Дело № 2а-885/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре Васютиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахаровой Л. Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сахарова Л.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – УзиО) о признании отказа в установлении категории земель «земли населенных пунктов», вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в УЗиО с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № и об установлении вида разрешенного использования и категории земель.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ8 года истцу было отказано в предоставлении в аренду земельного участка и установления вида разрешенного использования и категории земель.
Истец, не согласившись с данными решениями УЗиО, просит их отменить как незаконные.
На судебное заседание истец Сахарова Л.Д. не явилась, о месте и времени извещена своевременно и надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Камаев В.Р. исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель Администрации городского округа город Уфа РБ в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Мингазов К.Р., действующий по доверенности, в удовлетворении заявленных требований истца просил отказать.
Таким образом, принимая во внимание право истца на рассмотрение дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью не допущения нарушения этого права, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Сахарова Л.Д. является собственником объекта недвижимости – сооружения, с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Сахарова Л.Д. обращалась в УЗиО с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № и об установлении категории земель и вида разрешенного использования «для завершения строительства индивидуального жилого дома».
Письмом № С11620 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №. Основаниями к отказу послужили пункты 20 и 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Истец с письмом № С11620 от ДД.ММ.ГГГГ не согласен, считает его незаконным, нарушающим права истца.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
На основании ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц – в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы определяет, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
С учетом приведенных норм виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым номером № согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №/ПР от ДД.ММ.ГГГГ находится территориальной зоне Ж-1, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлен виды разрешенного использования.
На основании изложенных правовых норм, а также с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что исключительное право на приобретение земельного участка в аренду в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть ограничено видом разрешенного использования земельного участка, в том числе и отсутствием такового в государственном кадастре недвижимости.
Относительно довода об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № в связи с тем, что он не отнесен к определенной категории земель (пункт 21 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки.
Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Частями 4 и 12 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта.
С учетом приведенных норм категория спорного земельного участка установлена: земли населенных пунктов.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлена категория земель.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В пределах границ города г. Уфы, на территории которой расположен участок с кадастровым номером № функции собственника в части распоряжения землей, осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной в области и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, с учетом того, что категория спорного земельного участка установлена, обязанность по направлению в орган кадастрового учета документов, подтверждающих в том числе отнесение сформированного земельного участка к определенной категории, лежит на органе местного самоуправления.
Неисполнение данной обязанности нарушает права истца, вследствие чего не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сахаровой Л.Д. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сахаровой Л. Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа незаконным, удовлетворить.
Признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме № С11620 от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления решения в законную силу установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «земли населенных пунктов», установить вид разрешенного использования «для завершения строительства индивидуального жилого дома» и направить в адрес Сахаровой Л. Д. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Л.Х. Тухбатуллина