Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Маджалис 11 июня 2024 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Шахбанова Р.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к ФИО2 в защиту прав неопределенного круга лиц,
у с т а н о в и л:
управление Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> (далее - Управление) обратилось в Кайтагский районный суд с иском в порядке ст.46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование исковых требований указывает, что Управлением, на основании соответствующего письма Управления, основанного на письме МВД по РД, ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование в отношении кафе «<адрес>», которым руководит ответчик, на предмет соблюдения в нем требований законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения, в связи с выявленными по республике случаями массового отравления граждан в местах общепита.
Утверждает, что по результатам обследования выявлен ряд нарушений действующего санитарного законодательства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором подробно приведен большой перечень нарушений санитарного законодательства.
С учетом приведенных обстоятельств и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исключения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, просит
признать незаконными действия ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированный по адресу, РД, <адрес> по оказанию услуг общественного питания, выразившееся в ненадлежащем выполнении требований санитарного законодательства в кафе «<адрес>» по адресу <адрес>,
обязать гр. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течение 60 дней после удовлетворения исковых требований устранить нарушения в организации общественного питания, выразившееся в ненадлежащем выполнении требований санитарного законодательства в кафе «Де Люкс»» по адресу <адрес> район, <адрес>, а именно
- организации в предприятии общественного питания производственного контроля, основанного на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью, установленными предприятием общественного питания, пункт 2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20; пункт 3 части 3 статьи 10 TP № статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ,
- осуществления приема пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания при наличии маркировки и товаросопроводительной документации (декларации соответствия, ветеринарные справки), обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных техническими регламентами, пункт 2.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ- 20,
- изготовления продукции в соответствии с ассортиментом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, утвержденными руководителем организации или уполномоченным им лицом, пункт 2.8 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- проведения ежедневного осмотра работников, занятых изготовлением продукции общественного питания, а также работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, пункт 2.22 и Приложение № к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- заключения договора с аккредитованной организацией для проведения дератизации и дезинфекции объекта общественного питания п. 2.23 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- нанесения соответствующей маркировки на разделочный инвентарь, производственные столы раздельные для сырья и готовой к употреблению пищевой продукции, пункт 3.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- ведения ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции и влажности в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях, пункт 3.8 и Приложение №, 3 к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала в соответствии с п.2.5 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Письменных возражений на исковое заявление не поступило.
В судебное заседание представитель ТО Управления Роспотребнадзора в <адрес> не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, иск просит удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание также не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд счел возможным, на основании ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В ст.ст.41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы осуществления государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу положений статей 1 и 2 данного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 вышеуказанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.3 ст.39 указанного федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 2 ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 данного закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...»).
Общие санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, направленные на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, предусмотрены главой II данных Правил.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан произошло острое пищевое отравление 36 местных жителей, в том числе 25 детей, употребивших продукты в столовой рядом с лицеем.
В связи с этим, Министр внутренних дел республики обратился с письмом в Управление с целью возможности проведения совместных проверок для исключения таких случаев.
ДД.ММ.ГГГГ проведено обследованное в отношении кафе, которым руководит ответчик по настоящему делу, на предмет соблюдения в нем требований законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения, в связи с выявленными по республике случаями массового отравления граждан в местах общепита.
По результатам обследования выявлен ряд нарушений действующего санитарного законодательства, подробный перечень которых приведении в акте, составленном ДД.ММ.ГГГГ.
С данным актом ознакомился ответчик по делу, каких-либо замечаний к нему не высказал.
Таким образом, суд исходит из того, что неисполнение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу нарушения конституционных прав граждан и прежде всего лиц, потребляющих продукты в данном заведении.
Учитывая вышеназванные нормы, а также то, что Управление уполномочено на принятие мер, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предъявление исков в суд при выявлении нарушений санитарного законодательства, суд приходит к выводу о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в суд с настоящим иском является правомерным, а требования иска подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец, в силу п.13 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.,194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к ФИО2 об устранении нарушений санитарно эпидемиологического законодательства РФ, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по оказанию услуг общественного питания, выразившееся в ненадлежащем выполнении требований санитарного законодательства в кафе «<адрес>» по адресу <адрес>,
обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течение 60 дней после удовлетворения исковых требований устранить нарушения в организации общественного питания, выразившееся в ненадлежащем выполнении требований санитарного законодательства в кафе «<адрес>» по адресу <адрес>, а именно
- организации в предприятии общественного питания производственного контроля, основанного на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью, установленными предприятием общественного питания, пункт 2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20; пункт 3 части 3 статьи 10 TP № статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ,
- осуществления приема пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания при наличии маркировки и товаросопроводительной документации (декларации соответствия, ветеринарные справки), обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных техническими регламентами, пункт 2.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ- 20,
- изготовления продукции в соответствии с ассортиментом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, утвержденными руководителем организации или уполномоченным им лицом, пункт 2.8 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- проведения ежедневного осмотра работников, занятых изготовлением продукции общественного питания, а также работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний, пункт 2.22 и Приложение № к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- заключения договора с аккредитованной организацией для проведения дератизации и дезинфекции объекта общественного питания п. 2.23 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- нанесения соответствующей маркировки на разделочный инвентарь, производственные столы раздельные для сырья и готовой к употреблению пищевой продукции, пункт 3.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- ведения ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции и влажности в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях, пункт 3.8 и Приложение №, 3 к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20,
- обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала в соответствии с п.2.5 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья