Судья: Торбик А.В. Дело № 33а-30295/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Сухановой И.Н.,
при секретаре Соколовой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2019 года апелляционную жалобу Яковлева А.Ю. на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Яковлева А. Ю. к Администрации Щелковского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным отказа от <данные изъяты> в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Яковлев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Щелковского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным отказа от <данные изъяты> в предварительном согласовании предоставления земельного участка; просил суд обязать административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником одноэтажного здания магазина площадью 80,5 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>А.
<данные изъяты> он обратился в Администрацию Щелковского муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание магазина, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 799 кв.м на кадастровом плане территории. <данные изъяты> ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву того, что испрашиваемый участок расположен в границах лесничеств и лесопарков.
По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, нарушает его права, гарантированные статьей 39.20 Земельного кодекса РФ; ссылка административного ответчика на то, что испрашиваемый участок расположен в границах лесничеств и лесопарков, противоречит действующим на территории <данные изъяты> градостроительным регламентам.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск Яковлева А.Ю. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, административный истец обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом; учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Яковлев А.Ю. с <данные изъяты> является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>А. (л.д. 12-13).
<данные изъяты> он обратился в Администрацию Щелковского муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предоставлении государственной услуги - предварительном согласовании представления земельного участка площадью 799 кв.м по вышеуказанному адресу с видом разрешенного использования «магазины» (л.д. 38-39); к заявлению прилагалась подготовленная по заказу заявителя схема расположения земельного участка площадью 799 кв.м на кадастровом плане территории (л.д. 41).
<данные изъяты> Администрация Щелковского муниципального района <данные изъяты> отказала Яковлеву А.Ю. в предоставлении государственной услуги со ссылкой на положения п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ и позицию уполномоченного органа субъекта РФ – Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> (л.д. 87).
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставлениередоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе, если разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <данные изъяты> испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесничеств и лесопарков.
Кроме того, статьей <данные изъяты> от 24.07.2014 <данные изъяты>-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1).
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, осуществляется при наличии согласия <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном <данные изъяты> (часть 3 статьи 2).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Министерство имущественных отношений <данные изъяты> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <данные изъяты> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При указанном нормативном регулировании орган местного самоуправления муниципального района лишен возможности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений <данные изъяты>.
В целях разрешения поставленного Яковлевым А.Ю. вопроса орган местного самоуправления представил в компетентный орган - МВК по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> (коллегиальный орган при <данные изъяты>) пакет необходимых документов, в том числе проект распорядительного акта.
Однако решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> (пункт 315 протокола) отказано в согласовании проекта соответствующего постановления (л.д. 88). До настоящего времени решение МВК не отменено, не признано недействительным.
При таких данных у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка Яковлеву А.Ю.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Решение суда первой инстанции об отклонении заявленных Яковлевым А.Ю. требований основано на материалах дела и не противоречит требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы административного истца аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки последнего; они не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта как направленные на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева А.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи