Решение по делу № 2-1186/2023 от 07.11.2023

Дело № 2- 1186 / 2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск                             14 декабря 2023 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В., при секретаре судебного заседания Матеровой Е.В.,

с участием истца Руденко О.А.,

представителя ответчика Николаевой В.Н., третьего лица Полыновой И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руденко О.А. к УФСИН России по Волгоградской области, третьи лица ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной компенсации и её выплатах,

установил:

Руденко О.А. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Волгоградской области о признании решения незаконным и возложении указанной обязанности. Исковые требования мотивированы тем, что истец является вдовой старшего лейтенанта внутренней службы, старшего инженера производственно-диспетчерского отдела учреждения ЯР- 154/18 УИТУ УВД Волгоградского облисполкома, Руденко Н.Н. погибшего <дата> при исполнении служебных обязанностей.

Истцу в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается пенсионным отделом ГУ МВД России по Волгоградской области.

В соответствии с ч.1.1 ст.12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011г. № 247-ФЗ, в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти).

Условия и порядок осуществления указанной выплаты определены правилами осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (Правила), в силу пункта 4 которых для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган заявление с приложением установленного перечня документов.

Согласно п.3 Правил назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации.

<дата> Руденко О.А. обратилась в УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о назначении вышеуказанной компенсации.

Согласно письму УФСИН России по Волгоградской области от <дата>. в выплате ежемесячной денежной компенсации истцу отказано на заседании комиссии <дата> со ссылкой на п.3 Правил, согласно которым выплата осуществляется по последнему месту службы сотрудника – в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Истец с отказом не согласна, поскольку на основании Указа Президента РФ от 28.07.1998г. №904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав по состоянию на 01.08.1998г. центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в свой деятельности передана в ведение Министерства юстиции РФ с 01.09.1998г.

В соответствии с п.2 данного Указа Президента РФ уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ является правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД России.

Руденко Н.Н. на момент гибели проходил службу в учреждении ЯР-154/18, то есть проходит службу в уголовно-исполнительной системе. В связи с чем, истец считает, что именно УФСИН России по Волгоградской области уполномочены назначить и производить истцу ежемесячную денежную компенсацию начиная с <дата>. и в дальнейшем; и просит суд признать незаконным решение УФСИН России по Волгоградской области от <дата> об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации.

В судебном заседании истец Руденко О.А. заявленные уточненные требования поддержала, настаивая на их удовлетворении.

Представитель УФСИН России по Волгоградской области Николаева В.Н., представитель ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области Полынова И.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, мотивируя тем, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска Руденко О.А., просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, руководствуясь представленными письменными возражениями.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по Волгоградской области – Федичева Е.А. в письменных возражениях на иск указала, что ГУ МВД России по Волгоградской области не вправе назначать и производить за счет средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы. Учитывая, что УФСИН России является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ, которое в свое время являлось правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ, и погибший Руденко Н.Н. при исполнении служебных обязанностей проходил службу в учреждении ЯР- 154/18 УИТУ УВД Волгоградского облисполкома, исковые требований Руденко О.А. к УФСИН России по Волгоградской области являются обоснованными. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (ст.1).

В статье 12 вышеуказанного закона определены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.

В данную статью Федеральным законом от 04.06.2014г. № 144-ФЗ введена часть 1.1, которая предусматривает, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.

Условия и порядок осуществления указанной денежной компенсации, установленной ч.1.1 ст.12 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 №1783.

Согласно п.3 Правил осуществления выплат, назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина РФ.

В соответствии с данной нормой в п.3 Постановления Правительства в РФ от 20.10.2021 г. № 1789 определено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2021г.

Согласно п.9 Правил предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 01.07.2021г. в размере действовавших на соответствующий год.

Судом установлено, что Руденко Н.Н. проходил службу в учреждении ЯР - 154/18 УИТУ УВД Волгоградского облисполкома с <дата> по <дата> (л.д.42).

Как следует из выписки из приказа от <дата>. № 114 л/с УВД Волгоградского облисполкома, Руденко Н.Н. исключен из списков личного состава за смертью с <дата>. с должности старшего инженера ППЧ предприятия №18 производственного объединения ЯР-154. УИТУ УВД Волгоградского облисполкома (л.д.43).

Согласно заключению по факту смерти Руденко Н.Н. установлено, что старший лейтенант внутренней службы Руденко Н.Н. погиб при исполнении служебных обязанностей.

Истец Руденко О.А. является вдовой погибшего Руденко Н.Н. (л.д.10,14-15).

Истцу в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлена пенсия по случаю потери кормильца.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются и объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, а именно: свидетельством о заключении брака, копиями справок и копией переписки между сторонами.

<дата> истец Руденко О.А. обратилась на имя начальника УФСИН России по Волгоградской области о назначении ей ежемесячной денежной компенсации установленной ч.2.1 ст.11 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ответу от <дата>. Руденко О.А. отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что назначение данной ежемесячной денежной компенсации не представляется возможным в виду

Согласно Протоколу от <дата>. заседания комиссии по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, Руденко О.А. отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации.

Данное решение мотивировано тем, что Руденко О.А. в выплате денежной компенсации отказано в соответствии с пунктом 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1783,учитывая Разъяснения Управления кадров Федеральной службы исполнения наказаний от 11.02.2022 № исх. 7-8224 ( л.д.58-59).

Между тем,согласно ст.9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в редакции на момент возникших правоотношений предусматривала, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (далее сотрудники уголовно-исполнительной системы). Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируется настоящим Законом и другими законами РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в ее состав по состоянию на 01.08.1998г. центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации с 01.09.1998г. (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба исполнения наказаний с передачей ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.

Таким образом, несмотря на то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы до августа 1998 года входили в состав ОВД РФ, финансирование УИН осуществлялось самостоятельным, отличным от МВД бюджетом. С учетом этого МВД России не вправе назначать и производить за счет средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей бывших сотрудников государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, которая в свое время являлось правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Волгоградской области.

30.12.2012г. принят Федеральный закон № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.2.1 ст.11 которого предусмотрены меры социальной поддержки членов семей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) при выполнении служебных обязанностей.

В части 2.2 ст.11 указанного Федерального закона содержится положение о том, что к лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 2.1 настоящей статьи, относятся в том числе, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 2.1 настоящей статьи, имеют супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.

Условия и порядок такой выплаты осуществляется в соответствии с Правилами осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 ст.11 Федерального закона № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021г. № 1783.

Учитывая, вышеуказанные положения, а также тот факт, что истец в <дата> обращалась к ответчику с заявлением о назначении компенсации, установленной Федеральным законом № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд полагает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Решение УФСИН России по Волгоградской области от <дата> об отказе в назначении социальной выплаты следует признать незаконным.

Руденко О.А. следует назначить и производить выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.2.1 ст.11 Федерального закона №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с <дата> ( со дня обращения её с заявлением).

Истцом в связи с обращением в суд с настоящим иском были понесены судебные расходы в сумме 533 руб.( по госпошлине и почтовые расходы),которые на основании ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению за счет ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Руденко О.А. к УФСИН России по Волгоградской области, третьи лица ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной компенсации и её выплатах, - удовлетворить.

Признать незаконным решение УФСИН России по Волгоградской области от <дата> об отказе в назначении Руденко О.А. ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.2.1 ст.11 Федерального закона №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Возложить обязанность на УФСИН России по Волгоградской области назначить и производить Руденко О.А. выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.2.1 ст.11 Федерального закона №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с <дата>.

Взыскать с УФСИН России по Волгоградской области в пользу Руденко О.А. судебные расходы в размере 533 руб. 00коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Ковалева Е.В.

2-1186/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Руденко Ольга Александровна
Ответчики
УФСИН России по Волгоградской области
Другие
ГУ МВД России по Волгоградской области
ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области
Суд
Урюпинский городской суд Волгоградской области
Судья
Ковалева Елена Викторовна
Дело на странице суда
urup.vol.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Подготовка дела (собеседование)
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее