Судья Автушин Ф.А. Дело № 33-2183/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Ушаковой Л.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2019 года, по которому
исковые требования Бечкало Р.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», отмене приказа, обязании присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении Бечкало Р.П. звания «Ветеран труда».
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 1641 от 01.11.2018 «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» отменен.
Возложена обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить Бечкало Р.П. звание «Ветеран труда».
Взысканы с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу Бечкало Р.П. расходы по оплате услуг представителя 2500 рублей и 300 рублей расходы по уплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Бечкало Р.П. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда». Также истец просил взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя и по уплате госпошлины.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации № 33-п от 04 августа 2004 года Бечкало Р.П. награжден нагрудным знаком «Трудовая слава III степени».
В октябре 2018 года Бечкало Р.П. обратился в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 01 ноября 2018 года № 1641 истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании пп. 2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, по мотиву представления документов, которые не подтверждают его право на присвоение звания «Ветеран труда».
По данным трудовой книжки Бечкало Р.П. и расчету стажа, произведенному ГБУ РК «ЦСЗН г.Воркуты», общий стаж работы истца на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда» составлял 34 года 5 месяцев 0 дней.
Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», пришел к выводу, что поскольку на дату награждения истца знак отличия «Трудовая слава III степени» относился к ведомственным знакам отличия в труде, по состоянию на 30 июня 2016 года Бечкало Р.П. имел необходимый стаж работы, дававший право на присвоение звания «Ветеран труда», исковые требования о признании незаконным приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 01 ноября 2018 года № 1641, признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить истцу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 388-ФЗ с 01.07.2016) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В аналогичной редакции с 1 июля 2016 года изложен п. «а» ч. 1 ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и п. 3 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, предусматривающие порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Пунктом 180 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», определённого Положением в редакции, действовавшей до 30 июня 2016 года, предусматривался нагрудный знак отличия «Трудовая слава» 1, 2, 3 степени Министерства энергетики Российской Федерации, как дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
С 1 июля 2016 года порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», определён «Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 578, во исполнение которого приказом Министерства энергетики РФ от 17 февраля 2017 года № 108 учреждён один ведомственный знак отличия Минэнерго России, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» - медаль «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» и утверждено Положение о данной медали.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с соответствующим распределением функций между этими министерствами.
Согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 11, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 23 октября 2017 года № 999, нагрудный знак отличия «Трудовая слава III степени» относился к ведомственным наградам.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 (далее - Положение), звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В Положении № 302 в редакции до вступления в силу постановления Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» знак «Трудовая слава 3 степени» был предусмотрен п.180 Приложения № 2 в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» при наличии требуемого стажа работы.
Ссылка Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на требования абзаца 2 пункта 5 Положения № 302 о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, согласно которым не учитываются ведомственные знаки отличия в труде (медали, нагрудные знаки, знаки, значки) II и III степени, не являются основанием для отказа в иске, поскольку такое условие введено постановлением Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128.
Между тем, применение при разрешении настоящего спора п.5 Положения № 302 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21 февраля 2017 года № 128 будет противоречить общепризнанным международным и конституционным принципам правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой (ретроспективно) норм закона, ухудшающих положение лица.
Бечкало Р.П. на момент изменения правового регулирования в области присвоения звания «Ветеран труда» был награждена ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение этого звания, имел необходимый трудовой стаж, что подтверждается справкой пенсионного органа, следовательно, обращение истца в государственный орган с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» после изменения законодательства не может быть основанием для отказа в присвоении такого звания.
Довод апелляционной жалобы о чрезмерности заявленной к взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя также несостоятельна, так как судом первой инстанции при взыскании расходов в размере 2500 рублей учтен объем и характер выполненной представителем работы (составление искового заявления).
Оснований для уменьшения размера указанной суммы судебная коллегия не усматривает.
Довод о несогласии с решением суда в части взыскания с Министерства в пользу истца судебных расходов в виде государственной пошлины не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Действительно, по общему правилу, предусмотренному в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем, данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствующий бюджет, соответственно, ссылка апелляционной жалобы на положения статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, как освобождающие Министерство от возмещения понесенных истцом расходов по оплате госпошлины, в данном случае является ошибочной, вследствие неправильного толкования норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи