г. Сыктывкар УИД 11RS0002-01-2023-004246-90
Дело № 2-3731/2023 (№33-3190/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 22 апреля 2024 г. дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2023 г., которым постановлено:
иск Чемодановой А.С. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о перерасчете заработной платы, выплате неполученных сумм с учетом денежной компенсации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Чемодановой А.С. с 1 октября 2022 г. тарифную ставку (оклад) в размере 20783,09 руб., произвести перерасчёт заработной платы, оплаты дней отпуска с 1 октября 2022г.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Чемодановой А.С. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб.
В удовлетворении остальной части иска Чемодановой А.С. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» – отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300,00 руб.,
и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2024 г., которым постановлено:
дополнить резолютивную часть решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2023 года по гражданскому делу №2-3731/2023 абзацами следующего содержания:
«Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Чемодановой А.С. недоплату заработной платы за период с 01.10.2022 по 30.11.2023 в общей сумме 619750,28 руб., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм по 13.12.2023 включительно – 75326,12 руб., а всего 695076 (шестьсот девяносто пять тысяч семьдесят шесть) руб. 40 коп.
Взысканная сумма недоплаты заработной платы определена до удержания налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести самостоятельный расчёт и выплатить в пользу Чемодановой А.С. денежную компенсацию (проценты), предусмотренную статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с 14 декабря 2023 года по день фактического расчета включительно.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 10150 (десять тысяч сто пятьдесят) руб. 75 коп.».
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия
установила:
Чемоданова А.С. обратилась в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» (далее МБУ «СДУ») с требованиями о возложении обязанности установить ей тарифную ставку (оклад) с 01 октября 2022 г. в размере 20 783, 09 руб., с 01 января 2023 г. – 21 480, 05 руб., произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что она работает в МБУ «СДУ» в должности .... Работодателем с 30 сентября 2022 г. ей установлен оклад в размере 13 720 руб. Однако 11 декабря 2019 г. заключено отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г. (далее Соглашение на 2020-2022 гг.), действовавшее с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г., согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда установлена в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Выплата заработной платы в спорные периоды, производилась работодателем в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 и примечанием к Приложению № 1 Постановления, однако указанное постановление не подлежит применению с 1 января 2021 г., поскольку противоречит региональному и федеральному отраслевым Соглашениям в части установления меньшей по размеру тарифной ставки рабочего 1-го разряда. Должность заведующего отделом промышленной безопасности и охраны труда не имеет разряда и оклад по ней не является произведением тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифный коэффициент. Согласно примечанию к Приложению №1 к Постановлению администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 в случае, если служащий осуществляет трудовую деятельность в муниципальном учреждении МО ГО «Воркута», которая относится к 1 группе по оплате руководителей, служащему устанавливается оклад, повышенный на 15%. Следовательно, с 01 октября 2022 г. по 31 декабря 2022 г. работодатель был обязан производить начисление и выплату ей заработной платы исходя из оклада равного произведению 1,15 прожиточного минимума с повышением его на 15%, то есть в размере 20 783,09 руб. (15 15,00руб. х 1,15 + 15% от полученной суммы). В связи с истечением срока действия Соглашения на 2020-2022 гг. с 01 января 2023 г., исходя из оклада равного произведению величины МРОТ и повышающего коэффициента 1,15, установленного Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 гг. (далее региональное ОТС), а также с повышением его на 15%, примечанию к Приложению №1 к Постановлению администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103, то есть в размере 21 480,05 руб. (16 242 руб. х 1,25 + 15% от полученной суммы).
Истец и ответчик, третьи лица: администрация МО ГО «Воркута» и МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвовали.
Представитель Чемодановой А.С. – Пахмутов Д.А. требования поддержал по доводам иска.
Судом приняты указанные выше решение и дополнительное решение по делу.
На решение и дополнительное решение МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» поданы апелляционные жалобы. В жалобах учреждение просит отменить решения суда, полагает, что они приняты при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решения и дополнительного решения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Чемоданова (ранее - ...) А.С. с 28 марта 2014 г. принята на должность МБУ «СДУ» .... Между сторонами заключен трудовой договор от 27 марта 2014 г. № 457.
Приказом от 01 сентября 2015 г. № 331-к с 01 сентября 2015 г. истец переведена на должность ..., а приказом от 07 декабря 2016 г. № 612-к – на должность начальника отдела ... МБУ «СДУ».
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29 сентября 2022 г. Чемодановой А.С. с 30 сентября 2022 г. установлен оклад в размере 13 720 руб.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
11 декабря 2019 г. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с 01.01.2020.
Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3.2 Соглашения).
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляли.
К основным правовым актам, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, относится Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15 октября 2018 г. № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от 19 октября 2018 г. № 201.
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями № 1,2,3,4 постановления главы администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МОГО «Воркута».
Согласно п. 3.4 Положения об оплате труда МБУ «СДУ» установлены сроки выплаты заработной платы: за первую половину 30-го числа текущего месяца (для февраля 28 или 29 числа); за вторую половину – 15 числа следующего месяца.
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 утверждены должностные оклады руководителей, специалистов и служащих отраслевых должностей муниципальных учреждений согласно Приложению 1 к настоящему Постановлению.
В соответствии с разделом 4 постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 «Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» должность заведующего отделом <2> относится к 1 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 11 931 руб.
Согласно примечанию <2> к приложению № 1 Постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103 в случае, если служащий осуществляет трудовую деятельность в муниципальном учреждении муниципального образования городского округа «Воркута», которое относится к I группе по оплате труда руководителей, служащему устанавливается должностной оклад, повышенный на 15%.
В 2021 г. размер прожиточного минимума по Республике Коми для трудоспособного населения составил 15 715 руб. (согласно постановлению Правительства Республики Коми от 21 января 2021 г. № 15) и действовал весь год.
В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение, суд учел положения статьи 392 Трудового кодекса РФ и с учетом даты обращения с настоящим иском в суд (10 ноября 2023 г.), а также срока выплаты заработной платы, пришел к выводу о том, что срок на обращение с требованиями за период с 01 октября 2022 г. истцом не пропущен.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 129, 135, 143, 45, 48 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению, на ответчика распространяет свое действие Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., в связи с чем подлежат применению положения пункта 3.1 Соглашения в части установления минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда дорожной отрасли с применением коэффициента 1,15.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, а также применил приложение № 1 постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30 июля 2018 г. № 1103, которым установлено повышение должностного оклада (15%), установленное для должности заведующего отделом и рассчитал тарифную ставку истца с 1 октября 2022 г. в размере 20 783, 09 руб. (15 715 руб. х 1,15) х 15%)+ (15715 руб. х 1, 15).
Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с 01 октября 2022 г., возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.
Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Из искового заявления, Чемодановой А.С. следует, что ею, в том числе заявлялось требование о возложении на ответчика обязанности после установления ей тарифной ставки, произвести перерасчет заработной платы в соответствии с вновь установленным окладом, а также выплатить в её пользу компенсацию, предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса РФ.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период 01 октября 2022 г. по 30 ноября 2023 г. в общей сумме 619 750, 28 руб., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм по 13 декабря 2023 г. включительно – 75 326,12 руб., а всего 695 076 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные доказательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута» МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса РФ, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».
Следовательно, действие данного соглашения распространяется на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
Доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2023 г. и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 23 апреля 2024 г.
Председательствующий
Судьи