНД и ПР по Бердюжскому МР ОНД и ПР «Ишимский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара, 16.04.2022, на территории д. Глубокое, Бердюжского муниципального района, Тюменской области, был полностью уничтожен жилой дом и хозяйственные строения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Истец Калинина Е.В. признана потерпевшей по уголовному делу №, возбужденному по факту указанного пожара по ст.168 УК РФ (л.д.48-51, т.1).
Из копии протокола осмотра места происшествия и фототаблицы к нему следует, что по указанному выше адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, зафиксировано наличие остатков сгоревших в результате пожара жилого дома и нежилых помещений, в виде обломков шифера, обгоревших остатков деревянных конструкций, кирпичей от печи (л.д.20-25, 195-226, т.1). Аналогичные фотографии с зафиксированными на них после указанного пожара обгоревшими остатками бревен, кирпичей, шифера и фрагментом пожара представлены в материалы дела истцом (л.д.229-232,т.1). Принадлежность этих фотографий участку местности по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалась.
Вместе с тем, как следует из объяснений представителей ответчиков в судебном заседании, а также исследованного судом перечня жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации в результате пожара, 16.04.2022, в д.Глубокое, <адрес>, составленного администрацией Бердюжского муниципального района <адрес> (л.д.52-54, т.2), спорный жилой дом и хозяйственные постройки по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в указанный перечень не были включены ввиду отсутствия сведений по данному имуществу в похозяйственных книгах на указанный адрес по состоянию на дату пожара (л.д.62, т.1).
Из копии жалобы истца Калининой Е.В. от 20.06.2022 следует, что истец обжаловала в прокуратуру Бердюжского района бездействие администрации Бердюжского района, выразившееся в не включении недвижимого имущества истца по указанному выше адресу в перечень имущества, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, в связи с чем, ей не были осуществлены единовременные выплаты за указанное уничтоженное в результате пожара недвижимое имущество (л.д.44-45, т.1).
По данному факту прокуратурой <адрес> главе Бердюжского муниципального района ФИО10 было внесено письменное представление, а затем дополнение к представлению об устранении нарушений закона от 15.07.2022(л.д.52, т.1), на которое, ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> направлен письменный отказ в осуществлении указанных выплат истцу Калининой Е.В. по тем основаниям, что в похозяйственных книгах не имелось сведений на жилое помещение, по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес> за истцом Калининой Е.В., по полученным администрацией района сведениям, право собственности на данное недвижимое имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано (л.д.53, т.1).
Проверяя данный отказ администрации Бердюжского муниципального района, суд приходит к выводу о его необоснованности по следующим основаниям.
Из копии свидетельства о рождении (повторного) II-ФР №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, отделом ЗАГС администрации Сладковского муниципального района <адрес>, на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.47,106, т.1), копии записи акта о заключении брака №, от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Бердюжским бюро ЗАГС <адрес>, на ФИО11 и ФИО1, после заключения брака – Калинину (л.д.13), брак которых прекращен ДД.ММ.ГГГГ, после расторжения брака истцу присвоена фамилия- Калинина (л.д.18, т.1), следует, что матерью истца Калининой (добрачная фамилия- ФИО25) Е.В. является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копии справки о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> (л.д. 26, т.1).
Из копии паспорта истца Калининой Е.В., 7113 042574, выданного ДД.ММ.ГГГГ, территориальным пунктом № МО УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 720-008, следует, что истец Калинина Е.В., с 02.16.2017, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.46, т.1).
Из адресной справки из ОП № МО МВД России «Глышмановский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.110, т.1) и информации ОП № (дислокация <адрес>) МО МВД России «Голышмановский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.228, т.1) следует, что ФИО2 была зарегистрирована по месту жительства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, д.Глубокое; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>. Снята с регистрации в связи со смертью.
Из справки нотариуса нотариального округа <адрес>, ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54, т.1), письменной информации нотариуса ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.103, т.1) и копии наследственного дела № (л.д.104-122, т.1), следует, что, ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом <адрес>, на основании письменного заявления истца Калининой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии наследства в виде денежных средств на счетах в банке на имя ФИО2, было заведено наследственное дело № к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ, ее матери- ФИО2, проживавшей по адресу: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Калинина Е.В. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу. Свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
При этом отсутствие в материалах указанного наследственного дела сведений по спорному наследственному имуществу: жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, равно как и неполучение истцом свидетельства о праве на наследство, само по себе, отказ в удовлетворении иска не влечет.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству.
При этом, в соответствие с разъяснениями, приведенными в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам, если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В соответствие с ч. 1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Из разъяснений, приведенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что, при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Из копии уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 20.05.2022 № КУВИ-001/2022-76725364 следует, что сведения об объекте недвижимости по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д 139, т.1).
Из копии уведомления ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» об отсутствии запрашиваемых сведений № 8656 от 26.05.2022 (л.д.137, т.1) следует, что на хранении в указанном центре отсутствуют сведения об объекте недвижимости по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>.
Вместе с тем, как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17.05.2022, КУВИ-001/2022-71546355 на земельный участок с кадастровым номером 72:04:0603001:68, по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, имеются сведения о регистрации права бессрочного пользования на данный земельный участок за ФИО2 (л.д.74, т.1).
Из исследованных в судебном заседании подлинников похозяйственных книг администрации Бердюжского муниципального района <адрес>, по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, установлено, что, в похозяйственных книгах по данному адресу, за 1983-1985 г.г. (л.д.236-237, т.1) за 1991-1995 г.г. (л.д.238-239, т.1,), за 1997-2001г.г. (л.д.151-152, т.1), за 2007-2011г.г. (л.д.137-136, т.1), зафиксированы сведения о главе хозяйства по указанному выше адресу, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также сведения о принадлежности ей на праве собственности деревянного жилого дома, 1953 года постройки, общей площадью 21 кв.м., жилой площадью 10 кв.м., с кровлей из шифера, и надворных построек (бани, сарая, стайки, возведенных соответственно в 1979,1970,1980 г.г.), расположенных на земельном участке площадью 700 кв.м. по названному выше адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>. Под данными записями имеются подписи ФИО2
Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика администрации <адрес> ФИО8, что подтверждено в представленном ею письменном объяснении, приобщенном к материалам дела (л.д.233-234, т.1).
За период с 2012 по 2016г.г., сведения по названным выше главе хозяйства, жилому дому и надворным постройкам, расположенным по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в похозяйственной книге администрации Бердюжского муниципального района <адрес> по данному адресу, не отражены, простым карандашом вверху страницы, неустановленным лицом, сделана запись «дом снесен» (л.д.68-70, т.1).
Из похозяйственной книги № администрации Бердюжского муниципального района <адрес> с 2016 по 2020, лицевой счет №, паспортные данные 72:04:0603001:68, следует, что по указанному адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, за 2016 год имеются лишь сведения о наличии в пользовании земельного участка площадью 700 кв.м.(л.д.63-67, т.1).
Как следует из письменной информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.62, т.1), в ходе перезакладки похозяйственных книг за 2021-2025г.г., лицевой счет по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, вообще не открывался.
Доводы представителя ответчика администрации <адрес> Матвеевой Е.С. о том, что записи по жилому дому и нежилым помещениям (хозяйственным строениям) по адресу: д.Глубокое, <адрес>, не были внесены в похозяйственные книги за периоды: с 2012 по 2016 г.г. и с 2016 по 2022 г.г. (по состоянию на дату пожара, ДД.ММ.ГГГГ) ввиду фактического отсутствия данного имущества, поскольку жилой дом, согласно заключению председателя Комитета архитектуры и строительства ОМО <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.235, т.1), с 2004г находился в ветхом состоянии и в дальнейшем был разрушен по естественным причинам, судом проверены, являются необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Жилищного кодекса ФИО3 (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ), действовавшей на момент вынесения указанного выше заключения председателя Комитета архитектуры и строительства ОМО <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.235, т.1), проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производилось в порядке, определяемом ФИО3.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 сентября 1983 года № 427 определение такого порядка поручено Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, утвердившему приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529 Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания (далее - Положение).
В силу пунктов 3.2, 3.5 указанного Положения, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов согласно обязательным Приложениям 6 и 7 (пункт 1.2 Положения).
Пунктом 3.1 Положения установлено, что комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам: пригодные для постоянного проживания; непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями; непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
По рассматриваемому делу соответствующий акт о непригодности для проживания спорного жилого дома по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, с 2004 года, отсутствует, ни суду, ни истцу Калининой Е.В., по ее письменному заявлению в администрацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145, т.1), не представлен. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО8 иных документов, кроме указанного выше заключения председателя Комитета архитектуры и строительства ОМО <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № по данному дому не сохранилось.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в указанной выше, похозяйственной книге администрации <адрес> по адресу: д.Глубокое, <адрес>, за 2007-2011г.г. (л.д.134-136, т.1), то есть после составления названного выше заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены сведения по спорному жилому дому ФИО2 без указания об его ветхости и непригодности его для проживания. В последующих похозяйственных книгах, с 2012 по 2022 г.г. данные по указанному жилому дому и хозяйственным постройкам вообще не указаны, что подтверждено сведениями из исследованных в судебном заседании подлинниках похозяйственных книг, не оспаривалось представителями ответчиков и является нарушением п.п.7-9,13 Порядка ведения похозяйственных книг.
В соответствие с ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2010 N 19007), утвержден порядок ведения похозяйственных книг.
Согласно п.2. названного выше Порядка ведения похозяйственных книг, руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность.
Согласно п.п.7,8 данного Порядка ведения похозяйственных книг, записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.
Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления.
Содержание сведений в книге может быть уточнено по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, в том числе при очередном обращении члена хозяйства за выпиской из похозяйственной книги.
Лицевой счет хозяйства (запись по каждому хозяйству) в книге открывают во время ее закладки. Номер лицевого счета представляет собой порядковый номер записи хозяйства при проведении должностными лицами сплошного обхода.
В каждой книге лицевые счета начинаются с номера "1" и по мере заполнения книги не должны содержать пропусков в нумерации.
Согласно п.9 Порядка ведения похозяйственных книг, в книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления, в том числе те, где отсутствуют жилые строения (ветхие, сгоревшие, обвалившиеся и т.д.), но ведется хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки и т.п.) и дома в мелких населенных пунктах. В этих случаях орган местного самоуправления делает запись о состоянии объекта и отсутствии в них граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве.
В соответствие с п.13 Порядка ведения похозяйственных книг, в случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства в верхней части лицевого счета вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия, имя и отчество и паспортные данные прежнего главы хозяйства зачеркиваются.
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО16 следует, что, в апреле 2022г., на основании постановления главы администрации Бердюжского муниципального района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № о введении, с ДД.ММ.ГГГГ, в Бердюжском муниципальном районе, особого противопожарного режима (л.д.176-180, т.1), указанным в письменном перечне (л.д.181-184, т.1) жителям д.Глубокое, администрацией <адрес> были вручены памятки о мерах пожарной безопасности. Жилой дом по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, по состоянию на апрель 2022, имелся в наличии, но по внешнему виду был заброшенным, территория вокруг дома была заросшей травой, поэтому данный дом не был внесен в похозяйственные книги по данному адресу и, далее, в перечень жителей д.Глубокое, подлежащих оповещению о мерах пожарной безопасности, а после пожара, -в перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, по состоянию на дату пожара, ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом непригодным для проживания в порядке, предусмотренном действующим в настоящее время Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее по тексту - Положение N 47), не признавался, решение о его сносе не принималось.
Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Данных действий администрацией Бердюжского муниципального района в отношении спорного жилого дома также не принималось.
Как следует из указанной выше информации ОП № (дислокация <адрес>) МО МВД России «Голышмановский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.228, т.1), ФИО2 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: д.Глубокое, <адрес>, по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, как следует из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО2 постоянно проживала в своем доме до 2011 года, после чего, в связи с предоставлением ей благоустроенной квартиры в <адрес>, в зимний период времени, в связи с ухудшением ее состояния здоровья, она проживала в данной квартире, а все остальное время проживала в своем доме, в д.Глубокое, по <адрес>, пользовалась данным жилым домом и постройками, расположенными на земельном участке, предоставленном ей на праве бессрочного пользования. После смерти ФИО2, с 2017 года и до пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, указанным недвижимым имуществом владела истец Калинина Е.В., которая продолжала пользоваться спорным жилым домом, надворными постройками и земельным участком по данному адресу.
Данные обстоятельства также подтверждены исследованной в судебном заседании открыткой с поздравлениями с «Новым годом», с почтовым штампом ДД.ММ.ГГГГ, копия которой приобщена к материалам дела (л.д.28, т.1), из которой следует, что данная открытка была направлена ФИО2 по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>.
Из имеющихся в материала дела и исследованных в судебном заседании фотографий жилого дома, с табличкой номера 18, огорода и надворных построек (л.д.55-58, т.1), объяснений истца и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО17, следует, что данные фотографии выполнены в различные периоды, в течение всего срока эксплуатации семьей истца Калининой Е.В. жилого дома и надворных построек, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в том числе, фотография дома и огорода по данному адресу с находившимся там сыном истца, ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте 11 лет, то есть, по состоянию на 2000 год (л.д.56,193, т.1). На фотографии дома с табличкой № на л.д.57, зафиксировано, что окна дома закрыты ставнями, что также соответствует объяснениям истца и показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей, пояснивших, что, по окончании дачного сезона, ФИО2, а после ее смерти, истец Калинина Е.В., в целях обеспечения сохранности своего имущества, закрывали окна ставнями. Последние фотографии (л.д.59-61, т.1) выполнены истцом после гибели данного имущества в результате пожара в д.Глубокое, ДД.ММ.ГГГГ, где, на месте пожара, зафиксированы обломки шифера, кирпичей от печи дома, остатки обгоревших бревен.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что бездействие должностных лиц администрации Бердюжского муниципального района, выразившееся в невнесении записей о принадлежности и состояния жилого дома, нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном земельном участке с кадастровым номером 72:04:0603001:68) по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в похозяйственные книги за периоды: с 2012 по 2016 г.г. и с 2016 по 2022 г.г., противоречит п.п.7-9,13 указанного выше Порядка ведения похозяйственных книг.
Доводы представителя ответчика администрации <адрес> ФИО8 о том, что, в соответствие с исследованными в судебном заседании представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Бердюжского муниципального района и постановления главы района ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.163-166, 169-170, т.1), на основании решения данной комиссии, принятого по заявлению ФИО2, проживающей в д.Глубокое, <адрес>, с ФИО2 был заключен договора социального найма на муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м. (л.д.167, т.1), которым ФИО2 фактически пользовалась с 2006 года на основании договора аренды с администрацией Бердюжского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 1 чел, впоследствии, данное жилое помещение передано в собственность ФИО2 бесплатно, в порядке приватизации, на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и ФИО2 (л.д.175, т.1), судом проверены, данные обстоятельства, как и то, что, согласно справке комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2, не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Бердюжского муниципального района (л.д.142, т.1), сами по себе, не являются основанием для вывода об утрате ФИО2 права собственности на указанный в иске жилой дом после предоставления ей для проживания квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Поскольку не доказано иное, ФИО2, при жизни, не отказывалась от права собственности на указанный в иске жилой дом, не отчуждала его, разрушение данного имущества и признание его непригодным для проживания документально, в установленном законом порядке, не подтверждено, решение о сносе данного жилого дома не принималось.
Как следует из объяснений истца Калининой Е.В. и показаний допрошенных в судебном заседании названных выше свидетелей ФИО17, ФИО23, ФИО15, ФИО19, ФИО18, ФИО20, ФИО2 пользовалась принадлежащим ей на праве собственности жилым домом лично до 2011 года, после чего, при помощи своей дочери, истца Калининой Е.В., обеспечивала сохранность данного имущества. Владение спорным жилым домом и надворными постройками, расположенными на земельном участке по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, принадлежавшими на праве собственности ФИО2, после ее смерти осуществлялось истцом Калинной Е.В., принявшей наследство после своей матери в установленном законом порядке.
В соответствие с п.1 ст.1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется, в том числе, подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст.1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно п.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При изложенных обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 218, 235, 1110, 1152, 1153 ГК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" и пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исследовав представленные доказательства, исходя из того, что право на спорный объект недвижимости, жилой дом по адресу: <адрес>, д.Глубокое, <адрес>, возникло у наследодателя ФИО2 до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу о наличии оснований для включения жилого дома и нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном земельном участке с кадастровым номером 72:04:0603001:68) по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, в состав наследства после смерти ФИО2, а также о переходе права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования, после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, к единственному наследнику умершей, принявшему наследство- истцу Калининой Е.В.
Ввиду отсутствия, из-за бездействия администрации <адрес>, соответствующих сведений о принадлежавшем Калининой Е.В., в порядке наследования, недвижимом имуществе, администрацией Бердюжского муниципального района данное имущество не было включено в перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации в результате пожара в д.Глубокое,ДД.ММ.ГГГГ, после чего, истцу, по ее письменному обращению, администрацией <адрес> было отказано в предоставлении Департаментом социального развития <адрес> единовременных выплат за указанные в иске жилой дом и нежилые помещения, предоставляемые в соответствие с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в <адрес> от 16.04.2022», чем нарушены права истца, гарантированные п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральным законом № 68-ФЗ), на возмещение ущерба, причиненного ее имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в порядке и на условиях, определенных Постановлением <адрес> №-п.
По этим основаниям, в соответствие с п. 7 Постановления правительства <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в древне Глубокое, <адрес> муниципального района <адрес> 16.04.2022», суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для возложения на администрацию Бердюжского муниципального района обязанности включить в перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации в результате пожара в д.Глубокое,ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом площадью 21 кв.м и нежилые помещения (хозяйственных строения, используемые на приусадебном земельном участке с кадастровым номером 72:04:0603001:68:баню, сарай, пристрой к дому), расположенные по адресу: <адрес>, д. Глубокое, <адрес>, а также признать за истцом Калининой Е.В. право на единовременные выплаты за указанное жилое помещение – жилой дом площадью 21 кв.м и нежилые помещения, предоставленные Департаментом социального развития <адрес>, согласно п.п.8.1, 8.2 Постановления <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в древне Глубокое, <адрес> муниципального района <адрес> 16.04.2022».
Предусмотренных ст.ст.211,212 ГПК РФ оснований для немедленного исполнения указанного решения судом по данному делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Бердюжского района Тюменской области в интересах Калининой Елены Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области по невнесению записей о принадлежности жилого дома, нежилых помещений (хозяйственных строений, используемых на приусадебном земельном участке с кадастровым номером №) по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в похозяйственные книги за периоды: с 2012 по 2016 г.г. и с 2016 по 2022 г.г.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей №., и перешедшего в порядке наследования, после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., в собственность Калининой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилой дом, площадью 21 кв.м., и нежилые помещения (хозяйственные строения: баню, сарай, пристрой к дому, используемые на приусадебном земельном участке с кадастровым номером №), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Обязать администрацию Бердюжского муниципального района, согласно п. 7 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п от 22.04.2022 «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в <адрес> муниципального района <адрес> 16.04.2022», включить в перечень жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации в результате пожара, ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, жилой дом, площадью 21 кв.м., и нежилые помещения (хозяйственные строения: баню, сарай, пристрой к дому, используемые на приусадебном земельном участке с кадастровым номером №), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признать за Калининой Еленой Викторовной родившейся ДД.ММ.ГГГГ (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, территориальным пунктом № МО УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 720-008), право на единовременные выплаты за жилое помещение – жилой дом, площадью 21 кв.м., и нежилые помещения (хозяйственных строения: баню, сарай, пристрой к дому, используемые на приусадебном земельном участке с кадастровым номером №), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленные Департаментом социального развития Тюменской области, согласно п.п.8.1, 8.2 Постановления Правительства Тюменской области № 255-п от 22.04.2022 «Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате пожара в деревне Глубокое, деревне Шашмурина Бердюжского муниципального района Тюменской области 16.04.2022».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Журавлева Е.Н.
Решение в окончательной форме вынесено судом 27.03.2023