РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2021 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Березовской А.А.,
с участием представителя административного истца Петрова А.Н.-Ивасык С.Ю., представителя административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области Агафоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1414/2021 по административному искуПетрова Алексея Николаевича к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка об отсутствии наложении на земли лесного фонда, о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области в отношении земельного участка об отсутствии наложении на земли лесного фонда, исключении сведений, возложении обязанности инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений,-
у с т а н о в и л :
Петров А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка об отсутствии наложении на земли лесного фонда, о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области в отношении земельного участка оботсутствии наложении на земли лесного фонда, исключении сведений, возложении обязанности инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, ссылаясь на то обстоятельство, что по состоянию на 04.06.2021 года не вынесен акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части площади наложения, чем существенно нарушены его права (л.д.2-4).
19.07.2021 года Петров А.Н. уточнил свой иск и просил признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером № об отсутствии наложений на земли лесного фонда. Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером № об отсутствии наложений земли лесного фонда и не внесении изменения в границы Ногинского, Рахманов лесничеств. Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГ Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номе № об отсутствии наложении на земли лесного фонда. Признать незаконным бездействие ГБУ МО «Мособлгеотрест», выразившееся невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером № об отсутствии наложении на лесного фонда. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером № о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащие государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером № о наложении на земли лесного фонда и внести изменении границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру предоставлению сведений в ИСОГД, РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастров номером № о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати. с момента вступления в законную силу решения суда( л.д.90-92).
В обоснование иска указала, что Петров Алексей Николаевич является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадь 22 085 кв. км., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 29.12.2014 г., что подтверждается выпиской ЕГРН.
В связи с тем, что согласно справке № Р001-6148295986-41282376 от 08.12.2020 г. о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером № с землями лесного фонда составляла 82.49 кв.м., 09 декабря 2020 г. Петров Л.М. обратился в Комитет Лесного хозяйства московской области с просьбой:
привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном сном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Петрову А.Н., границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости;
исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Петрову А.II.
По итогам рассмотрения заявления Петрова А.Н. 15.01.2021 г. Комитет Лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка, однако фактически акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части площади наложения не вынес и не направил в уполномоченный орган.
В судебном заседании14.09.2021 года представитель административного истца настаивална удовлетворении представленного административного искового заявления. Пояснила, что 22.07.2021 ( то есть после предъявления иска в суд) акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части площади наложения ( пересечения 67 кв.м.) Комитетом лесного хозяйства Московской области направлен в Мособлархитектуру для отражения в государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД Московской области), однако в действительности площадь пересечения составляет согласно справке о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий 82, 49 кв.м. (л.д.14-16).
Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области Агафонова А.О. возражала против удовлетворения уточненного иска. Указала, что 22.07.2021 за Исх-21892/19 отсканированный акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части площади наложения ( пересечения 67 кв.м.) Комитетом лесного хозяйства Московской области направлен в Мособлархитектуру для отражения в государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД Московской области).26.07.2021 за регистрационным номером № 46759000_10_566862 указанный акт размещен в ИСОГД Московской области. Указала, что не знает, по какой причине акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером №:составлен на площадь наложения 67 кв.м., а не 82, 49 кв.м.
Представитель административного ответчика Комитет по архитектуре и градостроительству представил письменный текст возражений, в суд представителя не направил.
Представители федерального агентства лесного хозяйства, ГБУ МО «Мособлтрест» в суд представителей не направили, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушавпредставителей административного истца и представителя ответчика Комитета лесного хозяйства Московской областиАгафонову А.О.,суд находит, что данное заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.
Согласно ч. 4 ст. 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Пунктом 9 статьи 81 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68.1 Лесного кодекса проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Частью 3 статьи 23 Лесного кодекса предусмотрено, что создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 23 JIKРФ обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 68.1 Лесного кодекса РФ при установлении и изменении границ лесничеств уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подготавливает графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким графическим описанием местоположения границ Ногинского лесничества Московской области, которое является действующим приложением к решению о создании лесничества, является приказа Рослесхоза от 20.12.2019 № 1436 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 № 131 «Об установлении границ Ногинского лесничества в Московской области» вместе с координатным описанием границ данного лесничества.
Пространственные границы Ногинского лесничества в Московской области отображены в ИСОГД Московской области на основании приказа Рослесхоза от 20.12.2019 № 1436 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 № 131 «Об установлении границ Ногинского лесничества в Московской области».
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 20.12.2019 № 1436 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 № 131 «Об установлении границ Ногинского лесничества в Московской области» вместе с графическим описанием местоположения границ лесничеств направлен для размещения в ИСОГД Московской области Комитетом лесного хозяйства Московской области (письмо от 26.10.2020 Исх-27866/29-08).
Полномочиями по установлению и изменению (уточнению) границ лесничеств наделен только федеральный орган государственной власти Российской Федерации, а именно - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Единственные полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются:
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
таксацию лесов (учет леса, его материальная оценка);
проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
При этом полномочия по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, осуществляются в отношении установленных в соответствии с действующим законодательством лесничеств, проектирование которых ранее было осуществлено.
Из материалов настоящего дела установлено, что Петров Алексей Николаевич является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадь 22 085 кв. км., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата присвоения кадастрового номера 29.12.2014 г., что подтверждается выпиской ЕГРН.
В связи с тем, что согласно справке № Р001-6148295986-41282376 от 08.12.2020 г. о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером № с землями лесного фонда составляла 82.49 кв.м., 09 декабря 2020 г. Петров Л.М. обратился в Комитет Лесного хозяйства московской области с просьбой:
привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном сном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021910:44, принадлежащего на праве собственности Петрову А.Н., границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости;
исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Петрову А.II.
По итогам рассмотрения заявления Петрова А.Н. 15.01.2021 г. Комитет Лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка.
22.07.2021 за Исх-21892/19 отсканированный акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № на площадь 67 кв.м. Комитетом лесного хозяйства Московской области направлен в Мособлархитектуру для отражения в государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД Московской области).
26.07.2021 за регистрационным номером № 46759000_10_566862 указанный акт размещен в ИСОГД Московской области.
Таким образом доводы административного истца о том, что при наличии акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра Мособлархитектура обязана была внести изменения в ИСОГД Московской области в части изменения пространственных границ Ногинского лесничества в Московской области, а также исключить из ИСОГД Московской области сведения о пересечении рассматриваемого земельного участка с границами соответствующих лесничеств, являются необоснованными, поскольку в силу требований, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный орган обеспечивает только размещение в ИСОГД Московской области документов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия. Внесение в ИСОГД Московской области сведений о принятых актах об изменении документированной информации государственного лесного реестра осуществляется без изменения пространственных границ лесничеств в Московской области. Полномочиями по корректировке пространственных границ лесничеств, в том числе по изменению (установлению) границ соответствующих лесничеств, Мособлархитектура не обладает. Сведения об актуализации пространственных границ Ногинского в Московской области в Мособлархитектуру не поступали.
Государственная услуга по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании распоряжения Комитета лесного хозяйства Московской области от 26.03.2021-5 № 28 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости».
В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 6.1.1 Административного регламента, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
Следовательно, даже вышеуказанным административным регламентомпредусмотрено, что Комитет по архитектуре и градостроительству Московской областитолько размещает в ИСОГД Московской области электронные образы указанных актовМособлкомлеса. что в рассматриваемом случае было исполнено Мособлархитектурой.
Вышеуказанная государственная услуга Комитетом лесного хозяйства Московской области оказывается в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, т.е. осуществляется приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, а никак не изменение (корректировка) границлесничеств в Московской области.Как указывалось выше, Комитет лесного хозяйстваМосковской области данными полномочиями не обладает.
Согласно ч. 2 ст. 57 ГрК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принявшие, утвердившие, выдавшие документы, материалы, которые подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов, материалов направляют соответствующие документы, материалы, сведения о документах,материалах в уполномоченные на размещение в государственных информационных системахобеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих документов, материалов, сведений о документах, материалах обеспечивают их размещениев государственных информационных системах обеспеченияградостроительной деятельности.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, в силу требований, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ГрК РФ, Комитет по архитектуре и градостроительству обеспечивает только размещение в ИСОГД Московской областидокументов, материалов, сведений о документах, материалах, поступивших в рамках межведомственного взаимодействия.Сведения об актуализации пространственных границ лесничества в части пересечения с земельным участкомиз Комитета лесного хозяйства Московской области, либо Рослесхоза в Мособлархитектуру не поступали.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ,-
Р е ш и л :
Уточненный иск Петрова Алексея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса об исключении противоречий в сведениях и передаче в компетентные органы документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части устранения пересечения с землями лесного фонда на площадь 82, 49 кв.м.
В удовлетворении иска о признании незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГ Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номе № об отсутствии наложении на земли лесного фонда, признании незаконным бездействия ГБУ МО «Мособлгеотрест», выразившееся невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером № об отсутствии наложении на лесного фонда, обязании Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021910:44 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда, обязавании федерального агентство лесного хозяйства исключитьсведения, содержащие государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером № о наложении на земли лесного фонда и внести изменении границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда, обязывании Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру предоставлению сведений в ИСОГД, РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастров номером № о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати.с момента вступления в законную силу решения суда
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через суд, принявший решение.
Председательствующий Г.С. Комиссарова