Решение по делу № 33-2875/2024 от 13.09.2024

Судья Стародубцева М.А.             УИД №65RS0016-01-2024-000106-55

Докладчик Марьенкова А.В.            Дело №33-2875/2024 (№2-199/2024)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 октября 2024 года                                           город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего: Марьенковой А.В.,

судей: Загорьян А.Г., Петровой Л.А.,

с участием прокурора: Калашниковой А.В.,

при помощнике судьи: Зориной Т.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области к Ф.И.О.1 о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, возложении обязанности передать ключи,

встречному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области, администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения,

по апелляционным жалобам представителей администрации Углегорского городского округа Сахалинской области Демура В.Г., комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области Ямлиханова А.В. на решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 20 июня 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области Данилейко Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации Углегорского городского округа Сычаевой С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О.1, заключение прокурора Калашниковой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области обратился в суд с иском к Ф.И.О.1 о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, возложении обязанности передать ключи. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ с Ф.И.О.1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на <адрес>, в которой согласно акту комиссионного осмотра в жилом помещении необходимо провести капитальный ремонт. Поскольку ответчик отказывается от переселения в квартиру маневренного жилищного фонда, инициировал иск.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратился в суд с встречным иском к комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что ему как лицу, относящемуся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году предоставили <адрес>, которая не отвечает установленным требованиям и нормам, в связи с чем инициировал иск.

Определениями Углегорского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация Углегорского городского округа Сахалинской области, в качестве третьего лица на стороне ответчика управление образования Углегорского городского округа.

Решением Углегорского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ встречное исковое заявление Ф.И.О.1 удовлетворено частично. На администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области возложена обязанность предоставить Ф.И.О.1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте города Углегорска. В удовлетворении иска комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области к Ф.И.О.1 о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, возложении обязанности передать ключи, а также встречного иска Ф.И.О.1 к комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации Углегорского городского округа Сахалинской области Демура В.Г. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления. Приводит доводы о том, что на момент передачи жилого помещения квартира полностью соответствовала требованиям законодательства, в процессе эксплуатации приведена в ненадлежащие состояние. Считает, что состояние жилого помещения может быть улучшено в процессе проведения ремонтных работ.

В апелляционной жалобе представитель комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области Ямлиханов А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления. Приводит доводы о предоставлении жилого помещения в хорошем состоянии, об отсутствии у Ф.И.О.1 длительное время претензий к жилому помещению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрации Углегорского городского округа Сахалинской области Углегорский городской прокурор указал на несостоятельность изложенных в ней доводов.

В суде апелляционной инстанции представитель комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области Данилейко Н.В., представитель администрации Углегорского городского округа Сычаева С.В. настаивали на доводах апелляционных жалоб.

Ф.И.О.1, прокурор Калашникова А.В. указали на законность и обоснованность решения суда.

Представитель управления образования Углегорского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено, что Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителем. Постановлением администрации Углегорского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ему на условиях типового договора найма, установленного для данной категории граждан, предоставлена <адрес> общей площадью 28,5 кв. м сроком на 5 лет, в этот же день с ним заключен договор найма жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратился к главе Углегорского городского округа с заявлением, в котором просил инициировать работу межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа для обследования <адрес>, указав на наличие в жилом помещении трещин, плесени, сырости и нарушение температурного режима.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодной для проживания.

Не согласившись с указанным заключением межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа, Ф.И.О.1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Углегорскую городскую прокуратуру с заявлением по факту его нарушения жилищных прав.

В рамках проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования жилого помещения <адрес>, согласно которому в кухне оконные откосы отслоились. Обои деформировались. В ванной комнате нарушен красочный слой. Вентиляция в квартире не работает. Инженерные системы центральные. Радиаторы системы теплоснабжения прогреваются равномерно (горячие). Температурный режим в квартире не соответствует норме (кухня и прихожая + / – 13,2 градусов, комната + / – 16,2 градусов). Также в ходе проверки по обращению Ф.И.О.1 установлено: скопление в подвальном помещении многоквартирного <адрес> водных масс; наличие строительного и бытового мусора в брошенных соседних квартирах; нарушение температурного режима на лестничной клетке первого этажа (температура 6 градусов, радиатор отопления не функционирует, окно не имеет плотного притвора и не оборудовано фурнитурой); отсутствие освещения на первом этаже; отсутствие герметизации межпанельных стыков фасада указанного многоквартирного дома (с внешней стороны квартиры Ф.И.О.1).

Разрешая требования о предоставлении Ф.И.О.1 иного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Установив факт представления администрацией Углегорского городского округа Ф.И.О.1 жилого помещения в многоквартирном <адрес>, в котором находится <адрес>, имеющем существенные строительные недостатки, проявившиеся, в том числе, в процессе эксплуатации жилых помещений и при наличии которых данный многоквартирных жилой дом, а соответственно, и спорная квартира, не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, и не обеспечивали безопасных условий проживания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для отмены постановленного им решения по доводам апелляционных жалоб ответчиков.

Приказом Министерства образования Сахалинской области от 26.09.2017 №3.12-69 утверждены требования к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций, жилого дома в целом.

Вентиляция, отопление, системы водоснабжения, водоотведения, лифты и др., находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

В квартире должны быть установлены: межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабинка, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, окна ПВХ, электрическая или газовая плита с духовкой.

Дверные и оконные системы должны быть исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки должны открываться, а швы по периметру должны быть заполнены герметиком или уплотнителем. Все запорные устройства должны быть в рабочем состоянии и в наличии, а крепления надежно зафиксированы. На стеклах не должно быть трещин, стеклопакеты должны прочно фиксироваться в рамах.

Стены, полы, потолки в квартире, а также сантехника, расположенная в этой квартире, электропроводка, межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабинка, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, остекленные оконные рамы, обои, плинтусы, трубы и электрическая или газовая плита с духовкой не должны требовать ремонта и быть в исправном состоянии.

Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

Квартира должна отвечать санитарно-техническим нормам, позволяющим нормальную эксплуатацию, с ремонтом, свободная и подготовленная к заселению.

Из содержания технического отчета по результатам обследования жилого дома на предмет пригодности или непригодности для проживания граждан, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного ООО ЭКЦ «Техэкспертиза», следует, что техническое состояние дома оценено как ограниченно-работоспособное: фундамент – горизонтальная и вертикальная гидроизоляция конструкций фундаментов отсутствует, выпадение раствора из швов между отдельными блоками ФБС, неравномерная осадка фундаментов здания, о чем свидетельствуют сквозные трещины в узлах сопряжения стеновых блоков. В соответствии с ВСН 53-86(р) значение физического износа фундаментов составляет 65%; наружные и внутренние стены здания – повсеместное нарушение целостности отделочных слоёв фасадов, участки деструкции защитного бетонного слоя стеновых блоков с оголением арматуры и её коррозией, нарушение целостности заполнения швов между блоками наружных стен, отсутствие антисейсмических поясов по периметру здания. В соответствии с ВСН 53-86(р) значение физического износа стен составляет 70%; перегородки – нарушение целостности отделочного слоя перегородок, что проявляется в растрескивании штукатурного слоя, отставании обоев и др. В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перегородок составляет 50%; перекрытия – прогибы панелей подвальных перекрытий, деструкция защитного бетонного слоя панелей подвальных перекрытий с оголением арматуры и её коррозией. В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перекрытий составляет 50%; полы –повсеместное нарушение целостности материалов покрытия полов, коробление дощатого настила полов, зыбкость при ходьбе. В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перекрытий составляет 55%; несущие конструкции покрытия (стропильной системы) – локальные участки увлажнения обрешетки стропильной системы в результате протечек кровли. В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа стропильной системы составляет 45%; кровля – требуется ремонт (протечки кровельного покрытия, о чем свидетельствует увлажнение обрешетки стропильной системы). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа кровли составляет 55%; лестничные марши и площадки – требуется ремонт (сколы и выбоины в отдельных ступенях лестничных маршей, расшатанность перил лестничных маршей). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа лестничных маршей и площадок составляет 50%; дверные и оконные блоки – требуется ремонт (коробление переплетов деревянных оконных блоков). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа кровли составляет 55%; системы водоснабжения, отопления и электроснабжения – требуется замена. В соответствии с ВСН 53-86 (р) нормативный срок эксплуатации внутридомовых магистралей до постановки на капитальный ремонт (полной замены) составляет 30 лет, 20 лет и 30 лет, соответственно; значение физического износа систем водоснабжения, отопления и электроснабжения составляет 70%.

Приведенные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что администрацией Углегорского городского округа надлежащим образом не исполнена обязанность по обеспечению истца жилым помещением, пригодным для проживания, отвечающим требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, а право истца на предоставление однократно благоустроенного жилья, пригодного для проживания, по договору найма специализированного жилого помещения, не реализовано, что, как следствие, явилось основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности обеспечить Ф.И.О.1 иным жильем.

При этом, вопреки доводам апелляционных жалоб, сам факт отнесения <адрес> к категории ограниченно-работоспособное подтверждают факт неисполнения органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Приведенные недостатки жилого <адрес> вопреки доводам апелляционных жалоб, не могли возникнуть вследствие бесхозяйного отношения Ф.И.О.1 к жилому помещению.

В соответствии с ч.5 ст.100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 – 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч.2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч.3).

На основании ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (ч.3). Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (ч.4).

Из приведенных положений законодательства применительно к спорным отношениям следует, что наймодатель (администрация Углегорского городского округа) обязана не только предоставить Ф.И.О.1 по договору найма специализированого жилого помещения квартиру, соответствующую требованиям ст.15, ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приказу министерства образования Сахалинской области от 26.09.2017 №3.12-69 "Об утверждении требований к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но и обеспечивать поддержание жилого помещения на период действия договора в соответствующем указанным требованиям состоянии, за исключением текущего ремонта, обязанность по проведению которого возложена на нанимателя, а также участвовать в поддержании общего имущества дома в надлежащем, функционально работоспособном состоянии.

Указанные в техническом отчете ООО ЭКЦ «Техэкспертиза» недостатки мест общего пользования и самого многоквартирного дома, являясь предметом ответственности наймодателя, каковым выступает в настоящем споре администрация Углегорского городского округа, имеют правовое значение не только на момент передачи жилого помещения нанимателю, но и в процессе исполнения такого договора, независимо от причин возникновения этих недостатков (строительные либо эксплуатационные), в связи с чем являются несостоятельными доводы апелляционных жалоб о передаче квартиры Ф.И.О.1 в хорошем состоянии и отсутствие с его стороны жалоб на протяжении длительного периода времени.

Не влекут отмену решения суда и доводы апелляционных жалоб о включении дома в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014 – 2043 годы», утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.04.2014 №199, поскольку не опровергают выводов суда о ненадлежащем исполнении муниципалитетом обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.

Иной подход напрямую нарушал бы требования п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.1 ст.3 Закона Сахалинской области от 08.12.2010 №115-ЗО "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области" о предоставлении указанной категории граждан благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм гражданского процессуального права и при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 20 июня 2024 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей администрации Углегорского городского округа Сахалинской области Демура В.Г., комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области Ямлиханова А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2024 года.

Председательствующий:                        А.В. Марьенкова

Судьи:                                              А.Г. Загорьян

Л.А. Петрова

33-2875/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КУМС Углегорского ГО
Углегорская городская прокуратура
Ответчики
Администрация Углегорского городского округа
Уваров Виктор Александрович
Другие
Серпикова Светлана Юрьевна
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Марьенкова Алена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
13.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024Передано в экспедицию
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее